Висеть вниз головой ― чтобы лучше учиться? • Школа родительства «Большая Медведица»

Как вестибулярная система влияет на учебные навыки ребенка

Что делать, если у ребенка не складывается с математикой и схемами или он путается в предлогах и плохо пишет, или читает со «скрипом», или постоянно отвлекается на уроках и при выполнении домашки?

Быстрый ответ, который сразу «напрашивается», ― заниматься и еще раз заниматься.

Однако у нас есть неочевидный вариант помощи, который может стать для ребенка дополнительной и приятной поддержкой.

Речь о прыжках, кувырках и играх на тренировку вестибулярной системы в целом.

О том, как связана школьная успеваемость с «висением вниз головой», мы говорили с детским нейропсихологом и клиническим психологом Наталией Романовой-Африкантовой на первой лекции онлайн-курса «Учиться легко»

По традиции приглашаем вас пройти по следам той встречи и подробнее разобрать интересную взаимосвязь.

Академическое образование начинается не со знания цифр, букв и умения решать головоломки 

Представьте домик, который сложен из «кирпичиков» конструктора. Каждая деталь на своем месте: определенного цвета, формы, размера. И обязательно со своей функцией: фундамент, дверь, крыша и т. д. 

Примерно так же сложные когнитивные навыки (например, речь или внимание) складываются из отдельных функциональных «кирпичиков».

Если не складываются какие-то «кирпичики» на базовых уровнях, у ребенка возникают сложности в обучении.

Наглядно такие функциональные уровни и «кирпичики» представлены в пирамиде когнитивного развития.

Что важно понимать нам ― обычным родителям?

От состояния более нижних ― базовых ― «этажей» и «кирпичиков» в функциональном развитии ребенка зависят его успешность в академическом образовании и даже его поведение.

Без формирования нижних «этажей» верхним просто не на чем держаться.

И у нас есть возможность влиять в этом «доме» на многие процессы.

Как вестибулярная система влияет на успешность ребенка в обучении

Вестибулярная система отвечает за определение положения головы относительно линии горизонта. 

И от этого «кирпичика» зависят→

  • Возможность автоматически поддерживать рабочую позу 

При недостаточном развитии этой системы ребёнок просто не может принять спокойную позу, потому что вестибулярная система требует подтверждения его положения в пространстве, дополнительной стимуляции. 

В итоге ребенок качается в разные стороны, как неваляшка, лишь бы получить очередной сигнал о своем местоположении. 

  • Возможность автоматически поддерживать баланс

Связана также с возможностью определения положения в пространстве.

  • Общий уровень энергии и работоспособность

Вестибулярная система влияет на общий мышечный тонус ― ту самую нейродинамику, «внутреннюю батарейку».

  • Мышцы, которые отвечают за движение глаз

Это движения, которые нам необходимы, например, при чтении и письме, чтобы следить за строкой.

  • Устойчивость внимания

Повышенная отвлекаемость часто бывает вызвана проблемами с вестибулярной системой.

  • Развитие пространственных представлений

Сюда в процессе развития включаются: математика, решение задач, составление схем, русский язык (в т. ч. предлоги «над», «под», «вы» ) и др. 

Пространственное представление ― это навык, без которого школьное обучение может вызывать огромные сложности. 

  • Эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость

Дефициты мозжечка, вестибулярной системы сильно влияют на то, насколько мы эмоционально лабильны.

Что можно сделать для развития вестибулярной системы?

Существуют два общих принципа упражнений. 

1. Смена положения головы относительно линии горизонта

Поэтому дети должны висеть вниз головой, дети должны кувыркаться, прыгать и скакать. 

2. Резкая смена направлений и/или скорости движения

Поэтому и для старшего дошкольника, и для «опытного» школьника игры, вроде «Тише едешь — дальше будешь», дают огромную пользу.

Висеть вниз головой, прыгать, резко менять скорость и направление ― полезно  для вестибулярной системы и учебы

Дефицитная вестибулярная система будет мешать ребенку на протяжении всей жизни.Поэтому, если есть сложности, ее можно и нужно развивать даже в подростковом возрасте.

_____________

Мы продолжаем серию рассказов о том, как сделать обучение ребенка легче и приятнее (для всей семьи:), опираясь на взаимосвязи в работе мозга и развитии ребенка. 

Надеемся, эти материалы окажутся для вас полезными и практическими.

В первой лекции онлайн-курса «Учиться легко» мы также обсудили:

  • как в домашних условиях проверить состояние вестибулярной системы ребенка;
  • почему важно показать ребенка офтальмологу и как нераспознанная вовремя проблема может влиять на мотивацию школьника;
  • как самостоятельно определить тип нейродинамики (силу «внутренней батарейки») ребенка;
  • каким образом другие «кирпичики» из базового уровня развития влияют на успешность ребенка в обучении и какими простыми играми/упражнениями мы можем стимулировать развитие нужных систем.

Это фундаментальная лекция, которая дает общее понимание того, откуда могут «расти» сложности в учебе и как мы можем на это влиять.

Три последующие лекции посвящены отдельным навыкам: вниманию, письму и чтению.

Если тема актуальна для вас, присоединяйтесь к сотням других родителей, которые уже прошли курс.