Дорожная карта для родителей, которые хотят пережить испытание подростковым возрастом без потрясений.
И подарок:)
«Я не знала, что детство исчезает постепенно. Думала, что сразу стану взрослой и все забуду, но мне исполнилось шесть лет, и я все еще там, где и есть мое место», ― сказала когда-то моя дочь Соня на весь троллейбус номер 85, рассекающий урбанистический пейзаж московского района Ясенево.
Дети чувствуют переходы.
Почти убежало ее десятое лето, и она торопится уже совсем ускользнуть из детства, и про шестилетнего брата говорит: «Ох, эти дети!»
А я все пытаюсь насмотреться на слетающий с нее детский пух, с каким-то неожиданным удивлением вдруг осознавая, что, и правда, почти все: еще каких-то несколько мгновений ― и девочка станет птицей, и полетит в свое небо. Без меня.
Завтрашние птицы
Мне хочется успеть отрастить ей такие крылья, которые будут держать ее в полете уверенно и надежно.
Мне хочется, чтобы она полетела в ту сторону, где безопасно, тепло и солнечно. Где она сможет сбыться.
Так многого мне хочется для нее. А иногда и за нее.
Для девочки, которая уже умеет быть резкой. Всегда хочет по-своему.
Которая еще принимает объятия. Но все чаще стреляет колючим взглядом.
Что я могу сделать для нее, спрашиваю я саму себя. Чтобы, улетев, она хотела вернуться. Иногда.
Что можно сделать для них, спрашивают нас, Школу «Большая Медведица», родители таких же почти птиц ― завтрашних подростков.
Подростковый кризис страшит родителей, как ни один другой.
Иногда эта тревога о переходном возрасте звучит, как будто предстоит перейти через минное поле. Или в шторм пройти между скал.
Что нужно знать? Как подготовиться? Какими они будут птицами ― вдруг дикими, грозными, бунтующими?щ
«Зачем ты меня родила?»
Я тоже однажды это кричала своей маме.
«Почему у меня такая жизнь? Почему я не могу того и этого? Все могут, а я не могу! Почему ты сделала такие выборы в своей жизни ― такие, из-за которых теперь несчастна я!»
Мне было 14. Это был день, когда мне показалось, что в моей жизни столько препятствий, что не суждено сбыться ничему, о чем я мечтала.
Мы жили очень бедно. Моя мама одна растила троих детей, и нам едва хватало денег на еду. Одежду нам отдавали знакомые.
Я старалась беречь маму и радовать ее своими успехами. По правде говоря, я верила, что сама смогу исполнить все свои мечты, что у меня хватит и сил, и таланта.
Но в тот день из меня точно тьма прорвалась. Я кричала, плакала, выплескивала маме упрек за упреком и не могла остановиться.
Мама стояла рядом.
Я не помню, чтобы со мной когда-либо еще случалась истерика такой разрушительной силы. Меня буквально рвало на клочья.
У мамы побелело лицо, глаза блестели. Но она продолжала стоять, глядя в мое пылающее лицо, и молчать.
Когда я, дрожа от ярости и испуга, немного утихла, мама сказала: «Пойдем погуляем. Я еще раз тебя послушаю».
Мы гуляли целый вечер, и я уже спокойно говорила обо всем несбывшемся… и о том, что еще сбудется. Потому что я хочу, чтобы сбылось.
Все деньги, которые были у мамы на тот момент, она могла потратить только на продукты. Но по дороге домой мы зашли в магазин, и мама предложила: «Выбери себе что-то. Для себя».
Я выбрала крохотного бельчонка. Игрушку, которую потом всегда носила с собой как талисман. Я брала ее в руки, и мне становилось тепло.
Этот бельчонок был символом бури, из которой я вернулась, не разбившись и не поранившись, не сломав крылья.
Потому что рядом был тот, кто принял эту бурю в себя и не дрогнул ― моя мама.
Мы ― берег
Дорогие родители, никто из нас не может предугадать испытания переходного возраста наших детей.
Наверняка они будут взрываться, кричать жестокое и обидное, хлопать дверями, грозить побегом.
Но кое-что мы точно можем сделать для себя и для них.
Я часто слышу, что родителю нужно быть скалой, когда ребенка штормит.
Но на самом деле мы ― берег.
На который можно обрушиться девятым валом. К которому можно прибиться. Рядом с которым можно просто быть морем. В покое или в бурю, берег примет его любым.
Как берег, мы можем научить море беречь себя. Научить детей саморегуляции. Распознавать свои эмоции и уметь ими управлять, чтобы не разрушаться о собственные чувства.
Как берег, мы можем научить детей пониманию собственной ценности, как есть, со всеми недостатками рельефа, границ, дальше которых нельзя разлиться, и единственному способу сбить «волну» конфликта ― сотрудничеству.
Как берег, мы можем показать детям, что, сколько бы они ни стремились от нас убежать, нет ничего сильнее того, что нас объединяет и сближает ― нашей привязанности. Нет берега без моря, как и моря без берега.
Для всех родителей, которые беспокоятся о том, как встретить и пережить подростковый возраст, мы, Школа «Большая Медведица», подготовили специальную дорожную карту «Переходный возраст. Подготовка», куда вошли три онлайн-курса:
- «Встать на крыло. Как создать детям надежный тыл» с психологом Ольгой Писарик ― 8 лекций в записи
Как реагировать, если поведение ребенка меняется в худшую сторону? Как восстановить и поддерживать доверительные отношения? Как перестать винить себя и получать больше удовольствия от своей родительской роли?
- «Головоломка. Как подружиться со своими эмоциями и научить этому ребенка» с психологом Людмилой Петрановской ― 4 лекции в записи
Как научиться самим и помочь ребенку быть в контакте с собой, корректно проживать эмоции без саморазрушения, лучше понимать других людей, создавать более гармоничные отношения, сохранять веру в свои силы.
- «Четыре суперсилы родителя» с психологом Юлией Зотовой ― 5 лекций в записи.
Как родителю не сгореть в рутине, перейти от оценивания себя к самопринятию и заботе, стать увереннее и энергичнее, используя 4 ключевых психологических навыка
Ознакомиться с «Дорожной картой»

________________
«4 суперсилы родителя. Практика по самоисследованию», которая поможет вам понять, насколько вы в ресурсе, чтобы быть для своего ребенка тем самым родителем, который может выдерживать в конфликтах баланс связи и достоинства.