Тревожно, но детская безопасность становится все актуальнее по вполне понятным каждому из нас причинам. В сети родители активно делятся полезными памятками, как предотвратить пропажу ребенка и что делать, если страшное все же случилось.

Такие пошаговые инструкции помогают придерживаться определенного алгоритма, например, перед посещением с ребенком общественных мест или перед тем, как отпустить его одного. Но, к сожалению, этот алгоритм не работает, если нет «фундамента», на который, как кирпичики, закладываются правила поведения в нестандартных ситуациях.

Факт: угроза физической безопасности возникает чаще, если мы не умеем отстаивать свою психологическую безопасность. Сказать вовремя «нет», не поддаться на манипуляции, не постесняться и закричать или попросить помощи, отказаться от идеи посмотреть поближе оставленные вещи ― в основе безопасного поведения лежит ясное понимание психологических границ. Поэтому так важно, когда ребенок (и взрослый, конечно) четко знает:

— за что он отвечает ― это его личные границы;

— за что он отвечать не должен ―  это сигнал, что сейчас переходят его границы.

В семье обучение этим навыкам происходит естественнее, легче и быстрее. Мы подготовили небольшую инструкцию по выстраиванию границ для детей и взрослых.

1. Опишите, что является самым ценным для вас, ребенка и каждого члена семьи

У каждого из нас есть что-то хрупкое и ценное, как хрустальный стакан, который мы бережем. Это могут быть:

— пространство;
— вещи;
— время сна и еды;
— продукты (хочу — ем, хочу — не ем);
— отношения;
— деньги;
— работа;
— здоровье;
— тело;
— будущее;
— вероисповедание;
— честь; …

Важно записать или озвучить все вещи, пренебрежение которыми причиняет боль. Таким образом мы формируем «зеленую зону», в которую помещаем все ценное для себя ― то, что считаем своим. Есть еще «красная», «желтая» и «оранжевая» зоны ― о них подробнее можно узнать на практикумах в рамках Цикла.

Очерчивая свою «зеленую зону» и помогая ребенку определить его зону, мы одновременно облегчаем общение ― чтобы понимать друг друга, не нужно кричать или повторять по несколько раз:

— Малыш, ты признаешь, что это мой телефон?
— Признаю.
— Всё, положи на место.

2. Защищайте «свое» и сразу говорите «Стоп», не доводя до взрывоопасной ситуации

Как только кто-то приближается к тому, что ценно для нас, срабатывают сигнальные маркеры ― мы чувствуем ярость, страх, отчаяние, тоску.  Эти же эмоции проявляют другие люди, когда что-то угрожает их ценностям,― и это тоже сигнал, что в опасности нечто важное для человека.

От умения просто сказать вовремя «Стоп» зависит безопасность

Когда есть защита «хрустальной ценности», то другое пространство вокруг может быть разной степени упругости. Важно, чтобы все пространство вокруг человека не состояло из «хрусталя», когда любой контакт становится травмой. Правило: жизненно важных вещей немного, и все члены семьи знают о них.

3. Уважайте чужое

Мы можем требовать действий, связанных с ценностями, только в случаях, когда:

— это касается реальной угрозы безопасности;
— речь о табу, которые никто и никогда из семьи не нарушает;

Например, нельзя поднимать на улице игрушки, сумки или сладости — под ними может быть что-то опасное. Нельзя брать чужой смартфон в руки, даже если его протягивают и просят помочь настроить, — возможно, это мошенничество.

— если заранее договорились об этом с ребенком или другими членами семьи.

4. Защищайте перед другими ценности и принципы ребенка

Будьте на стороне ребенка, даже если его ценности кажутся вам странными.

5. Определите, что вы будете делать в ситуациях, когда ребенок решит нарушить чужие границы

Если ребенок тянется к чужому, стоит сказать: «Стоп. Чужое». Можно помочь ребенку спросить разрешения: «Чья эта прекрасная красная машина?»

Если хозяин ответил и разрешил, мы говорим, что можно играть. Если нельзя — то нельзя, даже если разгорается бурный протест.

6. Разрешайте ребенку действовать

Не останавливайте его и не пугайте опасностью на каждом шагу. Пусть он максимально быстро накопит опыт — под вашим присмотром.

Когда легче сказать, чем сделать  

Тема границ касается не только безопасности. Советы родственников и коллег, вещи, взятые любимыми без спроса, просьбы детей постоянно проверяют наши границы на прочность.

Один из показателей того, что у нас нарушено восприятия личных границ и мы рискуем поддаться на манипуляции, — чувство вины, знакомое многим родителям.

Вина возникает, когда от нас кто-то чего-то хочет. Мы соглашаемся, что этот человек имеет право требовать это от нас. И… отказываем ему в этом.  

Если четко провести границы и отвечать только за «свое»,
то вина растворится.

С этой эмоцией можно справиться с помощью письменной практики «Винная карта».

Практика «Винная карта»  

1. Запишите в столбик все, в чем вы чувствуете себя виноватыми.

2. Вычеркните пункты, в которых непонятно, перед кем именно вы виноваты: перед «родом», «миром», жизнью.

Такая вина возникла под влиянием внутренней тревоги и только усиливает напряжение. Этот снежный ком нужно остановить.

3. Подпишите в оставшихся пунктах, в чем и кому вы отказали, что вы не дали, когда у вас просили. А потом спросите, действительно ли человек требует этого от вас. Если «нет» — вычеркните.

4. Проверьте оставшиеся ситуации. Может быть, вы даете человеку то, что он требует, а он не берет. И продолжает обвинять, что вы не отдаете. Если это ваша ситуация, вычеркните и ее из списка.

5. Если остались какие-то истории, в которых не получается закрыть свой долг перед кем-то, и вы страдаете из-за этого, то можно уже дополнительно проработать запрос самостоятельно или с психологом.

Однако, согласитесь, с более коротким списком легче справиться 🙂

Материал подготовлен на основе Цикла по детской безопасности Роберта Туйкина «Нам не страшен этот мир» https://goo.gl/euKX2F

©️ Школа осознанного родительства «Большая Медведица»

С нами уже 155 000+ родителей!

Присоединяйтесь и первыми узнавайте о важных событиях, получайте спецпредложения и уникальные экспертные материалы об отношениях с детьми и близкими →


You have Successfully Subscribed!