Грызет ногти, «съедает» рукава одежды, ковыряет заусеницы, кусает губы, теребит волосы, что-то нервно крутит в руках, начинает странно покашливать или моргать… «Неудобные», навязчивые, повторяющиеся и при этом неосознаваемые действия ребенка нас сильно злят и не менее сильно беспокоят по вполне обоснованным причинам.
Такие модели поведения у дошкольника, по словам Екатерины Бурмистровой, психолога и автора цикла «Пойми меня. Атлас психологии дошкольника», обычно являются «невротическими знаками» ― ответной реакцией ребенка на стресс.
Специально для Школы осознанного родительства «Большая Медведица», Екатерина рассказала о нескольких базовых правилах для родителей, которые важно соблюдать, чтобы не усилить и не закрепить проявление нежелательных поведенческих моделей.
Как действовать, если вы заметили невротические знаки в поведении своего ребенка?
Не пытайтесь выключить то, что выключить нельзя
Невротические знаки появляются как ответ ребенка на стрессовую ситуацию, которую родители сразу могут не распознать.
Как только мы сталкиваемся с нежелательной поведенческой «привычкой», то испытываем тревогу, думая, что делаем что-то «не так», ― и пытаемся невротический знак сразу «выключить».
Первое правило. Помните: никакое поведение ребенка нельзя «выключить» сразу.
Тем более, нельзя выключить навязчивое, повторяющееся автоматическое действие. Ребенок не может перестать, а постоянные требования значимых взрослых укрепляют чувство, что мама и папа не любят его, потому что он — «не такой».
Второе правило. Не показывайте, что переживаете.
Если Вы покажете свой испуг, свое разочарование, свое сомнение в себе как в родителе, ребенку легче точно не будет.
Третье правило. Не реагируйте «в лоб». Не говорите, чтобы ребенок немедленно перестал.
Для ребенка-дошкольника любое обращение внимания непосредственно на невротический знак с высокой вероятностью лишь усилит его частотность.
Еще один важный момент →
Невротические знак часто делает ребенка менее красивым, гармоничным с точки зрения родителей, даже любящих. У родителя появляется ощущение, что ребенок как бы «сломался», стал не таким «совершенным». В итоге, спасая свое эстетическое чувство и борясь «в лоб», они «сгоняют» невротический знак с одного места на другое.
Например, родителю не нравится, что ребенок грызет ногти. Начинается та самая борьба «в лоб». Однако стрессор по-прежнему работает, и невротические знаки просто мигрируют ― всегда в гораздо более неудобные места: если ранее ребенок грыз ногти, то теперь может начать в прямом смысле вырывать у себя волосы или начать исследовать свои половые органы.
Как же реагировать родителям?
Нужно внимательно наблюдать. В какие моменты, при каких условиях невротический знак проявляется. Динамическое наблюдение за симптомом во времени — богатейшая информация для того, чтобы понять причину и начать работу с ней.
Иногда речь идет о системном стрессе: рождение следующего ребенка, выход мамы на работу, смена взрослого, который находится с ребенком, развод, крупная ссора родителей, заболевание близкого.
Причиной может быть даже сильное впечатление от фильма. В ситуациях, где взрослый делился бы переживаниями, писал бы в дневнике, ругался бы, у ребенка просто нет еще нужных навыков психологической защиты. В результате на ситуацию реагирует тело ребенка теми самыми невротическими знаками.
Внимание: При появлении запинок, заикания нужно реагировать оперативно. В течение 3-4 дней после появления запинок или заикания ребенка нужно обязательно показать врачу. Это принцип быстрой реакции.
Подведем итог. Если вы столкнулись с невротическими знаками у ребенка, то первые и самые главные шаги будут такими:
Вдох ― выдох. Стараетесь успокоиться
Не акцентируете внимание ребенка на нежелательном поведении
Наблюдаете, чтобы определить источник стресса.
Материал подготовлен по мотивам Цикла «Пойми меня. Атлас психологии дошкольника» психолога Екатерины Бурмистровой https://bmshkola.ru/project/inoplanetyaninvvod/
© Школа осознанного родительства «Большая Медведица», www.bmshkola.ru
ЗАПРЕЩЕНО любое частичное использование текста без активной ссылки на источник
Спасибо за поддержку.Очень актуально. Перенесли уже очень много. Осталось чуток ещё.. Младшей 9 лет.
Как извиниться перед ребенком, если сделала ему плохо? Он постоянно коверкает слова, прибавляет к первому слову измененное второе. И так постоянно. Сорвалась. Накричала, высыпала на него кукурузные палочки. Обидела ребенка сильно. Сама теперь мучаюсь, не знаю, что делать…
Ок, понятно, что делать не нужно. А что нужно делать, чтобы, скажем отучить ребенка ковырять в носу? Каждый раз, когда он чем-то занимается: копается в телефоне, смотрит кино, просто задумается — ковыряет в носу. Причем это не желание очистить нос, убрать дискомфорт, а именно неосознанное действие.
Кстати, сейчас осознал: в текстах много говорится, чего не нужно делать, а родителю быть совершенным тоже не возможно — получается, что родитель всегда неправ.
Как быть если и источник известен, но возможности устранить его нет. Ребенок 7 лет грызёт ногти на указательных пальчиках исключительно в детском саду во время сончаса, как он говорит от не желая спать. Как мне видится, что тут не без воспитателей и их методов укладывать спать семилеток (что понятно не просто).