Ребенок получил двойку? Напоите его чаем • Школа родительства «Большая Медведица»

Как реагировать на плохие оценки, чтобы не передать ребенку собственный страх перед «двойками» 

Альберт Эйнштейн однажды сказал:

«Каждый — гений. Но если вы будете судить о рыбе по ее способности взбираться на дерево, она на всю жизнь уверует в собственную глупость».

В каждом из нас живет убеждение, что школьные отметки оценивают какие-то значимые характеристики детей — как минимум, их интеллект и способности к эффективному обучению. Как максимум, служат прогнозом на будущее.

Эту установку поддерживает само устройство образовательной системы. Ведь лучшие школы и лучшие университеты ждут лучших — отличников, медалистов, победителей олимпиад. В крайнем случае, хорошистов. 

Успеваемость ребенка ставится во главу пирамиды обучения на протяжении всего его школьного пути. 

Но так ли это на самом деле?

Могут ли двойки и тройки «поставить крест» на успешности ребенка в его взрослой жизни? 

Приглашаем вас на бесплатную онлайн-лекцию «Будет дворником? Как перестать бояться неуспешности детей» с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой

Будем вместе разбираться, чем успеваемость отличается от успешности, как они связаны друг с другом и какое будущее ждет детей, которые не учатся на одни пятерки. 

Двойка — это субъективное мнение. И ничего больше

«К сожалению, в нас очень сильно живет убеждение, что школьные оценки оценивают и нас, и ребенка, — говорит Наталия. — Очень важно всем родителям понимать, что оценка — это субъективное мнение конкретного учителя о том, как конкретный ученик освоил конкретную тему в конкретный момент времени. И ничего больше.

В первую очередь, родитель должен четко понимать, что это его страх, его тревога. И эту тревогу о том, что ребенок «станет дворником», если учится не на все пятерки, если он не хорошист, да даже если он действительно двоечник, нельзя удовлетворять за счет ребенка. 

Это наша тревога, и мы достаточно взрослые люди, чтобы справляться с ней самостоятельно. 

Если вдруг у вас возникают такие мысли, что ваш ребенок будет неуспешен только потому, что в школе он не получает исключительно положительные оценки, нужно разобраться, откуда в вас это убеждение». 

Хорошего терапевтического эффекта в подобных случаях можно достигнуть при помощи простого вопроса. 

Что стало с самыми заядлыми двоечниками из вашего класса? 

Как правило, выясняется, что многие дети, которые плохо учились в школе (а некоторые могли и вовсе ее не закончить), смогли достичь в своей жизни успеха, достаточно хорошо зарабатывают и, в целом, счастливы. 

Несмотря на все двойки и тройки, заваленные экзамены, жалобы учителей, слезы родителей и так далее. 

Вольно или невольно родители, учителя, вся образовательная система внушают детям, что двойка — это провал, неудача, что-то плохое, что не должно происходить.

Все вместе мы задаем детям ложную систему координат: успеваемость = успешность.

И забываем, что за всеми отметками, прежде всего, живые дети. И они важны для нас безусловно. Просто потому, что они есть. 

Представьте, что с двойкой домой приходите вы

«Смотрите, вы с утра встали с больной головой, она у вас всю ночь болела, вы плохо спали. Утром поехали на работу. В метро толкучка, — предлагает импровизацию Романова-Африкантова. — Или в машине вы в жуткую пробку встали, бензином воняет. Начали уже нервничать, на работу опоздали. 

Пришли на работу, не грузится ноутбук или сломалась ручка. Работали-работали… 

Тут прилетает начальник: «Маша, где отчет?» 

И вы: «У-у-у… Еще же отчет!» 

Срочно начинаете делать этот отчет и понимаете: «Как же я могла забыть! Что ж у меня из головы вылетело из-за всех пробок, и больной головы, и больного живота!»

Делаете отчет, сами уже понимаете, что не то совершенно, что хотелось бы. Не то, что от вас ждали. Но за оставшиеся 15 минут до дедлайна ничего больше сделать не можете. 

Пишите, отправляете и сидите в предвкушении того, что сейчас вам прилетит. Прилетает. 

Вызывает к себе начальник и говорит: «Слушай, это что такое? С такими отчетами за третий квартал премию не получишь! Это отчет или что?»

Вам обидно, и в то же время вы понимаете, что он прав. Думаете: «Лишь бы этот день закончился!»

Выходите на улицу, а там какой-нибудь еще дождь. Промокшие, расстроенные, едете домой. 

Приезжаете домой с одной спасительной мыслью «теплого чая и под одеяло», чтобы этот день закончился и больше такого никогда в жизни не было.

И тут ваш партнер встречает в дверях вопросом: «Так, почему отчет завален? Это твоя работа, это твоя обязанность. Да, мне уже твой учитель позвонил».  

А вы, напомню, домой зашли с единственным желанием нырнуть под одеяло. 

Но не тут-то было: «Что? Садись отчет переделывай! Завтра пойдешь к начальнику, будешь начальнику объяснять, что все переделано, пусть смотрит еще раз и назначает тебе премию за третий квартал».

Как вы себя в этот момент чувствуете? 

Что вы ждете, когда вы в таком состоянии с «двойкой» или с «тройкой» приходите домой? 

Как правильно поступить в этот момент? 

Представьте, что с двойкой приходит ребенок

… напоите его чаем. 

В первую очередь, родитель — это родитель. Мы контейнируем эмоции ребенка.

Самое главное, что ребенок должен понять: ничто не изменилось в ваших отношениях из-за двойки. Мир не рухнул. Чай на столе. Дома тепло и спокойно.

И пока вы вместе пьете чай, вот то, о чем имеет смысл для начала просто подумать: 

«А чего он хочет? 

Его волнуют двойки? Или не волнуют?

Он забил на себя, как на бездарность? 

Может быть, у него сейчас самое важное – это первая любовь?

Или у него, действительно, какая-то серьезная зависимость, проблема и так далее?»

____________________

О нежелательных отметках и страхах, которые за ними скрываются, продолжим разговор на бесплатной лекции «Будет дворником?» 

Безусловный терапевтический для всех родителей эффект гарантируем;)

За полтора часа лекции выясним

как научиться не переживать за будущее детей, если они:

  • не выигрывают олимпиады;
  • заваливают контрольные;
  • не выдерживают стресса от нагрузки и требований учителей;
  • кое-как переходят из класса в класс, 
  • отказываются ходить в школу —

и как сохранить с ними добрые отношения. Ведь школа закончится, а отношения останутся. 

Присоединяйтесь!

Наталия Романова-Африкантова | Онлайн-лекций «Будет дворником? Как перестать бояться неуспешности ребенка»