Помните вот это обидное, когда садишься с размаха попой в лужу, и слышишь сверху:
— А я тебе говорила.
— А я тебе говорила.
Ещё обиднее, когда сперва тебя долго утешают, и вот, когда ты уже успокоилась, оно тебя догоняет — я.же.говорила.
Как будто все то время, пока тебя душили слезы, оно там только и ждало. Готова? Нна.
Да, говорили, а я сделала, не послушалась, и вот — огребла.
Но, в конце концов, если бы люди всегда слушались, то они не получали бы свой опыт, не перерабатывали бы своим, совершенно уникальным, образом, не делали бы своих, порой неожиданных, выводов, а человечество так и топталось бы где-то в районе пещер. Впрочем, на эту тему уже много пересказано и ничего нового я сейчас не добавлю.
Однако, что плохого предупредить человека, что если он хватится рукой за оголенный провод, то его… ударит?
Особенно, если этот человек вам небезразличен. Это… рационально.
Для передачи опыта, в частности, и была изобретена речь.
Давайте запомним этот пример. Он нам ещё пригодится.
Итак, я выросла и обнаружила, что, вообще говоря, ситуаций, в которых наружу просится «я же говорила» — их вообще миллион. Они повсюду. И как сложно это не сказать (но, кажется, я нашла для себя способ).
Аня бежит по мокрому после дождя бордюру. «Аня, ну скользко же». И вот она подскальзывается, шмяк, Аня в луже, штаны в грязи, глаза в слезах.
Молчу.
«Ева, дай руку!»
Ева вырывается, бежит, спотыкается, падает — ор на весь Ботанический сад.
Бдынц.
«Не дергай ожерелье».
Ожерелье порвано, бусины по полу, ыыыыы.
Мы лежим на диване. Девицы возятся, периодически то нога, то локоть прилетают мне то в лицо, то в живот.
«Угомонитесь, а?“
Ладно, я мудрый Каа: «Я посижу на кухне, зовите, когда набеситесь».
— Мам, мы набесились.
Я иду в комнату и… Евина попа приземляется на Анины рёбра.
— Уууууу.
Мой рот открывается.
— Мам, ты поэтому говорила нам не прыгать на диване?
— Примерно. Сейчас давай убедимся, что твои ребра целы.
Да, они все понимают. И прекрасно помнят, что именно вы говорили (если они, конечно, уже в том возрасте, когда способны воспроизвести такую логическую цепочку). Не надо им напоминать. И тем более это бесполезно, если они в том возрасте, когда на такую цепочку не способны.
И вот тут вспоминаем пример с оголенным проводом. Когда любопытный годовас ползёт с намерением сунуть палец в розетку — что я сделаю? Правильно — возьму и заберу его подальше, а может даже законопачу все розетки, пока он не дорастет до понимания того, что есть слово СТОП.
И уж точно я не буду ему «говорить».
Поэтому теперь на любое свое «я же говорила» я отвечаю СЕБЕ — значит, надо было действовать, значит, надо было быть убедительной. И уж наверняка ты и была бы, будь это 220 вольт.
Получается, ты выбрала дать возможность получить этот опыт, сделать открытие, встретиться с тщетностью, повзрослеть, запустить в космос ракету и так далее.
Возможно, потом, сопоставив моё предупреждение и новый опыт, когда-нибудь они сделают вывод, что ага, мама-то бывает иногда права.
Хотя вряд ли.
