Открытый урок «Пожалуйста, не умирай!» • Школа родительства «Большая Медведица»

«Открытый урок» ― это не просто лекция по теме. Это беседа с экспертом на заданную тему в прямом эфире в формате вопросов и ответов.

Слушатели спрашивали ― специалист отвечал.

Как говорить с детьми о старости и смерти?
«А ты умрешь?» — рано или поздно этот вопрос слышит от своего ребенка каждый родитель. И теряется с ответом. Как объяснить своим детям, что такое смерть? О том, что жизнь может оборваться по разным причинам и в любой момент? Что это значит: когда был человек — и вдруг его не стало?

«Почему бабушка такая старенькая?» — еще один вопрос, ответ на который найдется не у каждого родителя. Как разговаривать с детьми о течении времени и наших телесных трансформациях, связанных с ним? Почему мы стареем? Как дать понять ребенку, что такое связь поколений? Какое место в семейной иеархии занимают бабушки и дедушки?

На открытом уроке с психологом Катериной Мурашовой мы поговорим о грустном и страшном, но необходимом опыте знакомства ребенка с темой старости и смерти.

V

Какие возрастные особенности восприятия темы смерти существуют? Что можно и нужно сказать малышу? Как говорить с подростком?

V

Если ребенок ничего не спрашивает, стоит ли самим родителям поднимать эту тему?

V

Надо ли специально воспитывать/формировать отношение ребенка к бабушкам и дедушкам? Если да, то как?

V

Что отвечать на вопросы и восклицания ребенка:
«А ты умрешь?»
«Как же я буду жить, если ты умрешь?»
«А как это — “умерла”? Где она сейчас?»

V

Как сказать ребенку о смерти близкого? Есть ли особенности преподнесения такой информации в зависимости от возраста?

V

Брать ли детей на похороны? С какого возраста? Что говорить о посещении кладбища?

V

Как помочь пережить утрату?

V

Как говорить с ребенком про суицид?

V

Как говорить с ребенком про психическое нездоровье окружающих? В частности, про старческое слабоумие?

V

Как говорить про неизлечимые болезни?

V

«Я не хочу, чтобы вы с папой становились старыми… как же я тогда один буду без вас».
«Я не хочу становиться дедушкой».
«Не поеду к бабушке, от нее пахнет плохо, и она странно говорит».
Как отвечать на вопросы о старении?

Эти вопросы мы обсудили онлайн на «Открытом уроке» с практикующим детским психологом Катериной Мурашовой.
Об авторах этого «Открытого урока»
Катерина Мурашова
  • Практикующий детский и семейный психолог с более чем 25-летним опытом работы.
  • Книги: «Ваш непонятный ребенок», «Любить или воспитывать?», «Все мы родом из детства», «Что делать, если в семье растет гипо- или гиперактивный ребенок».
  • Постоянный автор колонки о психологии и детях в журнале Snob.
  • Образование: Дважды окончила Ленинградский государственный университет — биологический и спустя почти десять лет психологический факультет по специальности «Возрастная психология».
  • С научными экспедициями объездила весь Советский Союз. Работала на кафедре эмбриологии ЛГУ, в Институте экспериментальной медицины, по программе «Врачи мира» — с детьми из социально-неблагополучных семей. В настоящее время работает в детской поликлинике семейным психологом, преподает в Санкт-Петербургском университете культуры.
  • Мама двоих детей.
  • Об осознанности: “Я ничего не понимаю про осознанность в общении с детьми. Мне кажется, единственная сознательная вещь, которая здесь ВСЕГДА очень уместна — это стараться как можно меньше врать детям, словами, чувствами, поступками. Вы можете быть какими угодно — умными, глупыми, вздорными, смешливыми, серьезными, жадными, несознательными и непоследовательными — уж что досталось ребенку то и досталось, но вот если постараться не врать ему и по возможности себе, тогда в любом случае с любимым ребенком есть шанс построить вполне себе пристойное и со всеми удобствами здание для жизни ваших с ним отношений”.

Школа «Большая Медведица»

«Большой Медведице» уже 4 года. За это время мы объединили 150 000 родителей, а также дедушек и бабушек, педагогов и других специалистов, став крупнейшей онлайн-школой в сфере детства и детско-родительских отношений.

Чем мы можем быть полезны для вас?

Команда Школы полностью состоит из родителей ― и нам хорошо знакомы сотни поводов для беспокойства за своих детей. Чтобы каждый взрослый, который заботится о ребенке, не оставался наедине со своими тревогами и вопросами:

  • Мы приглашаем ведущих специалистов в психологии, педагогике, медицине, поднимаем болезненные, но важные темы и вместе стараемся находить решения многочисленных задач в отношениях с детьми.
  • 99% всех мероприятий проводим онлайн в формате лекций и практикумов ― они доступны из любого уголка мира. Кроме того, вы не только знакомитесь с полезной экспертной информацией, но и получаете возможность задавать свои вопросы специалистам в прямых эфирах.

А еще мы верим (как бы громко это ни звучало), что человек начинается в семье и что малыми шагами, с заботой о себе и о близких, можно формировать основу для счастливого и здорового поколения детей. Вы с нами?:)

А вот, что говорят участники других онлайн-встреч с Катериной Мурашовой:
«

С врачом детской поликлиники №47 Катериной Мурашовой я мечтала встретиться лично с тех пор, как мне в руки попалась книга «Ваш непонятный ребенок», а потом и ее знаменитый хит «Все мы родом из детства». Она так лихо описывала трудных детей, которые на глазах становились понятными, лишь переступив порог ее кабинета!

Кстати, Катерина до сих пор работает в той же районной поликлинике в Санкт-Петербурге семейным психологом. Питерцы, вам повезло! «Не психиатром, а психотерапевтом!» — часто подшучивает она в книге над собственным статусом, ссылаясь на свои бесчисленные столкновения с нашим советским багажом предрассудков.

Спасибо школе осознанного родительства «Большая Медведица» за главные тезисы Катерины Мурашовой про детские кризисы. Вот они: первый год жизни ребенка — один сплошной кризис. Главный вопрос этого периода: мир мне рад или нет? Дитя принимает решение, и тут все зависит от принимающей стороны.

Мурашова говорит, что ни один психолог мира не умеет лечить травму этого периода, то есть исправить позицию базового недоверия к миру. «Вы только представьте, — рассказывает Катерина, — что дети считывают эмоциональное состояние родителей и изменяют свое поведение под это состояние уже через четыре (!) часа после рождения».

В качестве примера Екатерина Мурашова рассказывает про младенцев-отказников из приюта — те «кульки», которые врачи просто носили привязанными к собственному телу, выживали. Выводы очевидны.

После года — первый кризис «нельзя» «можно» VS «нельзя»: в голове малыша пишется программа установления границ. Ребенок исследует реакцию создателя запретов на нарушение запрета тремя способами:
1) прямая агрессия («Дай! А то сейчас голову себе разобью!»),
2) нытье,
3) манипуляция.

Главный вопрос этого периода: как все устроено? Как я могу «сделать» своих законодателей (противостоять им)? До какого предела испытывать? Памятка для родителей: это не просто слова «сохраняйте спокойствие», «настаивайте на своем» — это понимание механизма такого поведения. Не ребенок над вами издевается, а над ним издевается биологическая программа.

Мурашова приводит прекрасный пример: прежде чем злиться на своего ребенка, представьте, что вы устроились на новую работу и решили выйти покурить. Но говорить вы не умеете, так как работаете, к примеру, в японском офисе и не знаете языка. Что вы сделаете? Сначала покурите на улице, потом в подъезде, потом в коридоре на этаже, потом на пороге кабинета, а затем прямо на рабочем месте. И так будет до тех пор, пока пожарные не придут и не оштрафуют вас из-за нарушения техники безопасности. И вот тогда вы почувствуете границы и правила без слов.

»

Vita Taliana

Как получить доступ к записи «Открытого урока»?
  • Шаг 1.
    Зарегистрируйтесь в форме подписки.
  • Шаг 2.
    Проверьте почтовый ящик, который указали при регистрации. На него в течение нескольких минут придет письмо.

Если вы впервые в нашей Школе, то сначала придет сообщение с просьбой подтвердить подписку (нужно будет кликнуть на ссылку в письме). Уже после подтверждения следом придет письмо со ссылкой на запись «Открытого урока».

Если вы уже участвовали в других наших мероприятиях, скачивали какие-то материалы при подписке, то сразу же получите письмо со ссылкой на запись.

Внимание: Если никакого письма не видите в почтовом ящике, проверьте, пожалуйста папки «Спам» и\или «промоакции». Не нашли? Тогда пишите нам на adm.bmshkola@gmail.com. Будем разбираться.

  • Шаг 3.
    Смотрите и пересматривайте запись в любое удобное для себя время:) Потребуется только доступ к интернету.

Прочитал и согласен с договором оферты
А на какие другие темы есть «Открытые уроки»?
Полный список вы можете посмотреть на этой странице и также бесплатно получить доступ к актуальной для себя записи.
У вас остались вопросы?
Пожалуйста, напишите нам на adm.bmshkola@gmail.com. Обо все расскажем, на все вопросы ответим!