Я та мама, которая находит спасение в гаджетах • Школа родительства «Большая Медведица»

История мамы на нуле, которая заменила няню мультиками и играми в телефоне

«Что делать, если мама не в ресурсе контролировать время ребенка за экраном и это ее единственная возможность получить немного времени и уединения для себя?»

Такой вопрос задала слушательница второго онлайн-практикума из цикла «Дети в телефоне» детскому нейропсихологу Наталии Романовой-Африкантовой.

Я слушала наш собственный цикл и, как никто, понимала тех родителей, которым не хочется даже думать о дополнительных усилиях, которые потребуются для введения правил по использованию гаджетов, контролю за ними, закреплению у ребенка привычки саморегуляции, решению конфликтных ситуаций. 

Еще одна родительская задача. Снова родительский труд. 

А так хочется, чтобы хоть что-то в вопросе воспитания, образования, взросления детей происходило само собой. «Просто добавьте любви, и смотрите, как они растут».

Поэтому сегодня, в поддержку всем родителям на нуле, я расскажу, как сама была той мамой, которая заменила няню гаджетами.

«Я была той мамой, которая…»

Я была той мамой, которая включала своей годовалой дочери серию за серией Baby Einstein. 

У меня был ручной ребенок. 

Настолько, что когда в дочкин год мы попали в больницу и провели там трое суток, все это время она от стресса и слабости не слезала с моих рук. 

Мне сочувствовала вся палата. Мамы-соседки пробовали взять ее или отвлечь – без толку. 

И трое суток я носила дочь по палате – сама чуть ли не падая от заканчивающихся сил.

Не только в больнице, но и дома не было никаких других рук, в которые можно было бы передать дочь. 

Если она не залезала на руки, я все равно нужна была рядом. Играть. Кормить. Гулять. Засыпать.

И только эти видео ее отвлекали. 

Только в эти моменты я могла выдохнуть. И побыть отдельно.

Больше всего к полутора годам дочери я скучала по возможности побыть отдельно. 

Я включала видео, а потом боялась их выключить. 

Но однажды я попробовала их больше не включать. 

И оказалось, что моя дочь играет без видео точно так же, как и в фоновом режиме видео. Сами по себе эти видео не очень-то ей были нужны.

Я была той мамой, которая кормила своего сына под мультики. 

Так получалось без капризов. Аккуратнее. В каждодневной рутине из нескольких приемов пищи хотелось проскочить их поскорее. 

Пока однажды я не выключила мультики и не узнала, что для сына процесс еды увлекателен сам по себе.

Я была той мамой, которая дала детям безлимитный доступ к детским телеканалам и телефону, потому что мне нужно было работать и важно было, чтобы дети не вторгались в мое пространство каждые 15 минут с вопросами и просьбами.

Так мы и проводили время в параллельных виртуальных мирах через стену в одной квартире. 

Дети часто болели, няня нам была не по карману. Няню заменяли мультфильмы и игры в телефоне. 

В какой-то день дети подрались из-за телефона, и я решилась. 

«Если вы можете ударить друг друга, потому что не можете поделить телефон, я его забираю. Забираю то, что стало причиной драки»,

– сказала я… и действительно забрала. 

Потом решилась и выключила телевизор. За компанию.

Так я обнаружила, что мои дети умеют занимать себя и друг друга часами без каких бы то ни было экранов. Рисуют. Строят домики. Придумывают собственные миры. 

Раз за разом свое спасение в экранах находили не они 

Это была я – той мамой без ресурса, которая боялась потерять себя еще больше и, в отсутствие помощи, доверяла своих детей гаджетам. 

Я очень благодарна Наталии Романовой-Африкантовой за ее ответ на мой вопрос. За ее понимание важности родительского ресурса во всей этой истории взаимоотношений детей с гаджетами. 

Не то чтобы я винила себя все это время, но мне было ценно услышать от нейропсихолога, что, во-первых, в некоторых обстоятельствах разрешить чуть больше (или даже сильно больше) – значит позаботиться о сохранении душевного спокойствия, и это лучше, чем метать молнии, вырывать гаджет из рук ребенка и ссориться, потому что вы (или он, или кто-то другой ответственный) не уследили за разрешенным временем. 

А вторая ценная и хорошая новость в том, что правила экологичного потребления экранного контента вводить никогда не поздно. 

То есть я не опоздала научить их осознанному отношению к гаджетам ни в год дочери, ни в полтора года сына, ни в их дошкольный период, ни в школьное время. 

Я и сейчас та мама, которая обращается за помощью с детьми к электронным устройствам. 

В какие-то моменты я разрешаю им больше, в какие-то – меньше. Время от времени провожу «профилактику» – от полного дня до недели и даже двух без экранов. 

Я рассказываю свою историю, потому что знаю, как много мам без помощи и поддержки поступают примерно так же. И слышат упреки от ближнего и не очень круга (того самого круга, который мог бы помочь с ребенком): «От чего ты устаешь – у тебя ребенок только и делает, что смотрит мультики / сидит в телефоне».

Я рассказываю свою историю, чтобы вы – если вы такая же мама – не винили себя и не думали страшное. Например, что собственными руками делаете ребенка зависимым от экрана или замедляете его развитие. 

Дети адаптивны и, если у вас появляется ресурс изменить ситуацию, они готовы услышать и принять новые правила. 

Анна Куусмаа,
главный редактор Школы осознанного родительства «Большая Медведица»

__________________

Дорогие друзья, от имени Школы осознанного родительства «Большая Медведица» желаем всем родителям сил, спокойствия и поддержки в эти беспокойные времена.  

Наш онлайн-практикум «Дети в телефоне» создан с тем, чтобы снять страхи о возможном вреде тех или иных действий и дать подсказки, как помочь себе и детям выстроить безопасные и гармоничные отношения с электронными устройствами. 

Все правила и советы, о которых на цикле рассказывает нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова, можно и нужно применять в ресурсное для вас и детей время.  

На заключительном практикуме «Дети в Сети. Как подготовить ребенка, чтобы не бояться за него в онлайне» мы выясняли, в чем заключается наша родительская ответственность за безопасность ребенка в Сети, а с чем он сможет справиться сам.  

На лекции мы разбирали: 

— В каком возрасте ребенку можно разрешить самостоятельно выходить в интернет, переписываться в чатах, регистрироваться в социальных сетях. 

— Что ребенку необходимо знать для безопасного пребывания в Сети, разделения личного и публичного пространства, защиты личной информации, фотографий и данных. 

— Почему нельзя доверять «детским режимам».

— Можно ли проверять социальные сети ребенка втайне от него.

— Получится ли оградить ребенка от нецензурной лексики в Сети.

— Как научиться распознавать на раннем этапе основные небезопасные ситуации: кибербуллинг, педофилию, интернет-мошенничество, предложения о незаконной работе – и говорить об этих ловушках с детьми.

Если для вас актуальны эти темы, приглашаем просмотреть записи онлайн-практикума «Дети в телефоне».