Детский нейропсихолог: Что мешает детям хорошо учиться • Школа родительства «Большая Медведица»

Кто виноват в трудностях обучения, с которыми сталкиваются дети в школе

Абсолютное большинство детей может учиться благополучно, уверена детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова. Но, тем не менее, очень часто у детей возникают трудности в обучении, и виноваты в них… как вы думаете, кто или что?

Школа?

Учитель?

Программа обучения?

Родители?

Сам ребёнок?

Именно с этого обсуждения началась лекция «Спокойствие, только спокойствие. О чем не стоит волноваться родителям школьника (а о чем стоит)» с уже полюбившимся нашим слушателям спикером — Наталией Романовой-Африкантовой.

Получить запись лекции

Бесплатная онлайн-лекция «Спокойствие, только спокойствие. О чм не стоит волноваться родителям школьников (А о чем стоит)»


Кто виноват или что делать?

«Я вообще не очень люблю истории про «Кто виноват?» Я больше про истории «Что делать?» — говорит Наталия. — Но если мы говорим о трудностях в обучении, то очень часто, с моей точки зрения, виновата недостаточно качественная диагностика готовности к школе. 

К сожалению, я все чаще сталкиваюсь с тем, что даже хорошие педагоги, воспитатели и логопеды готовы отправлять ребенка в школу, ориентируясь лишь на то, как ребенок осваивает программу. 

Это, в принципе, такой классический педагогический подход, к которому мы все привыкли. Ребенок готов обучаться в четвертом классе, потому что освоил программу третьего класса. Ребенок готов идти в первый класс, потому что освоил программу дошкольного образования.

Но именно в переходе от дошкольного к школьному образованию такая история не работает. Помимо факторов педагогических, помимо того, что ребенок знает, помимо того, что он умеет, какие он навыки освоил, есть еще достаточно большое количество психологических, нейропсихологических, нейрофизиологических, чисто физиологических вещей, которые требуют определенной зрелости. 

Давайте рассмотрим на примере.

Почти детективная история о трех зеленых точках

Когда ребенок, отлично читающий и пишущий, идет в школу, мама гордится тем, как хорошо ребенок к школе готов, какой он умненький, какой он замечательный.

И вот приходит этот ребенок в школу, и буквально через две недели мама спрашивает учителя: «Ну как там мой ребенок?» А учитель говорит: «У нас было задание — поставить три зеленые точки, и ваш ребенок с этим заданием не справился».

Мама в ужасе и панике и начинает рассказывать, какой учитель некомпетентный специалист, потому что мальчик ее давным-давно решает дифференциальные уравнения, берет интегралы и никак не мог не справиться с такой простой задачей. 

О чем идет речь? 

О том, что дома с мамой этот ребенок сидит напротив нее, мама сидит рядом с ним, не позволяя ему ни на что отвлекаться, и подсказывает: «Бери ручку. На — ручку в ручку». Дает ручку в ручку. «Вот здесь пиши. Что здесь у тебя?» Пальчиком показывает, на какой строчке задание. «Что ты здесь пишешь? Ага, молодец». В таких условиях интеллектуально ребенок вполне себе может тянуть и дифференциальные уравнения, и, может быть,  что еще покрепче. 

Но когда тот же ребенок сам сидит за партой в классе, к чему сводится задача «поставить три зеленые точки»? 

Допустим, так.

  • Открой рюкзак (1), 
  • достань пенал (2), 
  • достань тетрадь (3), 
  • открой тетрадь (4), 
  • открой пенал (5), 
  • достань карандаш (6), 
  • посмотри, какого цвета карандаш (7), 
  • вспомни, какого цвета должен быть карандаш (8), 
  • пойми, что взял не того цвета (9), 
  • верни обратно (10), 
  • поменяй (11), 
  • вспомни, сколько нужно поставить точек (12),
  • поставь в тетради нужное количество точек (13), 
  • в процессе не отвлекись, не уплыли мыслью и остановись ровно после трех точек (14).

То есть ребенок выполняет задачу из 14 последовательных действий.

Именно с этим умненький, интеллектуально развитый ребенок справиться не может. Не получается у него. 

Что это значит?

Это говорит про зрелость произвольного внимания, того внимания, которым ребенок может управлять, внимания, которое он может целенаправленно использовать для той задачи, которая сейчас перед ним стоит, не забывать в процессе, какая же задача перед ним стоит, и следовать этой задаче. 

Если Маша умнее Наташи, должна ли Маша раньше состариться?

Я всегда стараюсь родителям объяснить: «Если Маша умнее, чем Наташа, никому же не придет в голову, что у Маши должны раньше морщины появиться, только потому что она умнее? Никто же не считает, что Маша должна раньше состариться, чем Наташа? Или раньше умереть». 

Почему же нам приходит в голову мысль, что если Вася умнее, чем Петя, то Вася должен раньше повзрослеть? Вася должен раньше созреть. Вася должен раньше оказаться готовым к школе. 

Нет, так не бывает. 


Если у вас ребенок умный, 
интеллектуально одаренный, 
если у него действительно высокий уровень IQ, 
это здорово и замечательно, 
но это не делает его зрелым, 
не делает его взрослым, 
не делает его готовым к школе. 

Когда мы рассматриваем готовность ребенка к школе, то должны смотреть на зрелость ребенка. Мы должны смотреть на его готовность сидеть, поддерживать позу, не растекаться медузой по парте. 

Ко мне часто приходят с запросом: «Мы-то и пишем, и читаем, а в школе он учителя не слушает, и так ему скучно на уроках. Это все, наверное, потому что учитель недостаточно весело рассказывает, ребенка не мотивирует и интереса у него не вызывает, а ребенок у нас, наверное, пересидел дома, он слишком умненький. Мы хотим перепрыгнуть через класс, там и учитель другой будет, и ребенку будет не так скучно».

В 90% случаев эти истории заканчиваются тем, что я диагностирую не перезрелость ребенка, а незрелость — неспособность управлять своим вниманием, неспособность следить за учителем, слушать учителя просто потому, что это нужно делать. 

Кроме того, ребенка можно и нужно отдавать в школу тогда, когда у него, помимо произвольного внимания, созрела учебная мотивация, мотивация учиться, мотивация получать знания, мотивация узнавать новое. 

Да, именно она является одним из критериев школьной готовности, когда ребенок хочет в школу не потому, что можно будет не спать в детском саду. (Это бытовая мотивация). Когда он хочет в школу не потому, что он будет с детьми больше общаться и у него изменится социальный статус. (Это социальная мотивация). А тогда, когда ему захочется учиться и узнавать. 

Критично важно ребенка отдавать в школу, 
когда он достиг достаточной степени зрелости.
Потому что в противном случае 
это будет ситуация, 
которая помещает умного ребенка 
в ситуацию неуспешности. 

Ребенок интегралы дома берет. А в школе, по факту, не выполняет поставленную перед ним задачу, даже если это те пресловутые три зеленые точки, и мотивацию, какой бы она ни была, теряет стремительно.

Ребенок оказывается не способен осваивать то, что должен осваивать не по причине каких-то интеллектуальных проблем, а по причине незрелости. И здесь назревают вторичные трудности».

 __________________________

В том, какие трудности дети испытывают в школе, мы разбираем на лекции «Спокойствие, только спокойствие. О чем не стоит волноваться родителям школьников (а о чем стоит)».

Присоединяйтесь!

Бесплатная онлайн-лекция «Спокойствие, только спокойствие. О чм не стоит волноваться родителям школьников (А о чем стоит)»

_____________________

Вы также можете присоединиться к практическому онлайн-курсу «Если в школе трудно», где мы подробно обсуждаем: 

— почему ребенку может быть трудно, 
— как мы можем ему помочь и при этом не испортить отношения с ним,
— как найти в самих себе ресурс, чтобы занять помогающую позицию, а не критикующую. 

За четыре встречи вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой мы разберем десятки самых острых вопросов, включая такие →

— Почему не все дети отличники
— Как вестибулярный аппарат влияет на успешность в школе
— Как схема тела связана с успехами в математике
— Почему ребенок может быть не успешен в школе, даже если он умный и старательный
— Что делать, если внимания не хватает? СДВГ и не только
— Как понять, почему ребенок невнимательный?
— А если невнимательный и неактивный?
— Как помочь ребенку с дефицитом внимания: практические советы по организации учебного процесса и пространства
— Почему могут возникать трудности в обучении чтению
— Что делать, если скорость чтения не растет
— Как помочь ребенку научиться понимать прочитанное
— Как правильно учить ребенка писать
— Как сформировать красивый почерк
— Чем вредит раннее обучение буквам и символам
— Бывает ли врожденная грамотность и как научить ребенка писать без ошибок
— Выбор вида обучения и программы для детей в зависимости от типа нервной системы 

Хотите узнать, как стать спокойным родителем школьника
и хорошо понимать возможности своего ребенка?

Присоединяйтесь!

Наталия Романова-Африкантова, практический онлайн-курс "Если в школе трудно"