- Почему в эпоху возможностей, когда быт становится все легче и приятнее, роль родителя дается… все сложнее
- Откуда берутся и куда утекают родительские силы и радость
- Как перестать сравнивать себя и ребенка и чаще чувствовать уверенность и спокойствие вместо тревоги и усталости
Предыстория этого цикла началась еще в 2015 году также в стенах Школы «Большая Медведица». Тогда впервые открыто вместе с Людмилой Петрановской мы подняли тему родительского выгорания. Пришло время сделать новый шаг. И вновь проводником в мир родительского ресурса станет Людмила Петрановская.
Вы исследуете четыре ключевые сферы:
1. Отношения с ребенком
Какие убеждения помогают родителям проживать тревогу, раздражение, отчаяние, вину, а какие еще больше вытягивают силы и разрушают контакт с ребенком.
2. Отношения в семье
Что мешает договориться о воспитании ребенка и распределить ответственность между взрослыми. Где искать выход из споров, домыслов и холодных войн.
3. Отношения с окружением
Почему мы прекрасно ладим с ребенком наедине и теряемся перед внешней оценкой. Как связаны критик извне и критик внутри.
4. Отношения с собой
Почему умом мы понимаем, что происходит с ребенком и даже знаем, как лучше реагировать, а на деле «выходим из берегов» из-за малейшего детского проступка. Почему не помогает просто решить «не делать, как мама и папа».
1. Отношения с ребенком
Какие убеждения помогают родителям проживать тревогу, раздражение, отчаяние, вину, а какие еще больше вытягивают силы и разрушают контакт с ребенком.
2. Отношения в семье
Что мешает договориться о воспитании ребенка и распределить ответственность между взрослыми. Где искать выход из споров, домыслов и холодных войн.
3. Отношения с окружением
Почему мы прекрасно ладим с ребенком наедине и теряемся перед внешней оценкой. Как связаны критик извне и критик внутри.
4. Отношения с собой
Почему умом мы понимаем, что происходит с ребенком и даже знаем, как лучше реагировать, а на деле «выходим из берегов» из-за малейшего детского проступка. Почему не помогает просто решить «не делать, как мама и папа».
В каждом блоке есть упражнения и домашние задания. Вы будете двигаться от простого к более сложному: от работы с теми внутренними установками, которые легче заметить и осознать, к более глубоким и скрытым уровням.
Уставший родитель ― это нормально. Если только…
Есть ситуации, когда нагрузка чрезмерна и мы объективно не можем не уставать: ребенок болеет, много работы, нет помощи извне, стрессовые ситуации и т. д.
Кроме того, у родителей есть и всегда будет регулярный повод для беспокойства, сомнений и потери сил ― какого бы возраста ни был ребенок.
Усталость и эмоциональное истощение связаны не только с тяжестью нагрузки. В одинаковых жизненных условиях один родитель будет истощаться, а другой ― нет.
Если взрослый тревожен, несчастен и думает о самом себе плохо, ребенок даже в идеальных условиях не сможет нормально жить и расти — раз мама или папа от чего-то так страдает, значит, все и на самом деле плохо.
(Л. Петрановская)
Львинная доля потерь в ресурсе связана с внутренними установками и конфликтами, которые мы, как правило, не осознаем
Как внутренние установки влияют
на родительский ресурс?
От внутренних установок зависит, насколько мы позволяем себе заботу, насколько в реальности ставим свой ресурс в приоритет
Не надо рваться «коня на скаку останавливать». Надо научиться в какой-то момент говорить: «Ой, лошадка побежала». И, например, вместо того, чтобы тащить на себе ребенка и продукты в дождь, — вызвать такси.
Почему от установок так много зависит?
Потому что задействован уровень подсознания.
Убеждения ― это «координаты», по которым мы следуем в жизни и стремимся во что бы ни стало им соответствовать (в большинстве случаев ― неосознанно): в своем общении с ребенком, с близкими, с собой. |
|
Мы смотрим на мир, воспринимаем ситуации и действуем в этих ситуациях исходя из своих установок. И убеждения либо поддерживают нас, дают ресурс, либо обесточивают, вытягивая силы.
|
установки → мысли → эмоции и действия → результат
С установками связаны наши ожидания от кого-то (в т. ч. и от себя) или чего-то: «Я должен / должна должны дать детям все самое лучшее» |
|
Установки формируют наши автоматические реакции. Поэтому в порыве раздражения мы кричим на ребенка, называем обидными словами, хотя «стотыщ раз» обещали себе не повторять родителей. Поэтому отказываемся от помощи, ведь «просить ― стыдно» и вообще «справлюсь сам/а». |
«А чем может помочь участие в цикле?»
Вы разберетесь, что же делает роль родителя сложной. Проанализируете на собственных примерах, как связаны внутренние установки с вашими эмоциями, реакциями в общении: почему не ладится с ребенком или не находится общий язык с бабушками, а любое замечание извне (сад, школа, соседи) заставляет переживать.
|
|
Научитесь «обезвреживать» установки, которые истощают; поймете, как вести переговоры с внутренним критиком.
|
|
Начнете восстанавливать ресурс, а значит, почувствуете больше уверенности и радости. |
Вы разберетесь, что же делает роль родителя сложной. Проанализируете на собственных примерах, как связаны внутренние установки с вашими эмоциями, реакциями в общении: почему не ладится с ребенком или не находится общий язык с бабушками, а любое замечание извне (сад, школа, соседи) заставляет переживать.
|
|
Научитесь «обезвреживать» установки, которые истощают; поймете, как вести переговоры с внутренним критиком.
|
|
Начнете восстанавливать ресурс, а значит, почувствуете больше уверенности и радости. |
Для кого участие будет полезным
Для будущих родителей,
которые осознают, что ожидания могут не совпадать с реальностью и хотят заранее изучить тему родительского ресурса.
Для мам и пап детей любого возраста,
которые чувствуют, что роль родителя дается сложно и они справляются с ней не так, как представлялось и хотелось бы;
устают, слишком эмоционально (внешне или внутренне) реагируют на обычные ситуации, связанные с ребенком, и не знают, как разорвать «шаблон»;
«забывают», что родительство это не только про ответственность и взрослость, но и про настоящую радость и поддержку, и хотят научиться чаще «замечать» и проживать эту радость.
Для бабушек и дедушек, близких взрослых ребенка,
которые хотят быть в хорошем контакте не только с ребенком, но и с его родителями; стремятся лучше понимать свои реакции и управлять собственным ресурсом.
Кому не стоит участвовать
Тем, кто ждет «волшебного исцеления» от прослушивания лекций |
|
Так не работает. В каждой лекции будут упражнения, домашние задания, а также комментарии Людмилы Петрановской по конкретным ситуациям, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый родитель, ― только через практику можно получить результат. |
|
Тем, кто ждет эффекта как от индивидуальной психотерапевтической работы |
|
Так тоже не работает. Неверно в корне сравнивать форматы онлайн-цикла и индивидуальной работы со специалистом. Зато возможно дополнение одного формата другим. Помимо финансовой составляющей, у онлайн-цикла есть одно важное преимущество ― работа в окружении единомышленников, таких же родителей с похожими трудностями ⟶ Цикл доступен в записи, но вы услышите обратную связь лектора по всем запросам, с которыми проводилась работа в ходе Цикла. Как показывает опыт сотен участников, тревоги родителей схожи. |
Автор цикла — Людмила Петрановская
Об авторе
Психолог, психодраматист, писатель.
Один из самых известных в России специалистов. Более 20 лет помогает родителям выстраивать более гармоничные отношения с детьми и становиться семьям счастливее.
Основатель Института развития семейного устройства.
Лауреат Премии Президента РФ в области образования.
Ведущая тренингов и семинаров для родителей и специалистов, психодраматист.
Публицист, автор многих полюбившихся родителям книг, среди которых:
«Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
«Если с ребенком трудно»
«Что делать, если…»
«Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения»
«В класс пришел приемный ребенок»
«Дитя двух семей. Книга для приемных родителей»
Я убеждена, что люди всегда все знают. В смысле, все самое важное и нужное про себя, свои отношения, свою семью… Просто не всегда знают, что знают. <…> не задумывались, не формулировали в словах. И если их начать правильно спрашивать, то это знание всплывает, иногда вместе с сильными чувствами.
Программа цикла «Когда быть родителем сложно»
Лекция 1. Куда уходит и откуда берется родительский ресурс
в записи
Доступ к записи ― бесплатный.
Почему в век памперсов, готового питания, детских садов и развивающих мультфильмов так много родителей жалуется на усталость, тревогу, чувство своей несостоятельности? При том, что растят чаще всего одного-двоих вполне здоровых детей, в полной семье, с помощью родственников и нянь?
Парадокс:
кажется, чем лучше и благоустроеннее жизнь,
тем больше проблем у родителей.
- Куда уходит и откуда берется родительский ресурс?
- Что здесь зависит от ребенка, от самого родителя, от семьи, от общества?
И поскольку ребенка и общество сменить не получится, главный вопрос к себе:
- Какие наши убеждения становятся «пробоинами ниже ватерлинии», в которые утекают силы и радость, делая родительскую роль трудной?
Лекция 2. Когда сложно… с ребенком
в записи
Когда у ребенка есть сложности со здоровьем, развитием, поведением, учебой, специалисты и общество стараются помочь ему.
Но что происходит с родителями? Как мы переживаем разочарование, тревогу, отчаяние, вину? Какие установки здесь могут помочь, а какие еще больше истощают?
Ищем и обезвреживаем «пробоины» →
- «С ним обязательно что-то случится»;
- «Нужно все предусмотреть»;
- «У хороших родителей дети не болеют»;
- «С моим ребенком все должно быть идеально»;
- «Он не такой, как надо»;
- …
(список пополняется в ходе лекции).
Лекция 3. Когда сложности… в семье
в записи
Семейные войны вокруг воспитания детей ― одни из самых долгих и тяжелых. Они бывают открытыми, «холодными», «гибридными», «партизанскими» и всегда отнимают крайне много ресурсов.
Если семья ― не тыл, а фронт, если не с кем разделить ношу, то даже одного-двух вполне здоровых детей растить очень тяжело. И тогда лучший способ помочь себе и ребенку ― наладить отношения в семье и распределить ответственность.
Ищем и обезвреживаем «пробоины» →
- «Я не сделаю ― никто не сделает»;
- «Ребенок ― не мужское дело»;
- «Все должны воспитывать одинаково»;
- «Живем ради детей»;
- «Бабушка ― это бесплатная няня»;
- …
(список пополняется в ходе лекции).
Лекция 4. Когда сложно… с окружением
в записи
Многие родители отмечают, что вполне хорошо и уверенно себя чувствуют, пока за их общением с ребенком не наблюдают посторонние. Или пока ребенка не оценивают другие.
Почему мы как родители так уязвимы перед оценками извне? Почему нас расстраивает или злит даже замечание малознакомого человека, а уж негативная оценка учителя может вовсе выбить из колеи?
Ищем и обезвреживаем «пробоины» →
- «Я плохой родитель, и все это видят»;
- «Мой ребенок должен всем нравиться»,
- «Моего ребенка никто не понимает, кроме меня»;
- «Моего ребенка каждый может обидеть»;
- «Я должен всем доказать, что прав»;
- …
(список пополняется в ходе лекции).
Лекции 5 и 6. Когда сложно… с собой
в записи
Откуда мы узнали, что быть родителем трудно?
От своих родителей? Из семейных историй?
Почему мы порой неадекватно реагируем на обычные ситуации: детские капризы и плач, непослушание, отказ делать что-то или, наоборот, нежелательный интерес к чему-то?
Умом мы понимаем, что это все ― обычные проявления роста, но эмоционально реагируем так, словно происходит что-то из ряда вон, с чем мы не знаем, как справиться.
Как это может быть связано с нашим детским опытом? Или, может быть, с уже не детским? Какие больные места в душе здесь оказываются задеты? И почему никогда не помогает просто решить и «не делать, как мама и папа»?
Ищем и обезвреживаем «пробоины» →
- «Появились дети — жизнь закончилась»;
- «Мне нельзя доверять детей ― я все испорчу»;
- «Я не могу никому доверять»;
- «Я не буду так, как мои родители»;
- «Я всегда должен знать, что делать»;
- «Хорошие родители не злятся»;
- «Детей нужно любить 24/7»;
- …
(список пополняется в ходе лекций).
«Тема актуальная, но все же пока сомневаюсь»
Мы не обещаем мгновенных и судьбоносных результатов. У формата онлайн-цикла есть свои особенности и объективные ограничения.
Но значит ли это, что работа с материалами лекций, выполнение практических упражнений и самостоятельный разбор ответов Людмилы Петрановской на вопросы участников цикла, которые они задавали в ходе трансляций, ничего не дадут?
Конечно, нет. Результаты будут, если будут действия.
А посмотреть первую лекцию можно абсолютно бесплатно. Такой тест-драйв помогает лучше понять, насколько вам близки подход автора, в целом тема, и принять взвешенное решение.
И еще раз о важном
У детей есть уникальная способность ― они слишком быстро растут 🙂 Просто в суете мы этого не замечаем. И это тоже нормально. Хотя и не означает, что время от времени нам не нужны напоминания.
Пусть таким напоминанием сегодня будет наблюдение многодетного отца и писателя:
Когда покупаешь ребенку первый телефон, он звонит тебе каждые две минуты и спрашивает: «Ты где?». А ты тихо воешь и сбрасываешь звонки, потому что тебе кажется, что ты дико занят и тебя отвлекают.
А потом проходит пятнадцать лет. Ты звонишь ребенку, чтобы спросить: «Где ты?», ― а он скидывает звонок, потому что ему тоже кажется, что он дико занят. И ты опять тихо воешь. ( Дмитрий Емец)
Достаточный внутренний ресурс ― это возможность дарить заботу самым близким
Наши контакты
Если что-то неясно или не получается, просто напишите нам на adm.bmshkola@gmail.com
Объясним, решим, поможем!