О детях с 3-х лет

V Анатомия детских страхов: когда появляются, почему закрепляются и при каких условиях исчезают
V Стратегии и практики преодоления: как не попасть в ловушку «сражаюсь со страхами ребенка вместо ребенка» и как тогда корректно поддерживать детей, чтобы они сами могли справляться со своими страхами

Однажды у ребенка появляется свой «дом с привидениями»

Примерно с 3-х лет у ребенка появляются первые «настоящие» страхи ― связанные не с физиологией, не с реакцией на стресс, а со способностью мыслить, фантазировать и прогнозировать то, чего еще нет.

«Дом с привидениями» ― внутреннее пространство, где рождаются, живут и исчезают страхи. Он строится постепенно и постоянно трансформируется.

От чего зависит, насколько большой или крошечный этот дом, вселяет он ужас или просто предостерегает, мы разбираемся вместе со специалистом на первой лекции этого онлайн-цикла.

Для кого?

Для родителей и близких взрослых ребенка от 3-х лет и до старшего подросткового возраста.

На самом деле многое будет актуально и для взрослых. Но: цикл все же о помощи детям и мы разбираем особенности их страхов, а не своих.

Детские страхи не возникают из «ниоткуда»

Хотя для родителей их возникновение и проявление у ребенка становится неожиданным.

― Мама, не выключай свет и не уходи, пожалуйста.
Вдруг из темноты на меня нападёт чудовище.

― Мама, я пойду с тобой в магазин, один не останусь.
― Я же на пять минут всего!?
― Все равно не останусь.

― Очень болит живот и голова, в школу не смогу пойти точно.
Сжимается в комочек, когда мы настоятельно требуем зайти в школьные ворота.

Кричит при виде двери кабинета врача, соседской собаки или безобидной букашки…

. . .

Мы ждём когда страхи сами рассеются. Кто же не боялся чего-то в детстве?!

Но иногда, вместо того, чтобы исчезнуть, они нарастают и становятся значимой частью жизни ― ребенка и его семьи.

Чтобы помочь ребенку, нам нужно понять, что с ним происходит. А для этого нужно разобраться, как строится и из чего состоит внутренний мир страхов ребенка ― его «дом с привидениями». 

О чем первая лекция?

Это базовая лекция. Мы начинаем исследовать дом с привидениями снаружи и впервые заглядываем в его коридоры.

V По каким принципам строится это здание.
V Без каких его частей страхам просто негде поселиться.

V Как сделать так, чтобы у страхов не было шансов помешать ребёнку развиваться.

Подробно разбираем, из чего же состоит дом с привидениями.

Фундамент. Законы развития ребёнка и страхи как часть этого развития. Когда эта часть начинает мешать.

Ступени крыльца. Разрыв между интеллектуальным и эмоциональным развитием.

Пол дома. Недостаточный опыт совладания со страхом.

Окна. Потребность в контроле.

Стены. Страхи и тревога родителей.

Крыша. Общий уровень напряжения в социуме.

Чердак. Семейные тайны, скрытый травматический опыт ребёнка.

В процессе исследования вы увидите, что:

V в страхах есть и польза, а бесстрашные дети ― иногда не в безопасности;
V

разобраться в своих тревогах, успокоить себя, принять возможность опасности, обращаться за помощью и близостью ― для многих детей сложнее, чем считать и учить стихи;

V

искусственные ситуации, сконструированные родителями (бросить в воду — научится плавать), в большинстве случаев рождают фобии, и вовсе не помогают справиться с тревогами;

V

повышенный контроль и избегание пугающих ситуаций рождает чувство беспомощности и новые страхи; 

V

дети восприимчивы к тревоге родителей, причем не столько к той, что мы демонстрируем, а к той, которая отрицается (совладание с ней происходит дисфункциональными способами);

V

некоторые страхи ребенка совсем не беспочвенны ― может быть, все же есть, чего бояться…

А что в полном цикле?

Первая лекция дает понимание: какова природа страхов, откуда они появляются; как мы можем влиять на появление, увеличение и уменьшение тревоги.

Это глобальная структура, которой можно пользоваться на протяжении всей жизни.

Однако в доме с привидениями есть не только стены, крыша, но и комнаты, в каждой из которых живет своя группа страхов и тревог.

Сейчас эти комнаты закрыты. На каждой лекции с экспертом мы по очереди открываем их.

1. Комната ночных монстров. Приходим на выручку ребенку, которому трудно спать спокойно.
2.


Комната потерянной мамы. Помогаем детям не бояться быть без взрослых.

3.

Комната плавающей тревоги. Находим способы поддержать, если дети в какие-то дни боятся всего (и каждый раз нового), а когда-то живут спокойно.

4.

Комната специальных страхов. Успокаиваем ребенка, точно знающего, кого в этом мире стоит бояться: насекомых, врачей или лифта.

5.

Комната социальных страхов. Поддерживаем ребенка, который боится получить плохую оценку, быть высмеянным, исключенным. Для тех, кому нужна доза смелости, чтобы выступать на сцене или остановить обидчика.

Каждую лекцию мы посещаем одну комнату и узнаем, что особенного в поселившихся там страхах ― их секреты и слабые места. Смотрим вглубь тревоги, их рождающей. Вооружаемся стратегиями, упражнениями и вдохновением для борьбы с тем, что не даёт нашим детям вздохнуть спокойно.

Подробная программа цикла

Лекция 2. Комната ночных монстров (в записи)

Ночные страхи

Чувство тревоги, когда знакомый мир, комната и предметы в ней погружаются в темноту, знакомо большинству детей.

Ночные страхи рождают ощущение неизвестности, любой звук становится неожиданным, и фантазия ребенка мгновенно дорисовывает его происхождение.

Вечер, ночь, момент перед сном — время, когда ребенок остается один на один с самим собой, лицом к лицу со своими мыслями и переживаниями. Дела и игры, которые занимали его днем, в темноте бессильны.

Когда не получается себя отвлечь — на сцену выходят монстры, подозрительно напоминающие то, что днем не получается «развидеть»: злость, недружелюбие, объединение против слабого и беззащитного.

Из лекции вы поймете→

  • Как развитие воображения связано с появлением чудовищ в спальне.
  • Почему фантазия ребенка «оживает» и выходит из-под контроля.
  • Как помощь родителя может спасать, но формировать беспомощность.
  • Как страхи могут не оставлять даже во сне, превращаясь в кошмары.
  • Какая связь между агрессией, вредничеством и раздражением, которые ребенок проявляет днем, и страхами. Почему «лицо» монстров подозрительно знакомо.
  • Как получается, что классическая боязнь темноты растягивается на десятилетие жизни ребенка.
  • Могут ли страхи стать привычкой.

Разберете→

  • Как научить ребенка строить границу между реальностью и фантазией.
  • Способы «встречи» с монстрами (вместо отрицания их существования).
  • Правила войны и мира с чудовищами: от оружия до системы защит и «пактов» договоренностей.

Узнаете→

  • Почему перенос страха вовне (экстернализация) ― неплохая идея, которая в более старшем возрасте может быть спасительной техникой. И как потренироваться на монстрах с прицелом на будущее.
  • Как работает сказкотерапия и как начать сочинять терапевтические истории для детей.
  • Как научить ребенка брать ответственность за свои страхи и примерять роль «эксперта» по ночным чудовищам, разрабатывая стратегию своей битвы.
  • Почему система поощрений в преодолении страхов так же важна, как и в процессе обучения. В чем специфика применения этой системы для области страхов.

Лекция 3. Комната потерянной мамы (в записи)

Страх разлуки с родителем

Уже в год ребенок способен понимать, если мамы рядом нет ― жди последствий: будет неуютно, тревожно, и, скорее всего, не будет тех реакций и той заботы, к которым он привык.

Однако в этом возрасте вы можете увидеть не столько реакцию страха (например, когда надеваете пальто и поворачиваетесь к двери), сколько протест, обиду и даже злость: «Мама! Нет, не хочу, чтобы ты уходила!».

Что же происходит, когда в более старшем возрасте появляется именно страх разлуки с матерью, или, как говорят специалисты про более легкий вариант переживаний, — сепарационная тревога?

Из лекции вы узнаете→

  • Как страх разлуки связан с привязанностью.
  • Как понять, когда нормальная реакция на расставание переходит черту и становится страхом, не подвластным успокоению родителей.
  • Что разрушает чувство безопасности окружающего мира, которое с таким трудом конструируется привязанностью.
  • Что испытывают сами родители, когда им приходится покидать ребенка.
  • Как страх разлуки медленно, но верно подчиняет себе жизнь ребенка и всей семьи.
  • Какие последствия для психики могут наступить при долгом сохранении страха.

Поймете→

  • Какие ответные реакции родителей на тревогу ребенка закрепляют его страх, а какие позволяют справиться. Где искать баланс между поддержкой и игнорированием.
  • Как помочь детям совладать с негативными ожиданиями, не позволять им затоплять сознание. Техники когнитивного анализа мыслей для детей.
  • Методы, направленные на одну из основных причин страха разлуки, — ощущение невозможности контролировать ситуацию. Как дозировать контроль и предварять пик тревоги.
  • Какие есть упражнения для возвращения ребенку чувства спокойствия. Как научить детей не на словах, а на деле «брать себя в руки».
  • Как противостоять неадекватным реакциям борьбы и бегства, запускающим новые фазы тревоги. Учимся справляться с импульсивными действиями.

Лекция 4. Комната плавающей тревоги (в записи)

Генерализованная тревога

Родители детей, на которых накатывают (как правило, без явных причин) волны тревоги, могут по одному взгляду, движениям понять, что ребенку «опять плохо».

Он мучается от беспокойства, плохого самочувствия, не может ни о чем думать, кроме того «пустяка», который всплывает в мыслях вновь и вновь:

― у меня никогда не получаются задачи про движение;
― мама через два месяца уезжает в командировку;
― если наступит глобальное потепление, как мы будем жить;
― на завтра нет любимых хлопьев — я буду голодный;
― …

Если начинаешь беспокоиться ― остановиться почти невозможно.

Тревожные мысли приходят про события, которые уже прошли. Про будущее. Про воображаемое. Поводов столько же, сколько капель в море.

Главный вопрос ребенка с плавающей тревогой: А что… если?

Из лекции вы узнаете→

  • Что такое неконтролируемая тревога. Чем она отличается от нормального беспокойства.
  • Какое значение имеют физические симптомы при таком страхе, как он отражается на здоровье ребенка.
  • Как дети с генерализованной тревогой относятся к себе и окружающим. Почему изменение самоотношения и снижение требований к окружающим уменьшает страх.
  • Как разобраться с разнонаправленной тревогой, если «враг» все время меняется.
  • Почему дети находят негатив в любом событии и почему постоянное ограждение от тревог усиливает симптоматику.

Разберетесь в техниках помощи ребенку→

  • Какие способы помогают отслеживать разновидности тревоги и почему «следить» за тревогой по правилам — эффективнее, чем игнорировать.
  • Как строить иерархию тревоги.
  • Использование метафоры горы и восхождения в развитии контроля тревоги.
  • Как форсировать эмоциональное развитие, какие практики можно делать каждый день, чтобы «не интеллектом единым» определялись способности.
  • Как работают круги контроля, как образы фэнтези помогают детям бороться со страхом без лица.
  • Mind fullness (осознанность) — не только для взрослых. Что значит находиться «здесь и сейчас» и как помочь в этом детям, далеким от восточной философии.

Лекция 5. Комната специальных страхов (в записи)

Специфические страхи

У каждого ребенка свои особенные черты характера. Разные дети любят или ненавидят брокколи, их увлекают непохожие игры, они боятся щекотки в неодинаковых местах, а смех каждого ребенка звучит по-особому.

Страхи тоже могут быть индивидуальными или специфическими. Разные дети находят разные «каналы», куда направляется вся тревога. Они точно знают, чего боятся: насекомых, уколов, грозы, канализационных люков, бородатых мужчин, звуков пылесоса, …

Такие страхи, как правило, возникают в дошкольном возрасте и исчезают. Но иногда они «застревают», начинают мешать жить ребенку, ограничивая его возможности и возможности семьи.

В лекции вы услышите→

  • Почему некоторые типы страхов наиболее распространены и при чем здесь эволюция.
  • Какие группы страхов-фобий встречаются и почему дети выбирают именно тот или иной конкретный страх.
  • Как выстраивается система защитного поведения и почему эта же защита страх усиливает.

Поймете→

  • Как помочь ребенку справится с его особенным страхом.
  • Что такое сенсорная интеграция и как использовать ее элементы для преодоления фобий. Как оценить, в зависимости от возраста, эффективность той или иной стратегии

Узнаете→

  • О ранних исследованиях страхов.
  • Как ученые сначала научились формировать страхи, а затем — деконструировать.
  • Что такое десенсибилизация и как ее реализовывать.
  • Что общего между исследованиями страхов и психологией рекламы.

Лекция 6. Комната социальных страхов (в записи)

Социальные страхи

Страхи бывают не только у маленьких детей. Тревога накрывает и тех, кто обычно смелее взрослых,— подростков. Только боятся они не боли, вида крови, пауков или командировки родителей.

Страшный сон ребенка подросткового возраста — обесценивание, смех и критика других людей.

Ужас и паника детей, которым страшно:

― предъявить себя в компании сверстников,
― выступать у доски,
― потерять дар речи при неудобном вопросе,
― сделать телефонный звонок,

ничуть не уступает по масштабам страхам совсем еще маленьких детей. Но портит жизнь сильнее ― потому что от людей спрятаться нелегко.

Вы разберетесь→

  • Что такое социофобия и почему, если она «завелась», самое страшное — оказаться в центре внимания.
  • Какое значение имеет социальная компетентность и социальные «автоматизмы».
  • Какие дети чаще страдают от страха сделать что-то «не так» и как это связано с образом себя.
  • Какое отношение к социальным страхам имеет сепарация и взросление.
  • Почему такие страхи чаще всего появляются у детей самых ответственных и осознанных родителей.
  • Откуда берутся желание нравиться и искаженный образ себя.
  • Почему избегание тревожных ситуаций при социальных страхах мгновенно приводит к дезадаптации.

Исследуете пути помощи таким детям→

  • Узнаете, что такое коммуникативные тренинги и как устраивать «тренировочные заплывы» в социальных водоворотах.
  • Обсуждаем технику «Лабиринт препятствий», помогающую преодолевать сложности поэтапно.
  • Пробуем на себе отслеживание дисфункциональных мыслей по принципу: остановись ― отмотай назад ― думай заново.
  • Подсматриваем, как работают техники ролевого проигрывания в практике психологической помощи на примере психодрамы.

Об авторе

  • Клинический психолог, семейный психотерапевт, преподаватель, автор книг и специализированных статей, трижды мама.
  • 14 лет опыта в качестве сотрудника «Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков» (Департамент здравоохранения г. Москвы) и Института интегративной семейной терапии.
  • Основные профессиональные направления: семейная психотерапия, психокоррекционная помощь детям, обучение приемных родителей.
  • Преподаватель, тренер, ведущая образовательных и терапевтических программ для специалистов и родителей, супервизор, психолог-консультант.
  • Автор книг для специалистов и родителей, трех монографий, а также десятков статей в специализированных российских и зарубежных изданиях.
  • Мама троих сыновей.
  • РГМУ (сейчас МГУ им. М.В. Ломоносова (кафедра нейро- и патопсихологии факультета психологии), выпуск 2004г.
  • Институт интегративной семейной терапии (специализация: семейная психотерапия);
  • Центр нарративной психологии и практики;
  • международные профессиональные семинары.

Когда мы говорим: «Здесь нет ничего страшного», — мы оставляем ребёнка наедине со своими страхами.

Чтобы понять, что с ним происходит, и помочь, взрослым приходится отправиться на экскурсию в мир тревоги, увидеть все страхи своими глазами.

Варианты участия

1. Зарегистрироваться и посмотреть бесплатно запись первой лекции

Запись первой бесплатной лекции длится 1 час 47 минут (лекционная часть + ответы на вопросы).

Сразу после регистрации вы получаете ссылку на бессрочный доступ к видео в Личном кабинете.

2. Приобрести полный доступ и посмотреть записи всех лекций цикла

После оплаты вы получаете бессрочный доступ к записям в своем Личном кабинете. Вход в кабинет привязывается к электронному адресу, который вы указываете при оплате.

Для просмотра потребуется только интернет. Смотрите и пересматривайте важные для себя моменты в любое время неограниченное число раз! 

Длительность каждой записи ― 1,5-2 часа.

Лекция 1, бесплатная

в записи

  • бессрочный доступ к записи
Нажимая кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и принимаю Политику конфиденциальности

Полный цикл:

  • бессрочный доступ к записям 6 встреч
  • практические упражнения

6000 руб.

Акция до конца марта: минус 40% по промокоду karantin

Наши контакты:

Если что-то не получается, непонятно или просто хотите оставить отзыв ― пишите нам на adm.bmshkola@gmail.com

Мы читаем каждое письмо!

Получите бесплатно

Волшебный планер-помощник для всей семьи

То, что только тянуло силы, может внезапно оказаться ресурсом...

You have Successfully Subscribed!

Subscribe To Our Newsletter

Join our mailing list to receive the latest news and updates from our team.

Как появился цикл
«Когда быть родителем сложно»

3 августа 2015 года психолог Людмила Петрановская прочитала в «Большой Медведице» лекцию о родительском выгорании, которая отозвалась в сердцах тысяч мам по всему миру.

Ту лекцию мы назвали «Мама на нуле». Эти два слова сняли табу с темы родительской усталости и выпустили на свободу чувства, которые мешали мамам быть, прежде всего, живыми.

Так выглядела обложка к циклу

Скриншот поста от 3 августа 2015 года

С тех пор мы возвращались к теме родительского выгорания снова и снова — поддерживая и обнимая родителей в трудные моменты и в непростых ситуациях.

Наш главный редактор Анна Куусмаа вместе с Людмилой Петрановской стали соавторами книги «Мама на нуле. Путеводитель по родительскому выгоранию».

В помощь родителям мы подготовили два онлайн-цикла о сложных переживаниях в родительстве с психологом Любовью Тихомировой — «О внутренних чудовищах» и «Мама на Луне».

Создали группу поддержки «На ручки. Обнимательная для родителей», которая объединила более 5,5 тысяч участников по всему миру.

Однако мир чувств, эмоций, неподконтрольных реакций, мир отношений с собой и с близкими огромен и разнообразен. А потому чем больше у нас как родителей вариантов поддержки, тем легче и… радостнее:)

Вопросы остаются, но это не значит, что невозможно найти ответы

Каждый день мы слышим просьбы о помощи от родителей детей самого разного возраста.

  • Как быть, если ребенок уже подрос, хлопот, вроде бы, стало меньше, а временами по-прежнему бывает крайне сложно справиться со своими эмоциями, адекватно отреагировать на поведение ребенка или сложную ситуацию?
  • Как быть, если знаешь и понимаешь: «чтобы отдавать заботу ― нужно сначала наполнится самим», но на деле качественно восполнять собственный ресурс не получается? Если слишком сложно выделить время на себя или если усталости, раздражения, тревожных мыслей не становится заметно меньше даже после «отдыха»?
  • Что делать, если сложно выдерживать оценку родительских способностей или ребенка от посторонних? А если в моменте теряешься, а потом долго переживаешь? Как перестать сравнивать себя и ребенка с другими?
  • Почему родные «не видят», когда нужна их помощь? Как научиться договариваться с близкими, если взгляды на воспитание у всех разные?

Все эти вопросы (и многие другие) мы вместе с другими родителями задавали психологу, которому, без лишней скромности, больше других доверяют сегодняшние мамы и папы. Психологу, с очной лекции которого 5 лет назад началась история «Большой Медведицы».

Специально для слушателей нашей Школы Людмила Петрановская создала новый онлайн-цикл «Когда быть родителем сложно».

Этот цикл не только про возможное выгорание и не только для начинающих мам.
Мы двигаемся на другой уровень и смотрим шире,
чтобы:

  • увидеть более глубокие связи, которые влияют на наше отношение к различным ситуациям в родительстве и, соответственно, на наше поведение;
  • понять, в какие «пробоины» ― внутренние установки ― утекает наш родительский ресурс, и научиться их «обезвреживать»;
  • разобраться, что конкретно делать, если отношения с ребенком или близкими не ладятся.

Присоединяйтесь!

You have Successfully Subscribed!