Подсказка, которая поможет научить ребенка ключевому навыку для жизни и обучения
Признаемся, наконец-то: многие упражнения, советы и полезные находки на наших онлайн-курсах по мотивации и трудностям обучения прежде всего хочется применять не к детям, а к самим себе.
Большая часть того, о чем рассказывает детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова, сразу просится в текущую рутину: вот то правило, что поможет справиться с прокрастинацией, а с помощью другого совета можно избежать ссор с ребенком, выиграть свободное время и зарядить свою «внутреннюю батарейку».
Чаще всего Наталия так и предлагает — начать с себя, проверить на себе. И если появляется ощущение, что так и есть — обучать новому хорошему ребенка.
В сегодняшней статье мы расскажем о навыке, который обсудили на лекции, посвященной управлению вниманием, из онлайн-цикла «Если в школе трудно».
Метод «Внутренняя кнопка» поможет проходить испытания — такие, как контрольные, тесты, экзамены и собеседования. Как детям, так и взрослым.
«Вылетело из головы»
Каждому из нас знакома ситуация, когда мы ждем какое-то важное событие, готовимся к нему, настраиваемся, продумываем план.
Но в моменте, когда эта история происходит, все идет не по сценарию. Мы говорим не то, реагируем не так, совершаем не те поступки. Теряемся. Расстраиваемся. И, в конце концов, не делаем то, что собирались.
Проваливаем испытание. Или проходим его, но не с тем результатом, который хотели получить.
Типичная ситуация из жизни ребенка: готовился к контрольной, все выучил, утром еще все знал, а тест написал кое-как. Почему? «Да как-то вдруг все вылетело из головы».
Ругать? Не стоит, мы об этом подробно поговорили на той же лекции.
Расстраиваться? Тоже не выход. (И это обсудили;))
Так что же делать?
Научиться самим и научить детей «не терять багаж в пути» — не тратить внимание, необходимое на испытание, ДО самого события.
Произвольное внимание, максимальная концентрация которого нужна в самый важный момент, напрямую зависит от состояния нашей «внутренней батарейки» . Нам должно хватить заряда энергии на сосредоточенное и вдумчивое выполнение задания.
«У тебя есть кнопка»
«Один из методов, который используется в работе с детьми при синдроме дефицита внимания или просто функциональном дефиците внимания – это принцип удержания в фокусе «дела дня», рассказывает Наталия Романова-Африкантова.
То есть учим ребенка определять заранее, что есть какое-то одно-единственное важное дело дня – контрольная работа, тест, написать сочинение или выучить стихотворение.
Перед самим делом ребенок выполняет ритуал (например, дышит определенным образом несколько раз) и нажимает свою «внутреннюю кнопку».
Очень часто с детьми, испытывающими дефицит внимания, помогает работать именно в рамках аллегорий: «Представь, что у тебя есть кнопка, которая включает твое внимание».
Автоматически этот прием, конечно, заработает не сразу. Предстоит научиться вместе с ребенком принципу включения внимания.
Например, можно играть в «Барабашку» или в «Десяточки», а в процессе игры выполнять корректурную пробу — предлагать включать вот эту волшебную кнопку внимания. И выполнять какое-то дело.
Можно придумать конкретный физический жест, который демонстрирует нажатие этой кнопки. «У тебя вот здесь, на руке, нажимается кнопочка, и после этого ты можешь все сделать».
В идеале для такого ребенка заранее, накануне, сообщить о том, что будет контрольная или самостоятельная работа. Утром проговорить, что на таком-то уроке будет тест. И непосредственно перед уроком проговорить, что сейчас будет важное, сейчас ты включаешь «внутреннюю кнопку».
Это может делать и учитель, чтобы помочь ребенку. Подойти и сказать: «Включаем кнопку внимания».
«Если села батарейка»
Если «кнопку» ребенок не хочет включать, скорее всего, у него села «внутренняя батарейка».
Можно долго жать на кнопку включения, но при севшей батарейке ничего не получится.
Тогда стоит попробовать на переменке, непосредственно перед «делом дня», поиграть с ребенком в тот же самый мячик (игра в «Десяточки»).
Или предложить постоять на одной ноге, на другой, наклониться головой вниз, наклониться вправо, наклониться влево, попрыгать.
Это все будет про базовую мозжечковую стимуляцию.
Важно выбрать вариант, который сработает с конкретным ребенком.
Итак, давайте еще пройдемся по методу «Внутренняя кнопка».
Обсуждаем с ребенком, что такое «дело дня».
Учимся включать «внутреннюю кнопку».
Выясняем, в какие моменты ее нужно обязательно включить.
Проговариваем накануне, что будет контрольная.
Обсуждаем утром, что будет контрольная.
Перед контрольной играем — выполняем мозжечковую стимуляцию.
Делаем простое дыхательное упражнение.
Затем учитель может, например, погладить ребенка — и тем самым включить «кнопку внимания».
Конечно, для такой истории нужен очень понимающий учитель, который может участвовать в процессе внедрения метода. Понятно, что все это не заработает за раз. Тем более, для ребенка с дефицитом внимания.
Но внедрять это можно и дома. Потихоньку передавая управление «внутренней кнопкой» самому ребенку.
____________
О чем еще мы успели поговорить на онлайн-лекции «Если внимания не хватает? СДВГ и не только»
▶️ Как внимание зависит от эмоций. Почему влюбленный подросток заваливает учебу и как переизбыток впечатлений сказывается на способностях первоклассника.
▶️ Что делать если ребенок не только невнимательный, но еще и неактивный.
▶️ Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности. Четыре вида СДВГ: важно ли, какой у ребенка?
▶️ Как помочь ребенку с дефицитом внимания: практические советы по организации учебного процесса и пространства.
▶️ Игры и упражнения на развитие внимания.