Отзыв участницы курсов нейропсихолога Наталии Романовой-Африкантовой про детей в гаджетах • Школа родительства «Большая Медведица»

Добрый день.

У меня четверо сыновей, и мне есть что сказать о них и их гаджетах.

Рождаться мои дети начали в догаджетовую эпоху и поэтому разница в гаджетововлечённости между тремя старшими и четвёртым младшим видна невооружённым глазом.

Попробую проанализировать эту разницу.

Старшие научились читать прежде, чем попали в интернет, а следовательно, обучились извлекать из потока информацию, отрастили критическое мышление и – что очень важно, на мой взгляд, – сразу могли самостоятельно формировать запросы.
Младший читать не умеет до сих пор. Ему шесть, в этом возрасте старшие уже пару лет читали самостоятельно, а самый старший в свои шесть уже читал двоим младшим братьям.

Я записала бы этот факт в особенности развития, но судя по другим признакам, это особенность познания мира, причём сформированная извне. И, раз он не умеет читать и писать, он смотрит всё, что ему предлагает Youtube по схожим с ранее просмотренным запросам. Он не формирует запрос, он только потребляет предложенное. Это может стать фактором для тревоги, но это как раз поправимо.

Старшие уже много чего умеют и знают, и комп – это ещё один канал восприятия мира. Но для них это ещё и канал созидания. Они качают блендер и учатся создавать 3D модели, пишут коды, создают по мануалам из того же Youtube модели из картона, активно чатятся на англоязычных форумах и ржут над шутками своих виртуальных друзей (я не завидую, мои шутки им тоже нравятся).
Младший пока улавливает хаки Майнкрафта и старается их применять. И я вижу, как он развивается, как сложнее, интереснее и продуманнее становятся его здания, как растёт карта, как он продумывает маршрут, чтобы потом играть с братьями, и это – его часть созидания и роста, очень важная, хотя пока и не такая большая. И кстати, благодаря Майнкрафту он отлично считает.

У старших больше общего в силу маленькой разницы в возрасте, и собственно, возраста. Им 20,16 и 14, они здоровые мужики с убеждениями:) Младшему, повторюсь, 6 и то, что для него открытие, для старших – пройденный этап. Влогеры для него – та компания, которая разделяет его невеликие пока интересы. Хотя – тут нужно отдать должное старшим детям, – они активно играют с ним в сетевые игрушки, открыли для него Террарию, ненавязчиво обучают командной работе ну и вообще вовлечены.

Дистанционка никак не изменила этот расклад. Конечно, времени стала поглощать больше. У меня студент, два гимназиста и дошколёнок. Не нужно объяснять, да?

Что мы пробовали – расскажу про мой опыт, как сработавший, так и неудавшийся.

***Собственный аккаунт на youtube. При указании возраста программа сама обрезает неуместный контент. Но нужно быть готовым к тому, что ребёнок (скорее всего) потеряет доступ к любимым блогерам, а это может стать травматичной утратой. Мы завели детский аккаунт, но со временем вернулись к тому, что шестилетка смотрит любимые каналы с моего аккаунте, потому что ему симпатичны эти люди (иногда довольно спорные, да)

Тут есть такой момент. Я слышу, например, слово “жопа” с экрана и удивлённо поднимаю ухо: “Это что я такое сейчас слышала?” Сын ставит на паузу, поворачивается и объясняет: “Да, мама, согласен, иногда они говорят плохие слова, но ведь я их не повторяю!” Разве поспоришь?

Есть ведущие с просто невыносимым тембром голоса. Наушники решают. Если ваш личный ребёнок начал говорить плохие слова – это же просто повод для разговора. Ни один влогер не воспитает вашего ребёнка, если он уже воспитан вами. Может, у влогера гнусавый на ваш вкус голос, но он дело говорит. Или ничего особенного не происходит, но очень эмоционально комментирует каждый свой шаг. Зрителю это важно, он чувствует себя участником.

***По поводу контента. Не хочу проветривать свои добродетели, но мне правда кажется, что нужно найти время и вникнуть в то, что смотрит ребёнок (во всяком случае ребёнок младше 14 лет). Вне зависимости от того, кажется это глупостями или нет. Ни один ребёнок не откажется разделить с вами свою радость. Вместе с мамой посмотреть любимое видео!!! Есть открытые вопросы, которые помогают понять, что именно его привлекает. А можно ненавязчиво в запросах оставить видео про чёрную дыру или того чувака, что повторяет еду из макдональдса. Предупреждаю, придётся готовить.

***Родительский контроль. Название условное, потому что таких сервисов много. Смысл в том, что они ограничивают активность в сети через определённый промежуток времени. Мы от него отказались довольно давно, потому что бесит:) Ну и потом, представьте себя на месте ребёнка: вы только-только собрали все монетки и подошли к волнующему финалу и… компьютер засыпает. Драма.

***Распорядок дня и доступа к ноутбуку/планшету и т.д. Звучит ужасно уныло, но оно правда работает.
Если есть работающий план (реально работающий, то есть и для взрослых тоже), то вопрос про количество гаджето-часов будет закрыт. Какой ещё план?

Например, определённые дела, которые нужно сделать, чтобы получить гаджет. Причём это действительно должны быть очень определённые дела. Не прибраться к комнате, а собрать лего, унести одежду в стирку, разложить посуду из посудомойки – список может быть любым. Ключевое: задания должны быть конкретными и измеримыми. И равномерно распределёнными в течение дня. Фраза “Пойди поиграй во что-нибудь” не работает, потому что не несёт смысловой нагрузки. Во всяком случае, в моей выборке. Если бы ребёнок знал, чем заняться, он бы играл. Но он не знает – и смотрит, как играют другие. Как они распаковывают покупки и киндеры (о, этот страшный сон, который у нас, к счастью, закончился!).

Если ребёнок не умеет читать, можно делать мемо-карточки (посуда, лего, носки) на доске магнитами или на холодильнике или полку со списком дел ( чашка, кубик лего, носок). Сделал – убрал. Знаете, какая самая сложная проблема? Придумать достаточное количество дел.

И – (я чудовищная зануда, простите) – мы не едим с телефонами. Да, бывает, что все расползаются с тарелками к своим мониторам, но это не правило, а исключение. Сохранять связь можно только так, глаза в глаза. А я ещё болталку общую завела со старшими детьми, мы туда кидаем мемы, музыку, видео и to do списки. И любой рабочий день всё равно не предполагает 8-часовое сидение у монитора без возможности побеситься 15 минут, в другие 15 минут порисовать, в следующий перерыв вместе загрузить стиралку или пообниматься – мало кто работает оператором ядерной кнопки, ну честно. (Ужасно сочувствую всем операторам ядерной кнопки).

А перед сном мы читаем книжки. И это традиция. Вообще традиции, не связанные с гаджетами – очень хорошая штука. Помогает бросить якорь в реальной жизни.

***Самое сложное при работе дома – самоорганизация. Потому что ты находишься сразу в двух местах, дома и на работе. Ты слуга двух господ, а вообще-то трёх, потому что дети – это третья линия обороны. И самое сложное – признаться что тебя тоже туда, в гаджеты, засасывает. Но мы взрослые, мы справимся)

Вера Кононова, участница онлайн-практикума «Дети в телефоне» и марафона «Дети и гаджеты» нейропсихолога Наталии Романовой-Африкантовой.