Какую учебную нагрузку могут выдерживать дети
с разными типами нервной системы.
Почему одни дети (и взрослые:) делают намеченное в последний момент, когда «все горит, ждать больше нельзя», а другие, напротив, быстро истощаясь в спешке и стрессе, предпочитают последовательно и системно решать задачи?
Почему одни дети успевают и в школу, и в музыкалку, и на драмкружок, кружок по фото, а другие сразу «сгорают» в многозадачности?
Причиной таких различий может быть тип нервной системы ребенка (для взрослого работает та же типология).
И именно особенности нервной системы ребенка, по мнению детского нейропсихолога, клинического психолога Наталии Романовой-Африкантовой, могут быть тем самым первым пунктом, который важно учитывать при выборе школы, построении образовательного маршрута и организации занятий.
Иначе возможны ситуации, когда:
- умный, способный ребенок оказывается на грани невроза в сильной школе или быстро теряет учебную мотивацию от длительной дороги до школы и обратно;
- а ребенок, который «мобилизуется» в стрессе и соревнованиях, перестает совсем учиться в школе с «мягким» подходом к обучению.
В сегодняшней статье мы как раз и разберем главные различия двух основных типов нервной системы.
Слабый тип нервной системы
Обладатель этого типа, вступая в работу, достаточно быстро истощается, а в ситуациях стресса работоспособность сильно падает.
Для ребенка со слабым типом нервной системы сам факт того, что засекают время и нужно работать на время, может становиться стрессом ― в итоге он теряется и не понимает, что делать.
Любая соревновательная составляющая обучения также может вызывать стресс и, как следствие, быструю утомляемость.
Сильный тип нервной системы
Такая нервная система хорошо работает в ситуации стресса. Здесь нет быстрого истощения.
Сильный тип нервной системы — это классические прокрастинаторы, которые делают все в последний день, когда дедлайны «прижимают». Стресс мобилизует такую нервную систему.
Обратная сторона ― детям с сильной нервной системой, как правило, сложно делать что-то в спокойном и размеренном темпе, когда нет сильного напряжения: «Ничего страшного не происходит, нигде не “горит” ― зачем прямо сейчас заниматься?»
В будущем это возможные спасатели и летчики-испытатели, но сейчас, в процессе обучения, у них возникают сложности: на уроках такие дети часто ведут себя слишком активно, им сложно усидеть на месте.
И родителям в подобной ситуации может казаться, что, если у ребенка есть сложности с вниманием, с тем, чтобы сидеть и быть «хорошим мальчиком», то такому ребенку нужна школа со свободным перемещением, с более мягкими правилами по дисциплине.
Но ребенку с сильной нервной системой в такой школе тоже придется трудно, потому что он не будет ничего делать. Если никто явным образом не настаивает, то он будет ненадолго чем-то интересоваться, а потом перегорать.
Нет «плохого» и «хорошего» типа нервной системы
Есть особенности, которые важно учитывать при выстраивании образовательного маршрута ребенка и при выборе школы в том числе.

Есть определенные виды деятельности, в которых человек с сильной нервной системой будет испытывать значительные сложности.
Точно так же есть определенные виды, в которых трудно придется обладателям слабого типа нервной системы.
Тип нервной системы помогает оценить способность ребенка выдерживать стресс, нагрузку. |
Поэтому уровень нагрузки на ребенка, по мнению Наталии Романовой-Африкантовой, должен определяться не уровнем его интеллекта, а типом его нервной системы:
насколько он готов выдерживать нагрузку, участвовать в соревновательной системе, работать в состоянии стресса, на время, на рекорд и т. д.
Умный, замечательный, интеллектуально развитый ребенок со слабой нервной системой, отличник в обычной школе при переходе в сильную, возможно, и приобретет важные навыки с образовательной точки зрения. Но риск заполучить в «комплекте» невроз также очень высок.
И напротив, говоря о ребенке с сильной нервной системой, важно понимать: чем больший стресс ребенок может выдерживать, тем больше вероятность, что без стресса он почти не будет ничего делать, создавая впечатление у окружающих «немотивированного» ребенка.
«А можно ли как-то скорректировать тип нервной системы?»
Такой вопрос Наталия Романова-Африкантова часто слышит от родителей, обеспокоенных тем, что у их ребенка оказывается НЕ сильный тип нервной системы.
По мнению Наталии ― это не повод для расстройства и тревог, а фактор, который важно учитывать→
Нет ничего страшного или ужасного в том, что ребенок показал слабость нервной системы. Он может стать поэтом, художником, спортсменом, боксером и программистом, президентом и ученым, блогером и врачом, чемпионом и лидером.Ему НЕ противопоказаны никакие виды занятий. Ему НЕ рекомендованы излишние нагрузки — семь разных кружков в сочетании с языковой гимназией, изучение пяти иностранных языков или физико-математический лицей с ВУЗовскими требованиями, начиная с пятого класса.⠀По данным исследований, сильная нервная система встречается менее чем у 10% людей в популяции.⠀Они могут стать летчиками-испытателями, разведчиками, кардиохирургами, снайперами. Вот, пожалуй, список профессий, в которых без сильной нервной системы действительно будет тяжело (не значит, что невозможно).Значимо повлиять на силу нервных процессов нельзя. И не нужно. Но нужно понимать, что объем нагрузки, которая предлагается ребенку, должен соответствовать не уровню интеллекта, не академическим успехам, а силе нервной системы. Она не должна работать на износ. … Зная тип нервной системы, вы просто учитываете это — при выборе школы, количества кружков, выполнении домашнего задания. |
Наталия Романова-Африкантова провела онлайн-практикум «Выбор школы», одной из тем которого стал тип нервной системы.
Вместе с экспертом подробно обсудили, как можно определить этот тип (в т.ч. самостоятельно), какие особенности в обучении и выборе школы следует учитывать.
Также мы обсудили:
✅ как выбрать школу для ребенка тревожного / высокочувствительного / с дефицитом внимания / не умеющего сдерживать эмоции / с особенностями здоровья;
✅ какие существуют варианты школ и форм обучения, каким детям они показаны, а каким могут навредить;
✅ что можно сделать, когда выбор доступных школ ограничен или его совсем нет;
✅ как родительские тревоги и страхи могут помешать выбрать для ребенка школу, которая подходит ему, а не родителям;
✅ на что влияет выбор школы, а на что — выбор учителя, как подобрать выигрышную комбинацию;
✅ что такое образовательные цели, зачем и как их ставить.
Практикум доступен в записи.
Хочу разобраться,
как ставить целина обучение
и выбирать школу/педагога
↓↓↓
Для тех, кому важна всесторонняя подготовка к первому классу
Успешность ребенка в обучении зависит во многом от школьной готовности самого ребенка, готовности родителя, образовательных целей и правильной адаптации первоклассника.
Все эти темы Наталия Романова-Африкантова разбирает в тематических практикумах:
Практикум «К школе готов!» о диагностике готовности ребенка и родителя (можно приобрести запись).
Практикум «Выбор школы», о котором мы рассказали выше.
Практикум «Первый раз в первый класс» о том, как поддержать ребенка в первом классе.
Вы можете приобретать практикумы по отдельности на наиболее актуальную тему. Или воспользоваться спецценой на пакет сразу из трех практикумов (доступ к трансляциям + записи на 6 месяцев). |
Хочу сразу все три практикума
о будущих первоклассниках
*****
Иду только на практикум про выбор школы
