Онлайн-интенсив "Школа на каникулах" • Школа родительства «Большая Медведица»

Для родителей, чьи дети учатся в начальной школе
или идут в первый класс:

Нужно ли заниматься учебой летом, чем именно и в какой форме.
Как найти вдохновение для себя и мотивировать ребенка.
Как составить и соблюдать индивидуальный план для
тренировки навыков, необходимых в обучении.

«Летом ребенок должен отдыхать, набираться сил, а не сидеть за учебниками». Однако…

Круговорот из уроков, секций, кружков, «домашек», курсов подготовки в первому классу ― останавливается.

Дети не горят желанием учиться еще и летом, а мы не хотим заставлять, потому что «надо же когда-то отдыхать от заданий», да и сами устали от напряжения и ссор из-за учебы.

Однако есть вопросы, на которые летом в каждой семье все же приходится искать ответы.

Что делать со  списками летних заданий, которые ученик начальной школы приносит домой перед каникулами

А если ребенок «все забудет» к сентябрю и не сможет быстро включиться в работу после 3-х месяцев сплошных развлечений и «ничегонеделания»

Как успеть за каникулы «подтянуть» математику / письмо / чтение и не перегрузить ребенка

А что, если мы упускаем время и за лето можно  «доготовить» будущего первоклассника к новым для него нагрузкам

Ребенок неусидчив, невнимателен, неорганизован. Ленится думать, старается угадать ответ. Занятия проходят и так со скандалом. Вдруг после отдыха будет еще хуже!

И самое главное ― как не испортить отношения с ребенком и не убить обязательными занятиями желание учиться, исследовать новое

4 шага, чтобы найти баланс
между отдыхом и занятиями летом

Шаг 1. Начните с цели: для чего конкретно вашему ребенку нужны занятия летом? Какие навыки требуют автоматизации?

Каждый школьник уходит на каникулы с разным уровнем подготовки. Поэтому любой одинаковый комплект заданий для Сони и для Ани, для Сережи и для Саши будет о разном.

Кто-то справится практически мгновенно и поработает «для галочки», а для кого-то это станет тяжелой и местами неподъемной работой ― так формируется и закрепляется неуспешность, неуверенность в своих силах.

Та же ситуация с детьми на пороге школы. Одинаковые для всех задания действуют по-разному: одного ребенка продвигают, а другому вредят.

Ребенок не может «сесть и просто сделать» ― 
потому что либо неинтересно и скучно, либо слишком сложно.
«Усреднение» не работает.

Что делать?

Провести «инвентаризацию» ― оценить, критически посмотреть на базовые учебные навыки ребенка. Без них невозможно успешное и продуктивное обучение ни в начальной, ни, тем более, в средней школе.

В зависимости от того, идет речь о дошкольнике или об ученике начальной школы, набор базовых навыков будет разным.

Каждый родитель может провести такую «инвентаризацию» самостоятельно.

V В ходе интенсива вы подробно остановитесь на каждом навыке. Всего 4-5 сфер (отдельные лекции о детях на пороге первого класса и об учениках начальной школы).
V Выявите, в какой области у ребенка есть сложности. Точечная работа по развитию и усилению нужных навыков и будет целью.

Шаг 2. Определите, какие есть способы «прокачки» нужного навыка или навыков.

V Вы разберете весь ассортимент возможных занятий для развития конкретного навыка и составите свое индивидуальное «меню» тренировок.

Шаг 3. Посмотрите, как лучше встроить занятия в летний распорядок дня с учетом ресурсов и предпочтений ― ваших и вашего ребенка.

V Вас ждут конкретные рекомендации по всем возможным группам упражнений ― для точечной тренировки каждого навыка. Хотите ― занимайтесь по печатным материалам, хотите ― по электронным, а хотите ―  играйте в специальные игры.
V Вы сами выбираете, какой формат занятий для вас и ребенка наиболее комфортен и продуктивен.

Шаг 4. Усильте «меню» тренировок секретными компонентами.

V Вы узнаете, как сделать так, чтобы рутина была интереснее, а достижение трудной цели не превратилось в каторгу и для ребенка, и для вас.
V Увидите, что нет ничего невозможного. Вдохновитесь и, возможно, сразу во время эфира набросаете список своих собственных секретных компонентов 🙂

Каким образом такие летние тренировки помогают ребенку
в обучении и влияют на его мотивацию?

Возьмем один из базовых навыков ученика начальной школы ― умение читать осмысленно.

Почему навык ― базовый? Потому что без этого фундамента успешное обучение невозможно. Все верхние «слои» рассыпаются. Например, ребенок не может решить задачу не потому, что не знает, как. А потому что не понимает смысла условий из текста в учебнике.

В этой ситуации абсолютно бесполезным будет список книг на лето и чтение по столько-то страниц в день.

Ребенку будет или скучно, или тяжело ― здесь нет пространства для развития внутренней мотивации.

Решение в том, чтобы работать конкретно над навыком осмысленного чтения. И для этого есть совершенно другие виды занятий, упражнений и пособий, о которых и пойдет речь в интенсиве.

Весь учебный год дети бегут (и родители вместе с ними): школа, продленка, кружки, секции, уроки, домашние задания, развивающие центры, курсы подготовки к школе.

На высоких скоростях информация проглатывается, ребенок не успевает ее осознавать и проживать.

Лето — огромный период, фактически целый учебный триместр, в котором у семьи появляется уникальная возможность ― развивать и тренировать важные для конкретного ребенка навыки в своем индивидуальном темпе.  И неважно: отстает ребенок или, наоборот, опережает программу.

Мы выстраиваем личный план тренировок, индивидуальный маршрут и выходим из системы «сделал ― показал ― забыл».

Постепенно ребенок начинает понимать, что процесс образования по сути бесконечен, практика изучения того или иного предмета, отработки того или иного навыка — с ним по жизни. И что любую рутину можно сделать приятной.

Понимание ― ключ к развитию внутренней мотивации у ребенка.

Для кого участие будет полезным

Для родителей учеников начальной школы (1-4 классы), которые:

  • хотят понять, какие занятия нужны конкретно их ребенку, как они влияют на его успехи в обучении;
  • осознают, что внешняя мотивация и «усаживание за уроки» работают временно, и стремятся бережно помогать ребенку в развитии самомотивации, волевой сферы;
  • готовы включаться в организацию индивидуального летнего «меню» тренировок, чтобы сделать процесс обучения более осмысленным, интересным и продуктивным и для ребенка, и для себя.

Для родителей детей на пороге школы (6-7 лет), которые:

  • хотят понять, какие занятия и для развития каких базовых навыков нужны конкретно их ребенку, чтобы ребенок мог воспринимать и усваивать школьный материал (речь не о том, чтобы учить ребенка счету или письму до школы);
  • хотят подготовить ребенка к различным видам нагрузки в первом классе;
  • готовы помогать ребенку в развитии базовых навыков, самомотивации, волевой сферы и создавать индивидуальную программу летних тренировок.
Об эксперте:

Анна Высоцкая

  • Нейропсихолог.
  • Образовательный коуч.
  • Мама четверых детей, трое из которых ― школьники.
  • Автор статей о нейропсихологии и обучающих семинаров для родителей школьников.

Основной круг вопросов, с которыми работает Анна:

  • Как справиться с трудностями в обучении.
  • Как выбрать школу и форму образования.
  • Как перейти из школы на семейное обучение или в альтернативную школу.
  • Как эффективно учить ребенка дома.
  • Как построить образовательную стратегию и реализовать ее.

В своей работе автор опирается на:

1. Последние исследования нейропсихологии
2. Особенности развития воли, мышления, внимания, памяти, речи ребенка
3. Способности ребенка заводить друзей, воспринимать критику, выдерживать неудачи.

Задача Анны ―  помочь родителям лучше понять своего ребенка и знать, что делать в случае трудностей с обучением.
«Я помогаю находить свой путь развития и роста, ориентируясь на природу ребенка, а также потребности и возможности его семьи»

Программа

Лекция 1. Школа на каникулах (для родителей учеников 1-4 классов). В записи
  • Нужны ли летние занятия. Если да, то чем и как заниматься. Как правильно подобрать виды занятий, пособия, электронные ресурсы. Как дозировать нагрузку.
  • Как обучаться, играя. Как балансировать между необходимостью тренировки школьных навыков и желанием ничего не делать.
  • Мотивация для рутины: маленькие подсказки для весомых результатов.
Лекция 2. Лето до школы (для родителей детей 6-7 лет). В записи
  • Как провести три летних месяца перед школой так, чтобы ребенок подошел к новой роли ученика спокойным и уверенным.
  • Игры на каникулах. Как обучаться в игре, незаметно оттачивая навыки, необходимые для успешного обучения в школе.
  • Самостоятельность, планирование, внимательность: практикуем в рутине дней.
  • Составляем сбалансированное «меню» летних занятий, ориентируясь на индивидуальные особенности своего ребенка.

Подведем итоги:
для чего вам участвовать в интенсиве

Действовать или только слушать ― решать вам. Но результаты стоят того, чтобы делать шаги 🙂

V

Вы посмотрите на процесс обучения под другим углом.

Разберетесь, как и какие базовые навыки влияют на успешность ребенка в обучении. Проанализируете, насколько развит каждый навык у вашего ребенка. Увидите, где требуется дополнительная проработка.

V

Поймете, как развивается внутренняя мотивация и сила воли у ребенка. Как тренировать умение настроиться на работу и уйти от «усаживания за уроки» и конфликтов из-за «не хочу учиться».

V

Составите свой индивидуальный план для точечных тренировок «западающих» базовых навыков у ребенка ―  комфортный для вас и для ребенка, с учетом ресурсов, которыми располагаете.

Освоите инструменты, которые помогают не сходить с дистанции и регулярно, с интересом тренироваться. Научитесь вместе с ребенком ставить цели и отслеживать прогресс.

V

И вы и ваш ребенок почувствуете себя спокойнее и увереннее, потому что алгоритм действий при трудностях в обучении станет абсолютно ясным и прозрачным.

Убедитесь, что любая сложность в учебе не так объемна, как кажется, и что всегда есть решение, а значит, станет меньше страхов и переживаний из-за различных аттестаций.

Все понятно, но…

«У ребенка все же должен быть нормальный отдых летом без всяких заданий. В школе догонит»

А если НЕ «догонит»?.. Возможных факторов слишком много.

Выбирать только вам, заниматься или нет с ребенком летом, какие упражнения и в каком формате выполнять или не выполнять. Но стоит учитывать важный момент →

Отдых и развлечения ― не одно и то же. Можно только развлекаться и не отдохнуть и наоборот: регулярно работать и чувствовать себя отдохнувшим. Постоянные развлечения и впечатления ― это удобно и как будто логично для каникул. Но потом в школьной рутине ребенку будет крайне тяжело заставлять себя входить в состояние тонуса.

Цель интенсива ― научить ребенка быстро переходить из расслабленного в рабочее состояние. Сила воли тренируется постепенно, через минимальные, «гомеопатические» усилия со стороны ребенка. Это один из базовых и необходимых навыков для успешного обучения ребенка.

«А может, просто нанять репетитора ребенку, если он не справляется?»

Это одно из решений. Но, по опыту многолетней работы с родителями и детьми автора интенсива Анны Высоцкой, ― в большинстве случаев трудности в обучении связаны именно с «провалами» в развитии базовых навыков в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте.

На интенсиве Анна учит как раз анализировать каждый навык и подбирать нужные упражнения для ребенка.

«Наверное, это все очень сложно и долго: упражнения, мотивация… »

Анна Высоцкая дает простые инструменты, которые помогают родителям, а НЕ специалистам, составить и реализовать свой план тренировок для конкретного ребенка. Так, чтобы лето прошло с пользой и не превратилось в бесконечные занятия и ссоры из-за постоянного «надо».

Как только вы освоите принцип подбора и организации занятий ―  увидите, что все гораздо легче и быстрее, чем казалось 🙂

«А как быть с летними заданиями из школы?»

Школьные задания на лето носят рекомендательный характер. Вы можете использовать их в качестве ориентира, выполнить часть или все полностью.

Главное в другом:

Если ребенок испытывает трудности с какой-то темой или предметом, то нет никакого смысла давать задания на закрепление, пока сам материал не усвоен (вспомните пример о навыке осознанного чтения выше на этой странице).

Вы можете определить, что мешает ребенку понять материал, проработать нужный базовый навык и уже после вернуться к школьным заданиям. Так получится гораздо продуктивнее. Еще и ситуацию успеха для ребенка создадите 🙂

«А если ребенок пойдет в школу только через 2 года или, наоборот, учится уже в средней школе, то интенсив не подойдет?»

Для ребенка 4-5 лет программа интенсива будет сильно на опережение, потому что базовые навыки формируются постепенно и развиваются поэтапно. Если вы хотите включить в общение с ребенком этого возраста занятия на развитие базовых навыков, обратите внимание на другой интенсив Анны Высоцкой в нашей Школе ― «Человек обучающийся».

В средней школе ребенок психологически сильно меняется. Поэтому интенсив не подойдет для родителей детей, которые уже закончили 5-й и выше классы.

Но для детей, которые только закончили 4-й класс ― программа актуальна. Мы отдельно будем говорить об этой категории учеников. Все базовые навыки должны быть автоматизированы перед средней школой. Поэтому лето для них ― это задел на будущее, возможность в комфортном режиме доработать те сферы, где есть пробелы.

Сколько стоит участие?

Отзывы участников

Дорогая Большая Медведица, спешу поблагодарить за чудесную лекцию Анны Высоцкой про учеников начальной школы. Мой сын закончил первый класс и одна из “всплывших” в течение учебного года проблем ― это катастрофическая невнимательность в письме с горой исправлений и постоянное нытье из-за домашек, потому что надо что-то списывать/записывать.

Неделю назад я решила попробовать “тренировку” по списыванию, о которой рассказывала Анна. Пособие, которое она рекомендовала, нашла бесплатно в сети. Интересное, удобное  и местами забавное:) Завели с ребенком специальный календарь. Договорились о правилах. Каждый день берем из пособия один короткий текст до 40 слов. Он сам спокойно списывает. Проверяет. Ищет ошибки. Находит:) Потом приносит мне. Я иногда тоже нахожу:) Но их меньше в разы! И реакция абсолютно спокойная. 

Много всего было, есть еще , что пробовать и внедрять. Но результаты и процесс вдохновляют. Спасибо!

Татьяна

Участница цикла "Школа на каникулах"

Наши контакты:

Если что-то неясно или не получается, напишите нам на adm.bmshkola@gmail.com Всё решим!