“Ямочки есть только у детей, у которых родители сексом занимались, когда их делали!” — заявил Максим и улыбнулся. У него на щеках появились ямочки.
“А у меня?” — спросила я и тоже улыбнулась.
“Нет, у тебя нет”, — отрезал Максим.
“И что это значит? Как же меня заделали?”
“Каким-то другим образом. Надо выяснить. Вот твою сестру тоже заделывали от секса. Но у неё одна ямочка. Наверно, было полсекса”.
Максиму почти 8 лет. А мне тогда пять. В деревне, куда мы отправлялись на лето, Максим считался самым взрослым и авторитетным. Он знал все, что знают взрослые. И иногда просвещал нас, малышей от 3 до 6 лет.
Что такое секс, я не знала. Но было очень обидно, что Максима и сестру заделали от секса, пусть половинчатого, а меня неизвестным способом. Дома я пальцем тыкала щеки в тех местах, где должны быть ямочки. Надеялась, что они появятся. Максим сказал, что все знают про ямочки. И люди сразу поймут, что я не от секса заделана, а непонятным способом.
Потом Максим решил взять шефство надо мной.
“Снимай трусы”, — командно сказал он, когда я зашла к ним домой, а родители ушли в город.
“Зачем?” — опешила я.
“Ты ничего не знаешь, я тебе все покажу. Я тоже сниму”.
“Мне не хочется”.
“Ты просто трусиха! Тебе слабо! Слабачка! Слабачка! Я всем расскажу, что ты слабачка!”
Слабачкой быть обидно. Но трусики снимать как-то не хотелось. Но и уйти не получалось. Сама не знаю, почему. Тут вернулся его папа, и мы пошли играть в деревянный конструктор. А потом Максим уехал в город.
Хотим мы или нет, но дети довольно рано получают информацию «на взрослые темы». 5-9-летние эксперты радостно делятся сведениями в детском саду и школе. Часто противоречивыми. Что вызывает еще больший интерес. А иногда приводит к катастрофе.
Не все дети знают, какое поведение других людей является недопустимым. Не все знают о простом правиле «нет — уйди — расскажи». А ему бы обучить каждого с раннего детства.
Так и сказать:
«Если кто-то пытается трогать тебя за интимные части тела или пытается сделать что-то, что тебе кажется странным, скажи «нет». После этого отойди от человека. И расскажи маме или папе».
Большая ошибка, которую делают дети, оказавшись в сложной ситуации, — говорят “нет”, но остаются в контакте с этим человеком. Или боятся рассказать родителям.
И тому есть причины.
Родители не всегда реагируют адекватно.
Мама моей подруги Оли как-то зашла в детскую, а там шестилетняя Оля без трусиков и соседский мальчишка. Такого же возраста. И тоже без трусиков. Разглядывают и трогают друг друга.
Оля потом три дня не могла нормально сидеть. Ее выпороли ремнём, чтобы запомнила. Нечего трусы снимать. Хотя мать практически никогда не поднимала на Олю руку. Вечером за ужином орали на неё всей семьей. Даже бабушку и дедушку пригласили. Все оторвались.
Оля запомнила. Никакого секса. Никаких мальчиков. Никаких отношений. Она долго не связывала тот случай со своей последующей жизнью, в которой отношениям не было места до 28 лет. Может, и дальше бы не было, если бы не полуторагодовая психотерапия.
«Взрослые темы» порой сложно обсуждать с детьми. Нам бывает трудно подобрать слова. Нам иногда неудобно, стыдно, сложно. Но говорить об этом совершенно необходимо.
Очень подробно все эти вопросы обсуждаются в цикле «Интимная жизнь семьи. Деликатный разговор на взрослые темы» — 6 лекций психологов, сексологов и секс-педагогов, в которых вы узнаете:
В каком возрасте начинать говорить о сексе
Нужно ли самим заводить разговор
Как понять, что ребенок уже знает
Как рассказать о приставаниях и сексуальном насилии, чтобы уберечь ребенка и при этом не напугать
Как себя вести, если ребенок застал родителей «в процессе»