Полезное чтение вместе с детьми от 0 до 16
<…> Саша только научился лежать на животе. Но уже любит читать. Вернее, любит, когда мама читает (и напевает) большую красную книжку с потешками, а он разглядывает картинки.
<…> Уже неделю каждый вечер мы читаем одну и ту же «Репку», которую все тот же Саша (только повзрослевший и научившийся бегать) «тянет-потянет» изо всех сил, сжимая пухлые кулачки и первые зубки. Речи пока нет, а эмоции налицо и на лице:)
<…> «Мам, давай читать!» ― поторапливает Саша перед сном. Завтра в садик, пора за книжку ― узнать, что сегодня приключится с любимым героем.
В какой-то момент во многих семьях «такое» чтение ― совместное, теплое, ожидаемое ― начинает таять. Постепенно и незаметно превращаясь в «озеро» из дорогих сердцу воспоминаний.
Сначала появляется домашка допоздна и:
― Некогда уже читать, все устали, пора спать.
Потом:
― Давай ты сам почитаешь? Тем более, уже умеешь, надо навык тренировать.
А далее события могут развиваться по-разному. Например, так:
― Совсем ничего не читаешь, только в телефоне / компьютере / телевизоре зависаешь!
Или так:
― Какую ерунду ты читаешь. Никакого смысла в книге.
― Не забудь про список из школы. Есть, чем полезным заняться летом.
― А когда ты в последний раз книгу читал?
По мере взросления ребенка мы все меньше внимания уделяем совместному чтению, потому что подсознательно начинаем воспринимать это время иначе ― как если бы речь шла об обучении завязывать шнурки ― научился читать (завязывать шнурки) сам, значит, родитель уже не очень и нужен рядом, навык освоен. |
Только традиция семейного чтения ― не про умение читать
Совместное чтение ― это качественное время, которое родитель и ребенок проводят вместе. Когда взрослые не бегут, а дети не остаются наедине с переживаниями дня. Когда мы все замедляемся и вместе переносимся в другие миры.
Когда нам хорошо, даже если не всегда удобно:)
Соосновательница Школы Ольга Коровякова с младшим ребенком
И никакие аудиосказки с голосами профессиональных актеров и с лучшим музыкальным сопровождением не заменят живого общения (это не означает, что аудиосказки плохи, ― они просто другие:)
В моменты переживаний за героев и обсуждения прочитанного мы получаем уникальную возможность увидеть друг друга с другой стороны, узнать, как мыслит близкий человек, какие чувства испытывает.
Совместное чтение помогает нам как родителям затрагивать темы, к которым трудно «подступиться» без повода и которые трудно объяснить ребенку. Это и смерть, и рождение, и предательство, и страхи, и преодоление…
А еще это естественная подготовка ко взрослой жизни. Речь, образное и творческое мышление, эмоциональный интеллект, логика, поиск решений ― все эти навыки развиваются в процессе чтения «обычной» художественной литературы, без обязательного посещения «развивашек».
Как читать вместе с ребенком для пользы и удовольствия?
Важно опираться на возраст и реакцию ребенка.
Дело в том, что для каждого возрастного периода есть свои особенности психологического развития. В зависимости от этого для ребенка будут актуальны произведения в определенном жанре и на определенную тематику.
В помощь всем всем родителям (и себе тоже) мы подготовили Гайд о полезном чтении с детьми.
Это ориентир для родителей детей от 0 до 16 лет. В каждом возрастном периоде прописаны разделы:
- Главные особенности и задачи возраста;
- На что обратить внимание родителю: как мы можем помогать ребенку эти задачи решать;
- Что читать: какие жанры и тематика актуальны для данного возраста;
- Во что играть / чем заниматься: чем хорошо дополнять чтение, чтобы максимально поддержать ребенка.
Чем хороши для детей 1-2-х лет «Репка» или «Теремок» и стоит ли читать «страшные» сказки братьев Гримм дошкольникам?
Отчего младшим школьникам интересен Гарри Поттер (и дело не в волшебной палочке)?
Как реагировать, если в 10-12 лет ребенок почти перестает читать, хотя раньше «только успевал приносить из библиотеки новое»?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в Гайде о полезном чтении с детьми.
Хочу такой гайд
«Как быть, если мы больше не читаем вместе с ребенком?»
А что, если вернуть традицию?:)