− Ну смотри, эта цифра пишется не в ту сторону. Смотри, как ты криво написал, смотри какая грязь!

По сути, вы «бибикаете». Ему и без вас сложно. Не делайте этого. Он – ученик, его задача учиться. Он ошибается, все ученики ошибаются, это нормальная ситуация.

Когда мы занимаемся с детьми математикой, да и не только ею – чтением, музыкой, рисованием, то нам важно помнить некоторые общие психологические аспекты, которые есть в любом обучении. Ведь мы не только даем ребенку навык, но и меняем его представление о том, каков он, насколько он хороший, успешный, сильный. Или, наоборот, тупица, бестолочь и вообще никуда не годен.

Мы меняем его отношение к учебе в целом: учиться весело или, наоборот, скучно. Мы меняем его отношение к учителю. И если мама выступает в роли учителя, то какой это учитель? С которым весело или, напротив, «ну когда же эта тоска закончится?» Это зависит от вас.

Основное, на чем я делаю упор: в обучении должна быть постепенность и успешность. Если ребенок неуспешен в первом же задании, он не захочет делать следующее.

Поэтому в любой группе мне важно давать такие задания, с которыми справляются если не все, то почти все. А с нашей небольшой помощью – все. После первых нескольких заданий я могу дать задачу посложнее. Но хотя бы несколько первых упражнений или игр ребенок должен выполнить сам, без подсказок. Тогда он сможет найти в себе силы попробовать более сложные задачи. А если первые задания не получились, у него просто не будет желания продолжать.

Поэтому очень важно попасть на нужный уровень. Не пытаться дать шестилетке задачу на уровне второго класса. Не пытаться учить четырехлетку по тетрадкам для шести лет. Не нужно это забегать вперед. Ребенку прежде всего нужна успешность.

И вторая вещь. Я думаю, что все вы в какой-то момент либо сами водили машину, либо видели, как кто-то учится водить, и вы знаете, что когда человек учится чему-то новому, только осваивает новый навык, ему тяжело. Вот представьте себе человека, который только недавно за рулем. Ему еще сложно переключать скорости, он не помнит, где какая кнопка: где включить поворотник, где − аварийку, где − дворники. И в этот момент ему еще начинают сзади сигналить. По-вашему, ему легче становится или тяжелее? Очевидно, что тяжелее!

Аналогичная ситуация, если вашему ребенку еще сложно посчитать или запомнить, в какую сторону пишутся цифры, а вы в этот момент будете нависать у него над плечом.

Вы можете постараться ему помочь. Все дети в какой-то момент пишут что-то неправильно. Пишут зеркально цифры или буквы. Это нормально. Эта такая стадия, которую проходят все дети. Когда мы даем задание, в котором надо что-то писать, например цифры, мы обязательно каждому ребенку говорим:

− Я тебе тут на полях, в уголочке, нарисую все цифры, чтоб ты знал, как они пишутся. Если получится, ты поглядывай. Я понимаю, что ты имел в виду цифру 3, но ты попробуй в следующий раз посмотреть туда и вспомнить, что она пишется в другую сторону.

Это другой подход: «Взрослые эту цифру пишут обычно вот так, но я тебя все равно понял». При таком подходе детям гораздо проще. Ребенок тогда по крайней мере может сам поискать подсказку: «Ага, у меня вот тут написано. Я сейчас посмотрю и напишу правильно».
Учитывайте, что одним детям трудно посчитать, другим − написать. Старайтесь принимать во внимание особенности каждого ребенка.

Женя Кац,
педагог

Отрывок из цикла онлайн-лекций «Игра и дети»
Полный цикл Жени Кац можно прослушать по ссылке http://event.bmshkola.ru/igradeti

С нами уже 155 000+ родителей!

Присоединяйтесь и первыми узнавайте о важных событиях, получайте спецпредложения и уникальные экспертные материалы об отношениях с детьми и близкими →


You have Successfully Subscribed!