Цикл «Когда быть родителем сложно» • Школа родительства «Большая Медведица»
  • Почему в эпоху возможностей, когда быт становится все легче и приятнее, роль родителя дается… все сложнее
  • Откуда берутся и куда утекают родительские силы и радость
  • Как перестать сравнивать себя и ребенка и чаще чувствовать уверенность и спокойствие вместо тревоги и усталости

Предыстория этого цикла началась еще в 2015 году также в стенах Школы «Большая Медведица». Тогда впервые открыто вместе с Людмилой Петрановской мы подняли тему родительского выгорания. Пришло время сделать новый шаг. И вновь проводником в мир родительского ресурса станет Людмила Петрановская.

Вы исследуете четыре ключевые сферы:

1. Отношения с ребенком

Какие убеждения помогают родителям проживать тревогу, раздражение, отчаяние, вину, а какие еще больше вытягивают силы и разрушают контакт с ребенком.

2. Отношения в семье

Что мешает договориться о воспитании ребенка и распределить ответственность между взрослыми. Где искать выход из споров, домыслов и холодных войн.

3. Отношения с окружением

Почему мы прекрасно ладим с ребенком наедине и теряемся перед внешней оценкой. Как связаны критик извне и критик внутри.

4. Отношения с собой

Почему умом мы понимаем, что происходит с ребенком и даже знаем, как лучше реагировать, а на деле «выходим из берегов» из-за малейшего детского проступка. Почему не помогает просто решить «не делать, как мама и папа».

1. Отношения с ребенком

Какие убеждения помогают родителям проживать тревогу, раздражение, отчаяние, вину, а какие еще больше вытягивают силы и разрушают контакт с ребенком.

2. Отношения в семье

Что мешает договориться о воспитании ребенка и распределить ответственность между взрослыми. Где искать выход из споров, домыслов и холодных войн.

3. Отношения с окружением

Почему мы прекрасно ладим с ребенком наедине и теряемся перед внешней оценкой. Как связаны критик извне и критик внутри.

4. Отношения с собой

Почему умом мы понимаем, что происходит с ребенком и даже знаем, как лучше реагировать, а на деле «выходим из берегов» из-за малейшего детского проступка. Почему не помогает просто решить «не делать, как мама и папа».

В каждом блоке есть упражнения и домашние задания. Вы будете двигаться от простого к более сложному: от работы с теми внутренними установками, которые легче заметить и осознать, к более глубоким и скрытым уровням.

Уставший родитель ― это нормально. Если только…

Есть ситуации, когда нагрузка чрезмерна и мы объективно не можем не уставать: ребенок болеет, много работы, нет помощи извне, стрессовые ситуации и т. д.

Кроме того, у родителей есть и всегда будет регулярный повод для беспокойства, сомнений и потери сил ― какого бы возраста ни был ребенок.

Однако:

Усталость и эмоциональное истощение связаны не только с тяжестью нагрузки. В одинаковых жизненных условиях один родитель будет истощаться, а другой ― нет.

Если взрослый тревожен, несчастен и думает о самом себе плохо, ребенок даже в идеальных условиях не сможет нормально жить и расти — раз мама или папа от чего-то так страдает, значит, все и на самом деле плохо.
(Л. Петрановская)

Причина истощения ― не в отсутствии суперспособностей у первого родителя, а в разном уровне внутренней энергии. Если сравнить родительство с парусником, то внутренний ресурс ― это то, что дает психологическую устойчивость, способность набирать ход, когда все хорошо, и не разрушаться, когда меняется «погода», которая он нас не зависит.
Секрета нет. Чтобы вы могли отдавать энергию, ее нужно накопить. Усталость в родительстве ― это нормально. Если только … «утекает» ресурса меньше, чем поступает.

Львинная доля потерь в ресурсе связана с внутренними установками и конфликтами, которые мы, как правило, не осознаем

Как внутренние установки влияют
на родительский ресурс?

Так же, как пробоины ниже ватерлинии на корабль. И погода может быть хорошей, и паруса в целости (т. е. внешние факторы не критичны и с притоком энергии все хорошо), а ход неизбежно замедляется. А если на море возникает хоть малейшее волнение или ветер меняет направление, то ситуация моментально выходит из-под контроля ― мы срываемся, впадаем в беспокойство или теряемся и прячемся под одеяло. Но это не всё:

От внутренних установок зависит, насколько мы позволяем себе заботу, насколько в реальности ставим свой ресурс в приоритет

Не надо рваться «коня на скаку останавливать». Надо научиться в какой-то момент говорить: «Ой, лошадка побежала». И, например, вместо того, чтобы тащить на себе ребенка и продукты в дождь, — вызвать такси.

Почему от установок так много зависит?

Потому что задействован уровень подсознания.

V

Убеждения ― это «координаты», по которым мы следуем в жизни и стремимся во что бы ни стало им соответствовать (в большинстве случаев ― неосознанно): в своем общении с ребенком, с близкими, с собой.

V

Мы смотрим на мир, воспринимаем ситуации и действуем в этих ситуациях исходя из своих установок. И убеждения либо поддерживают нас, дают ресурс, либо обесточивают, вытягивая силы.

установки мысли эмоции и действия результат

 

V

С установками связаны наши ожидания от кого-то (в т. ч. и от себя) или чего-то:

«Я должен / должна должны дать детям все самое лучшее»
«Я должна / должен все делать правильно»
«Дети не должны так вести себя в общественном месте»

V

Установки формируют наши автоматические реакции.

Поэтому в порыве раздражения мы кричим на ребенка, называем обидными словами, хотя «стотыщ раз» обещали себе не повторять родителей.

Поэтому отказываемся от помощи, ведь «просить ― стыдно» и вообще «справлюсь сам/а».

«А чем может помочь участие в цикле?»

V

Вы разберетесь, что же делает роль родителя сложной. Проанализируете на собственных примерах, как связаны внутренние установки с вашими эмоциями, реакциями в общении: почему не ладится с ребенком или не находится общий язык с бабушками, а любое замечание извне (сад, школа, соседи) заставляет переживать.

V

Научитесь «обезвреживать» установки, которые истощают;  поймете, как вести переговоры с внутренним критиком.

V Начнете восстанавливать ресурс, а значит, почувствуете больше уверенности и радости.
V

Вы разберетесь, что же делает роль родителя сложной. Проанализируете на собственных примерах, как связаны внутренние установки с вашими эмоциями, реакциями в общении: почему не ладится с ребенком или не находится общий язык с бабушками, а любое замечание извне (сад, школа, соседи) заставляет переживать.

V

Научитесь «обезвреживать» установки, которые истощают;  поймете, как вести переговоры с внутренним критиком.

V Начнете восстанавливать ресурс, а значит, почувствуете больше уверенности и радости.

Для кого участие будет полезным

Для будущих родителей

которые осознают, что ожидания могут не совпадать с реальностью и хотят заранее  изучить тему родительского ресурса.

Для мам и пап детей любого возраста,

которые чувствуют, что роль родителя дается сложно и они справляются с ней не так, как представлялось и хотелось бы;

устают, слишком эмоционально (внешне или внутренне) реагируют на обычные ситуации, связанные с ребенком, и не знают, как разорвать «шаблон»;

«забывают», что родительство это не только про ответственность и взрослость, но и про настоящую радость и поддержку, и хотят научиться чаще «замечать» и проживать эту радость.

Для бабушек и дедушек, близких взрослых ребенка

которые хотят быть в хорошем контакте не только с ребенком, но и с его родителями; стремятся лучше понимать свои реакции и управлять собственным ресурсом.

Кому не стоит участвовать

X

Тем, кто ждет «волшебного исцеления» от прослушивания лекций

Так не работает. В каждой лекции будут упражнения, домашние задания, а также комментарии Людмилы Петрановской по конкретным ситуациям, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый родитель, ― только через практику можно получить результат.

X

Тем, кто ждет эффекта как от индивидуальной психотерапевтической работы

Так тоже не работает. Неверно в корне сравнивать форматы онлайн-цикла и индивидуальной работы со специалистом. Зато возможно дополнение одного формата другим.

Помимо финансовой составляющей, у онлайн-цикла есть одно важное преимущество ― работа в окружении единомышленников, таких же родителей с похожими трудностями 

Цикл доступен в записи, но вы услышите обратную связь лектора по всем запросам, с которыми проводилась работа в ходе Цикла. Как показывает опыт сотен участников, тревоги родителей схожи.

Автор цикла — Людмила Петрановская

Об авторе

Психолог, психодраматист, писатель.

Один из самых известных в России специалистов. Более 20 лет помогает родителям выстраивать более гармоничные отношения с детьми и становиться семьям счастливее.

Основатель Института развития семейного устройства.

Лауреат Премии Президента РФ в области образования.

Ведущая тренингов и семинаров для родителей и специалистов, психодраматист.

Публицист, автор многих полюбившихся родителям книг, среди которых:

«Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
«Если с ребенком трудно»
«Что делать, если…»
«Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения»
«В класс пришел приемный ребенок»
«Дитя двух семей. Книга для приемных родителей»

Я убеждена, что люди всегда все знают. В смысле, все самое важное и нужное про себя, свои отношения, свою семью… Просто не всегда знают, что знают. <…> не задумывались, не формулировали в словах. И если их начать правильно спрашивать, то это знание всплывает, иногда вместе с сильными чувствами.

Программа цикла «Когда быть родителем сложно»

6 лекций в записи
Лекция 1. Куда уходит и откуда берется родительский ресурс

в записи 

Доступ к записи ― бесплатный.

Почему в век памперсов, готового питания, детских садов и развивающих мультфильмов так много родителей жалуется на усталость, тревогу, чувство своей несостоятельности? При том, что растят чаще всего одного-двоих вполне здоровых детей, в полной семье, с помощью родственников и нянь?

Парадокс:
кажется, чем лучше и благоустроеннее жизнь,
тем больше проблем у родителей.

  • Куда уходит и откуда берется родительский ресурс?
  • Что здесь зависит от ребенка, от самого родителя, от семьи, от общества?

И поскольку ребенка и общество сменить не получится, главный вопрос к себе: 

  • Какие наши убеждения становятся «пробоинами ниже ватерлинии», в которые утекают силы и радость, делая родительскую роль трудной?
Лекция 2. Когда сложно… с ребенком

в записи

Когда у ребенка есть сложности со здоровьем, развитием, поведением, учебой, специалисты и общество стараются помочь ему.

Но что происходит с родителями? Как мы переживаем разочарование, тревогу, отчаяние, вину? Какие установки здесь могут помочь, а какие еще больше истощают?

Ищем и обезвреживаем «пробоины» →

  • «С ним обязательно что-то случится»;
  • «Нужно все предусмотреть»;
  • «У хороших родителей дети не болеют»;
  • «С моим ребенком все должно быть идеально»;
  • «Он не такой, как надо»;
  • … 

(список пополняется в ходе лекции).

Лекция 3. Когда сложности… в семье

в записи

Семейные войны вокруг воспитания детей ― одни из самых долгих и тяжелых. Они бывают открытыми, «холодными», «гибридными», «партизанскими» и всегда отнимают крайне много ресурсов.

Если семья ― не тыл, а фронт, если не с кем разделить ношу, то даже одного-двух вполне здоровых детей растить очень тяжело. И тогда лучший способ помочь себе и ребенку ― наладить отношения в семье и распределить ответственность.

Ищем и обезвреживаем «пробоины» →

  • «Я не сделаю ― никто не сделает»;
  • «Ребенок ― не мужское дело»;
  • «Все должны воспитывать одинаково»;
  • «Живем ради детей»; 
  • «Бабушка ― это бесплатная няня»;

(список пополняется в ходе лекции).

Лекция 4. Когда сложно… с окружением

в записи

Многие родители отмечают, что вполне хорошо и уверенно себя чувствуют, пока за их общением с ребенком не наблюдают посторонние. Или пока ребенка не оценивают другие.

Почему мы как родители так уязвимы перед оценками извне? Почему нас расстраивает или злит даже замечание малознакомого человека, а уж негативная оценка учителя может вовсе выбить из колеи?

Ищем и обезвреживаем «пробоины» →

  • «Я плохой родитель, и все это видят»;
  • «Мой ребенок должен всем нравиться»,
  • «Моего ребенка никто не понимает, кроме меня»;
  • «Моего ребенка каждый может обидеть»; 
  • «Я должен всем доказать, что прав»;
  • … 

(список пополняется в ходе лекции).

Лекции 5 и 6. Когда сложно… с собой

в записи

Откуда мы узнали, что быть родителем трудно? 

От своих родителей? Из семейных историй?

Почему мы порой неадекватно реагируем на обычные ситуации: детские капризы и плач, непослушание, отказ делать что-то или, наоборот, нежелательный интерес к чему-то? 

Умом мы понимаем, что это все ― обычные проявления роста, но эмоционально реагируем так, словно происходит что-то из ряда вон, с чем мы не знаем, как справиться.

Как это может быть связано с нашим детским опытом? Или, может быть, с уже не детским? Какие больные места в душе здесь оказываются задеты? И почему никогда не помогает просто решить и «не делать, как мама и папа»?

Ищем и обезвреживаем «пробоины» →

  • «Появились дети — жизнь закончилась»; 
  • «Мне нельзя доверять детей ― я все испорчу»; 
  • «Я не могу никому доверять»; 
  • «Я не буду так, как мои родители»; 
  • «Я всегда должен знать, что делать»; 
  • «Хорошие родители не злятся»; 
  • «Детей нужно любить 24/7»;
  • … 

(список пополняется в ходе лекций).

Стоимость


«Тема актуальная, но все же пока сомневаюсь»

Мы не обещаем мгновенных и судьбоносных результатов. У  формата онлайн-цикла есть свои особенности и объективные ограничения. 

Но значит ли это, что работа с материалами лекций, выполнение практических упражнений и самостоятельный разбор ответов Людмилы Петрановской на вопросы участников цикла, которые они задавали в ходе трансляций, ничего не дадут?

Конечно, нет. Результаты будут, если будут действия.

А посмотреть первую лекцию можно абсолютно бесплатно. Такой тест-драйв помогает лучше понять, насколько вам близки подход автора, в целом тема, и принять взвешенное решение.

И еще раз о важном

У детей есть уникальная способность ― они слишком быстро растут 🙂 Просто в суете мы этого не замечаем. И это тоже нормально. Хотя и не означает, что время от времени нам не нужны напоминания. 

Пусть таким напоминанием сегодня будет наблюдение многодетного отца и писателя:

Когда покупаешь ребенку первый телефон, он звонит тебе каждые две минуты и спрашивает: «Ты где?». А ты тихо воешь и сбрасываешь звонки, потому что тебе кажется, что ты дико занят и тебя отвлекают. 

А потом проходит пятнадцать лет. Ты звонишь ребенку, чтобы спросить: «Где ты?», ― а он скидывает звонок, потому что ему тоже кажется, что он дико занят. И ты опять тихо воешь. ( Дмитрий Емец)

Достаточный внутренний ресурс ― это возможность дарить заботу самым близким

Наши контакты

Если что-то неясно или не получается, просто напишите нам на adm.bmshkola@gmail.com
Объясним, решим, поможем!

На странице использованы репродукции картин И. Айвазовского из открытых источников