Детский нейропсихолог о том, почему плохие оценки — не приговор. Даже в запущенных случаях
Если ребенок приносит из школы тройки, а то и двойки, беспокоиться нужно не о самом факте таких оценок, а о том, какая проблема может скрываться за ними.
Некомфортная, с психологической точки зрения, атмосфера в классе, сложные взаимоотношения со сверстниками или учителем — причины могут быть разные. В том числе — физиологические дефициты, мешающие ребенку осваивать программу.
В сегодняшней статье мы обсудим случай из практики детского нейропсихолога Наталии Романовой-Африкантовой. На консультацию к ней привели ребенка, которому школьный психолог поставил дисграфию и дислексию, а школьный учитель — фактически — умственную отсталость.
Ребенок на тот момент учился в 4 классе, сильно отставал по программе, с трудом понимал задания по всем предметам, хватал одну плохую отметку за другой.
Родителям выдали направление на психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы ребенка перевести в коррекционную школу. Перед комиссией мама и папа решили получить второе мнение и нашли Наталию.
«Он не мог читать, и это тянуло за собой трудности по всем предметам»
«В ходе диагностики я поняла, что интеллект у ребенка абсолютно сохранен, восприятие сохранено, — вспоминает Наталия Романова-Африкантова. — При том, что в школе про ребенка сказали, что у него дефицит интеллектуальных способностей, и ему надо в специальную школу.
По результатам диагностики стало понятно, что у ребенка дефицит вестибулярной системы и вызванный этим вторичный дефицит окуломоторного контроля: ему очень сложно удерживать взгляд на строчке. Из-за этого ребенок не может читать.
А поскольку не может читать, это тянет за собой и все остальные трудности: ему сложно на русском, потому что он не удерживает строчку, сложно на математике, потому что он не может прочитать условия задачи, сложно на окружающем мире — и так далее.
Мы начали работать, решили проблему с вестибюльной системой и окуломоторным контролем — и ребенок смог нормально читать.
За лето между четвертым и пятым классом он нагнал ту часть программы, которую пропустил, потому что элементарно не мог ничего прочитать. В результате пятый класс в этой же школе ребенок закончил без троек».
«Как мне понять, какие трудности обучения могут быть у моего ребенка?»
Прежде всего, не спешите реагировать на плохие оценки. Замечайте и поддерживайте любые, даже самые небольшие, достижения ребенка.
Главное, что должен знать ребенок — это то, что родитель полностью на его стороне. И на отношения с мамой или папой не влияют тройки с двойками и замечания учителя.
Все остальное — поправимо и преодолимо. В том числе с нашей помощью;)
В том, какие функциональные трудности могут испытывать при обучении дети от 6 до 12 лет, будем подробно разбираться на онлайн-курсе «Если в школе трудно», который стартует уже сегодня, 4 марта, в 22:00 мск
Выясним:
- почему ребенку может быть трудно обучаться, в том числе таким простым для нас, взрослым, вещам, как чтение и письмо,
- как мы можем ребенку помочь и при этом не испортить с ним отношения,
- как найти в самих себе ресурс, чтобы занять помогающую позицию, а не критикующую, и, тем самым, сохранить ребенку учебную мотивацию.
За четыре встречи мы разберем десятки самых острых вопросов, включая такие →
- Почему не все дети отличники
- Как вестибулярный аппарат влияет на успешность в школе
- Как схема тела связана с успехами в математике
- Почему ребенок может быть не успешен в школе, даже если он умный и старательный
- Что делать, если внимания не хватает? СДВГ и не только
- Как понять, почему ребенок невнимательный?
- А если невнимательный и неактивный?
- Как помочь ребенку с дефицитом внимания: практические советы по организации учебного процесса и пространства
- Почему могут возникать трудности в обучении чтению
- Что делать, если скорость чтения не растет
- Как помочь ребенку научиться понимать прочитанное
- Как правильно учить ребенка писать
- Как сформировать красивый почерк
- Чем вредит раннее обучение буквам и символам
- Бывает ли врожденная грамотность и как научить ребенка писать без ошибок
- Выбор вида обучения и программы для детей в зависимости от типа нервной системы