Надо ли помогать детям со стихами, рисунками и поделками? • Школа родительства «Большая Медведица»

Каким должен быть результат творчества ребенка — согласно его возрасту или требованию педагога?

Мне всегда будет непонятно стремление педагога получить от ребёнка результат, не согласно возможностям и возрасту самого ребёнка, но в соответствии со своими, взрослыми, представлениями о прекрасном. 

Например, выставка поделок в детском саду должна радовать глаз не только творческой изобретательностью, но и техникой исполнения. 

Не малыша, который куда приклеил, тому и рад (выйдет огуречик или человечек — не критично вообще), а родителя, в руках которого родится домик из каштанов, похожий не на что-нибудь ещё, а именно на аккуратный такой домик без лишних фантазий.

Или вот стихи собственного сочинения в школу. 

Детям (второй класс) дали задание для поэтического утренника: четыре готовых двустишия дописать самим. 

Моя дочь дописала, не попросив меня о помощи. 

«Хочешь прочитаю?» — «Давай». 

Две строчки взрослого текста в рифму — и две строчки детского текста как есть, рифма едва проскальзывает, а то и не проскальзывает вовсе. 

Но эти две строчки — ровно про неё и ее чувства. Ее словами и интонацией. Честные признания 8 лет про осень, дождь, лужи, холод и грусть. 

(И знаете, это было бы здорово: читать две строчки взрослого вступления, а потом — чтобы звучали детские признания, их собственные голоса. 
Как это было бы круто).

Как есть — в школе заворачивают. 
Потому что не в рифму. 
И просят сделать задание с родителями. 

Мы вместе перечитываем заданные Соне строки: 
Брожу по улицам и лужам.
Осенний день пуглив и дик.

«Осенний день пуглив и дик», — не скажет ни одна девочка 8 лет. Ок, совсем честно: мы, взрослые, не скажем. 

Чтобы так сказать, нужно удариться оземь, словить дух юного Саши Пушкина (или собственно автора — Сергея Есенина) и усилием воли и разума сочинить стихотворение, которое звучит стихотворением. Стихотворение — поделку. 

Но стихи так не пишутся. «Когда б вы знали из какого сора…» Надуманное стихотворение — плохое стихотворение. 

Не нужно ждать от детей искусственных красивостей. 

Пусть говорят своими словами. Научите их играть в рифму. Покажите, какой это весёлый конструктор — рифма. Покажите, как она может звучать — и криво-косо в том числе, и с переносом, и белым стихом. 

Погрузите их в стихи как в океан. Научите их плавать в море поэзии, научите их любить поэзию — и они вернутся на берег с фантастическим уловом. Они напишут стихи. Свои. Настоящие и живые.

*****

Но перед нами — эти строчки. А за нами — «завернутые» пробы собственного голоса. И мы вместе ищем рифмы. 

А потом я помогаю Соне с сюжетом и связующими словами-мостиками. 

И пока она запоминает — рисую персонажа этих строк (потому что мне кажется, что ей будет легче принять эти строчки, если она их увидит) и саму Соню в профиль. 

И сержусь на себя. 

Что поддалась и сделала эту красивую оболочку. 

Соня запоминает строчки — а я вижу, что они ей далеки и непонятны. И никогда-никогда-никогда она не написала бы их сама. 

И утром я не попрошу повторить их. 

Утром я разрешу Соне рассказать своё. Может быть, для выступления она выберет наше — вот это — общее. Но, может быть, решится быть самой собой. 

Если не в этот, то в другой раз. Я не буду больше мешать «поделками».

_____________________________

Я вспомнила эту историю, пока мы готовили наш эфир «Драмкружок, кружок по фото…» с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой. 
— Так все-таки помогать или не помогать детям со стихами, рисунками и поделками? 
— Каким должен быть результат творческого порыва ребенка — как надо педагогу или как пожелает душа творца? 
— По правилам или без? 
— Соответствующим видению учителя или возможностям ребенка?

«Обязательно поговорим, каким должно быть включение родителей в творческую и кружковую деятельность», — пообещала наш спикер. 

Приглашаем Вас составить персональный гид по выбору занятий для ребенка.

«Драмкружок, кружок по фото...» | Наталия Романова-Африкантова

Основные темы, которые рассмотрим:

— С какого возраста нужны ребенку кружки.
— Какое должно быть максимальное количество кружков.
— Кому лучше доверить выбор кружка — родителю или ребенку.
— Считаются ли за кружки музеи, театры, концерты, выставки.
— Что делать, если ребенок спустя какое-то время перестает хотеть ходить на кружок.
— Каким должно быть соотношение кружков с физической и умственной нагрузкой.
— Какой кружок предпочтительнее — тот, который укрепляет сильные стороны ребенка, или тот, который развивает слабые.

Ориентировочная продолжительность трансляции: 1― 1.5 часа.  
 Присоединяйтесь!

 __________________________

«Надоело заставлять» vs «Хочу. Могу. Делаю»

Каждый родитель ежедневно сталкивается с вопросами детской мотивации: включаться или «дать самому преодолеть», «подталкивать» или «пусть увидит последствия», наблюдать или действовать.

Мы не исключение. 

В помощь каждому родителю вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой мы подготовили практический онлайн-цикл о детской мотивации и силе воли.

Всего за четыре практикума разберемся →

  • Когда у ребенка появляется сила воли, что она из себя представляет и в каком возрасте можно на нее рассчитывать.
  • Как устроена мотивация, чем отличается внешняя от внутренней и на какую из них лучше делать ставку для гармоничного развития и качественного образовательного процесса.
  • Как дети ощущают время, учатся ставить цели, прилагать усилия и добиваться результата.
  • И, конечно, как подружить ребенка с домашкой.

Хочу. Могу. Делаю. Романова-Африкантова