От ненависти до любви ― и обратно.
Почему так 
много негативных эмоций между братьями и
сестрами и как реагировать родителям, чтобы не 
отдалить детей друг от друга

Запись практикума № 1 сейчас доступна только в составе полного цикла.
Вы можете присоединиться к циклу или подписаться на бесплатную серию поддерживающих писем с полезными фрагментами из каждого практикума.
Выбирайте комфортный для себя формат ↴

«Разве можно так! Вы же ― родные», или
Почему братьям и сестрам так сложно «жить в мире и согласии» друг с другом?

― Ненавижу!
― Достал! Он первым начал!
― Вы меня вообще не любите!
― …

От объятий до слез и агрессии ― меньше шага, когда речь о нескольких детях в одной семье.

Как бы парадоксально это ни звучало, но «война» и соперничество так же естественны для братьев и сестер, как «мир» и взаимная поддержка.

Двойственность (амбивалентность) эмоций ― это то, что свойственно отношениям между близкими людьми. Об этом важно знать родителям, чтобы спокойнее и экологичнее для себя и для детей реагировать на очередной «бой».

Получается, можно не беспокоиться, если возникают конфликты между детьми?

Исключения есть всегда.

О том,

• как опираться на понимание природы эмоций между близкими людьми и

• как не усугубить ситуацию, не усилить разлад между детьми,

мы беседовали с Екатериной Бурмистровой на первом онлайн-практикуме из цикла о братьях и сестрах. 

Ключевые темы практикума №1:

  • Амбивалентность в близких отношениях: «Почему я больше всего злюсь на того, кого сильнее всего люблю».
  • Природа амбивалентности. Как проявляются обе стороны медали в детстве.
  • Почему прекрасно, когда есть брат или сестра. Тренируем весь социальный репертуар… не выходя из дома.
  • Отношения амбивалентны. Что мы можем сделать, чтобы они стали откровенно плохими?
  • Практики внимательности в отношениях с самыми близкими родственниками.
  • Нужные слова и реакция на амбивалентность.
  • В состоянии ли дети понять двойную природу отношений?
  • На какое поведение нужно реагировать сразу, а что само пройдет?
  • Что могут сделать родители для налаживания отношений между самыми близкими.

Для кого участие в практикумах и серия поддерживающих писем будут полезными?

Для родителей (а также бабушек, дедушек и других значимых для ребенка взрослых), которые:

 ожидают появления второго ребенка в семье и хотят понять, с какими «типичными»  особенностями в отношениях между детьми они могут столкнуться;

 уже воспитывают двух или более детей и порой испытывают тревогу и отчаяние («А будут ли они вообще близки во взрослой жизни?») из-за конфликтов между братьями и сестрами.

 

Участвовать в практикумах или подписаться на бесплатную рассылку точно стоит, если

 вы ― единственный ребенок в семье и переживаете, что не сможете хорошо справиться с ролью родителя нескольких детей, т.к. не обладаете личным сопоставимым детским опытом;

 вы росли с братьями и сестрами, но близкие отношения с ними не сложились или есть какие-то ошибки, от которых вам бы хотелось уберечь собственных детей.

Об авторе
Практикующий семейный психотерапевт, детский психолог (опыт более 20 лет), автор книг для родителей, мама 11 детей

Обычно родители отлично видят, насколько дети отличаются друг от друга, причем буквально с первых дней жизни второго ребенка. И чем старше становятся дети, тем больше видна эта разница. И то, что не бывает двух одинаковых людей, должно стать опорой для создания отношений, а не каким-то невыносимым тормозом.

МГУ им. Ломоносова: психология развития и возрастная психология

Институт групповой и семейной психологии (ИГИСП): системная семейная психотерапия

Центр нарративной психологии и практики (ЦНПП): нарративная психология и терапия

Екатерина начинала свою практику с занятий с детьми в семейных клубах (творческие студии, психологическое развитие и психокоррекция), но осознав, что трудности у детей часто возникают из-за проблем самих родителей, продолжила обучение в направлении семейной психологии и нарративной терапии.

Создала 15 авторских обучающих программ по детской и семейной психологии, среди которых: «Вторые дети», «Клуб виноватых родителей», «Между нами, девочками…» и др.

Ведущая семинаров для родителей и групп поддержки семейных пар, проводит индивидуальные консультации.

Автор книг для родителей:
«Дети в семье. Психология взаимоотношений»
«Школа для родителей. Воспитание детей от 0 до 4»
«Растем с дошкольником»
«Семейный тайм-менеджмент. Книга для родителей, которые хотят всё успеть»
«Раздражительность. Методика преодоления»
«Беременность, роды, материнство»
«Взрослеем с подростком»

Член Общества Семейных консультантов и психотерапевтов.

Автор блога о психологии на Snob.ru

А что в итоге?

Само по себе участие в практикумах или чтение писем с полезными материалами на основе практикумов не изменит отношения между детьми. Нужна работа. Прежде всего, над собой. И постепенное внедрение в свою жизнь принципов и практик с онлайн-встречи.

Но если не останавливаться на «просто прослушивании», то результаты не заставят долго себя ждать →

Вы начнете чаще наблюдать за собой и анализировать реакции на поведение детей;

замечать, что именно выводит вас из равновесия и вовремя останавливаться, чтобы не подчиняться негативным эмоциям ― только из позиции взрослого можно оказывать помощь детям;

предвидеть, как может развернуться та или иная ситуация и заранее продумывать варианты решений.

А дальше изменения «заразят» и детей. Потому что на отношения между братьями и сестрами влияют отношения между родителями и детьми. Все связано.

Как получить поддерживающие письма на основе практикумов из цикла «Братья и сестры. Война и мир в детской»?

Вариант 1.

Вы можете приобрести участие в полном цикле и получить бессрочный доступ к записям всех практикумов. Задавать свои вопросы Екатерине Бурмистровой в ходе трансляций, смотреть и пересматривать записи (нужен только интернет) в любое удобное время ― это возможности, которые дает участие в цикле.

Поддерживающую серию писем вы также будете получать. Как показывает практика, возврат даже всего к одному вопросу (каждое письмо включает небольшой фрагмент, который раскрывает только один из множества запросов) помогает еще раз проанализировать, систематизировать весь пройденный материал и соединить его со своей реальной ситуацией.

Подробную программу практикумов вы найдете ниже на этой странице.

Вариант 2.

Если есть сомнения, что стоит участвовать в практикумах, можно подписаться на бесплатную серию поддерживающих писем «по следам» практикумов→

Пока проходит цикл, примерно раз в неделю вы будете получать письмо с небольшим фрагментом из прошедшей онлайн-встречи с Екатериной Бурмистровой.

Отношения между детьми, разное отношение родителей к разным детям, реакция родителей на ссоры братьев и сестер ― главные темы специальной рассылки.

Каждое письмо ― это не готовый ответ, как точно нужно поступать в той или иной ситуации. Это ориентир, который помогает в поиске «своих» ответов на конкретные вопросы о братско-сестринских отношениях.

Чтобы получать полезные письма, нужно только зарегистрироваться:


Прочитал и согласен с договором оферты
Тема актуальна и вы хотите проработать дополнительно вопросы об отношениях между братьями и сестрами?
Тогда приглашаем вас на полный цикл онлайн-практикумов Екатерины Бурмистровой «Братья и сестры. Война и мир в детской» →
О чем этот цикл?

  • Ссоры и конфликты между детьми. Почему нельзя обойтись без «войн», какие «разборки» считать нормальными и когда вмешательство родителей необходимо.
  • Влияние собственного детского опыта (единственный ребенок в семье или сиблинг) на родительскую позицию. Как прошлое находит отклик в наших сегодняшних реакциях при общении с детьми.
  • Практика. Как помогать себе и детям, чтобы «родные люди» оставались действительно близкими.

 

Специальное раннее предложение для тех, кто доверяет нам и автору →

Пока готовится страница с подробным описанием, вы можете забронировать место в полном цикле Екатерины Бурмистровой об отношениях между братьями и сестрами по минимальной стоимости.

Основные темы следующих практикумов №2-5:

Онлайн-практикум №2. 8 октября в 22:00 мск
«Первый уровень игры: я понял, что я в семье не один»        

  • Первые 2 года жизни младшего ребенка глазами старшего.
  • Классические ошибки родителей в то время, пока младший ― еще малыш.
  • Чьи игрушки и как поделить территорию в детской.
  • «Унеси его обратно» и другие «заявки» старшего.
  • Как помочь старшему найти новую нишу и чувствовать себя счастливым.
  • Что делать, если вы столкнулись с ситуацией «брат на брата».
  • Как влияет наша собственная детская история на родительские реакции.
Онлайн-практикум №3. 15 октября в 22:00 мск
Как порядок рождения и отношения в семье влияют на личность и характер ребенка

  • Насколько порядок рождения влияет на характер ребенка и его способы реагирования.
  • Какому «номеру» ребенка больше сочувствует родитель и почему?
  • Можно ли что-то сделать с собственным неодинаковым отношением к детям?
  • Как и когда говорить, что вы любите по-разному, но одинаково сильно.
  • Единственные растут, как старшие. Почему это важно.
  • Как отношение к собственным братьям и сестрам влияет на нашу родительскую позицию. Что можно сделать с желанием защитить, покарать или просто спрятаться?
  • Сиблинговая позиция и брак: взаимосвязи в браке между старшим и старшим/старшим и младшим/между двумя младшими.
  • Действительно ли существуют предсказуемые конфликты и модели поведения? Как ослабить влияние «программ»?
Онлайн-практикум №4. 22 октября в 22:00 мск
Война и мир в детской. Что делать родителям, чтобы не сойти с ума, пока братья и сестры растут

  • 12 удачных способов родительского поведения во время конфликтов детей.
  • Бои без правил и позиция родителей.
  • Неужели нельзя без ссор?
  • Насколько количество конфликтов и стычек в детстве влияет на отношения между братьями и сестрами во взрослой жизни.
  • Идеи в помощь по обустройству комфортного быта для семьи с несколькими детьми.
  • Разная разница: что в отношениях детей зависит от разницы в возрасте между ними, а что ― нет.
  • Братья, сестры и прародительские семьи: «Этот ― наш, а этот ― ваш». Как смягчить неровное отношение к детям со стороны бабушек и дедушек.
Онлайн-практикум №5. 29 октября в 22:00 мск
«Высокие отношения длинною в жизнь»

  • Слова родителей, которые звучать долго. Избегаем сравнения детей между собой.
  • Разные характеры и разные дарования. Как выработать экологичный подход, если вы растите детей с разной степенью одаренности и с разным уровнем способностей.
  • Сколько времени вместе и сколько врозь лучше проводить детям.
  • Личное и общее: про время, пространство, друзей и увлечения взрослеющих братьев и сестер.
  • Семейный треугольники и коалиции: Кому кого легче выносить.
  • Отношения братьев и сестер от 3 до 7.
  • Отношения сиблингов-подростков.
  • Как братья и сестры влияют друг на друга.
  • Практики поддержания близких отношений взрослых братьев и сестер: идеи и опыт со всего мира.
Стоимость
+ 5 онлайн-практикумов
(17 сентября, 8,15,22,29  октября)

+ бессрочный доступ к записям 5-ти онлайн-практикумов

+ ответы лектора на вопросы из чата от участников трансляций

4 500 руб.
*Если вы из многодетной семьи, пожалуйста напишите нам на adm.bmshkola@gmail.com, приложив копию удостоверения . Для вас действуют дополнительные скидки.
Как только вы оплачиваете оформленный заказ ― автоматически попадаете в список участников. До встречи на практикумах!
У вас есть вопросы?
Если что-то неясно или не получается, просто напишите нам на adm.bmshkola@gmail.com Всё решим!
P.S.

Не все в отношениях между братьями и сестрами зависит от родителей. Но сделать можно действительно многое, чтобы помочь «родным людям» быть близкими и сохранить эту близость во взрослой жизни. Мы попробуем. Вы с нами ? 🙂

С нами уже 155 000+ родителей!

Присоединяйтесь и первыми узнавайте о важных событиях, получайте спецпредложения и уникальные экспертные материалы об отношениях с детьми и близкими →


You have Successfully Subscribed!