Как перестать нервничать по поводу оценок в школе у детей
Каждому ребенку нужно пережить свой опыт двойки, а каждому родителю — отделить свое отношение к оценкам ребенка от чувств самого ребенка по этому поводу, говорит Наталия Романова-Африкантова, детский нейропсихолог и автор онлайн-курса о детской мотивации «Хочу. Могу. Делаю».
Вместе с Наталией на онлайн-лекции «Учебная мотивация после каникул. Как разговаривать с детьми, чтобы они хотели учиться» мы обсудили, как после каникул настраивать детей и настраиваться самим, чтобы учеба в школе была ресурсной и эффективной.
____________________________________
Предлагаем Вам проанализировать свое отношение к неудовлетворительным оценкам ребенка.
«Опять двойка»

«За родительским отношением к оценкам часто скрывается привычная в этой роли тревожность, — поясняет Наталия Романова-Африкантова. — Как родители, мы привыкли волноваться: когда пополз, когда пошел, когда заговорил, тепло одет / недостаточно тепло, научился читать /не научился читать, как учится / как не учится в школе.
И если изначально у нас этот уровень тревоги биологически как-то оправдан, то потом это становится именно привычкой – тревожиться за ребенка. Потому что «если я не тревожусь, то что же я за мать-то такая!»
Как правило, нервничаем мы не из-за самой двойки. Для нас двойка или ничегонеделание ребенка становится триггером, который заставляет думать о том, что «я, как родитель, плохо справляюсь, раз у меня ребенок не занимается и все еще не говорит свободно по-английски, и все еще у него не первый разряд по шахматам».
И мы автоматически начинаем тревожиться:
«Если у него двойка, а я не беспокоюсь – я плохая мама, я должна реагировать, потому что как можно из-за двойки не переживать и не реагировать?»
Поймите, ребенок, который получил двойку и не расстраивается – это лучше, чем ребенок, который получил двойку и расстраивается не из-за двойки, а из-за того, что его мама отругает.
Я понимаю, что у большинства родителей вызывает тревогу ситуация, когда ребенок получил неудовлетворительную оценку и не расстроился.
«Почему он не несчастный? Почему он не рыдает?»
Очень может быть, что ребенок уже отрыдал.
Дети легко переключаются.
Спросите: «А ты расстроился? А ты что по этому поводу думаешь?»
И вот здесь ребенок вряд ли скажет: «Я обрадовался».
А мы считаем, что если он не рыдает в подушку, отказываясь есть третьи сутки из-за двойки, то он недостаточно разочарован своей двойкой.
Спросите у ребенка:
«Ты расстроен?
А ты какую хотел оценку получить?
А как ты думаешь, что не получилось?
Тебе было трудно, ты чего-то не знал
Или ты просто оказался невнимательный?
Или ты забыл, что нужно было выучить?
Что дальше собираешься делать?»
В любом случае мы должны дать возможность ребенку построить на полученной двойке собственный опыт и собственные выводы.
А не порешать за него: «Ты сейчас вместо того и этого идешь сюда и занимаешься тем-то, потому что у тебя двойка». Хотя двойка может быть за то, что ребенок болтал на уроке. Но раз по математике, то, значит, «будешь решать 500 заданий по математике».
Вот то, что в действительности нас должно волновать, когда ребенок приходит с двойкой:
«А чего он хочет?
Почему его не волнуют двойки?
Он забил на себя, как на бездарность?
Может быть, у него сейчас самое важное – это первая любовь?
(Учебно-тренировочные любови в школе обязательны. Первая любовь не должна быть в 22 года с детьми и разводом).
Или у него, действительно, какая-то серьезная зависимость, проблема и так далее?»
__________________________
Итак, после комментария нашего эксперта, что Вы думаете о своем отношении к оценкам ребенка?
Получается ли у Вас отделять свою тревогу по поводу учебы детей от того, что стоит в реальности за неудовлетворительной оценкой?
Пытаетесь ли Вы разобраться, что чувствует сам ребенок по поводу ситуации с двойкой?
Присоединяйтесь к нашему эфиру с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкпнтовой!
Обсудим, как сделать так:
- чтобы школа после каникул не была стрессом для всей семьи;
- чтобы не терзаться муками совести о счастливом ничегонеделании на отдыхе и забытой домашке;
- чтобы наладить учебный ритм за короткий срок и без ссор с ребенком;
- чтобы не растерять желание учиться за первые недели в школе после каникул.
Мы обязательно подробно поговорим о том, как связаны прогулки и хорошая успеваемость в школе.
Присоединяйтесь!
__________________________
«Хочу. Могу. Делаю»
Каждый родитель ежедневно сталкивается с вопросами детской мотивации: включаться или «дать самому преодолеть», «подталкивать» или «пусть увидит последствия», наблюдать или действовать.
Мы не исключение.
В помощь каждому родителю вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой мы подготовили практический онлайн-цикл о детской мотивации и силе воли.
Всего за четыре практикума разберемся →
- Когда у ребенка появляется сила воли, что она из себя представляет и в каком возрасте можно на нее рассчитывать.
- Как устроена мотивация, чем отличается внешняя от внутренней и на какую из них лучше делать ставку для гармоничного развития и качественного образовательного процесса.
- Как дети ощущают время, учатся ставить цели, прилагать усилия и добиваться результата.
- И, конечно, как подружить ребенка с домашкой.