Если ребенок уже пишет буквы, это не означает,
что он умеет писать.
Сегодня мы коснемся еще одного компонента, который определяет готовность ребенка к первому классу.
Несмотря на критическую важность, эта составляющая успешного обучения ребенка нередко оказывается «на заднем плане».
Зрелость пространственно-зрительного восприятия
К первому классу зрелость пространственно-зрительного восприятия, к сожалению, встречается не у всех детей. И по мнению Наталии Романовой-Африкантовой, одна из основных причин такой ситуации ― раннее обучение ребенка знакам, цифрам, буквам, когда он к этому еще не готов.
Смещение в сторону изучения знаковых систем в подобных случаях приводит к тому, что и письмо, и чтение у ребенка оказываются нефункциональными.
На практике это может выглядеть так: ребенок технически читает, но при этом не может вычленить смысл, понять задание, выполнить прочитанную задачу.
Дефицит этого компонента может выражаться в проблемах с перефокусировкой. Тогда «обычная» для школьного урока последовательность с воспроизведением в тетради того, что пишет на доске учитель (фокус на тетрадь ― фокус на доску ― снова в тетрадь ― снова на доску), вызывает у ребенка массу сложностей и перенапряжение.
«Отвлекаемость» и «низкая работоспособность» также могут быть следствиями незрелости зрительно-пространственного восприятия, которое влияет в том числе на удержание внимания на одном месте.
Трудности с плавным слежением ― когда ребенок не может удерживать взгляд на одной строчке ― по цепочке ведут к трудностям в чтении и письме.
Если ребенок знает, пишет буквы ― то со зрительно-пространственным восприятием все в порядке?
По словам Наталии Романовой-Африкантовой, довольно часто она сталкивается с ситуацией, когда ребенок, казалось бы, неплохо пишет в прописях.
Но навык этот сформировался за счет зрительной памяти, которая смогла запомнить образы букв, и моторной памяти, которая смогла запомнить, как их воспроизводить.
При этом понимание, из каких элементов состоят эти буквы, у ребенка не сформировано.
Тогда после окончания периода прописей у таких детей каждый раз будет «закипать мозг» при написании слов типа «шишки». Потому что для этого не хватает важных функциональных «кирпичиков» ― нужно уметь различать элементы и количество элементов в буквах «Ш», «И».
____________________________
Мы рассказали о некоторых трудностях, к которым может приводить незрелость одного из компонентов школьной готовности, не для того, чтобы родителям будущих школьников стало еще тревожнее.
В нашей команде есть родители будущих первоклассников ― и добавлять переживаний мы точно не стремимся:)
Наоборот: понимание, из чего складывается эта самая «готовность к школе» и что конкретно мы можем сделать для ребенка и для себя для успешного обучения, дает больше спокойствия, веры в собственные силы.
И Наталия Романова-Африкантова подтверждает эту мысль:
Функциональная готовность к школе и зрелость ребенка, а также здоровое отношение к школе родителей, по моим наблюдениям, сводят риски возникновения школьных трудностей к минимуму. Именно поэтому важно вновь и вновь говорить об этом, чтобы родители очередных первоклашек соломку подстелили, зрительное восприятие ребенка проверили, себя успокоили ― и в первый класс! |
Подробнее о компонентах школьной готовности и о том, что делать, например, для развития зрительно-пространственного восприятия, Наталия Романова-Африкантова рассказала на с онлайн-практикуме «К школе готов!»
В первый день:
- мы разберем, что такое психологическая, педагогическая, физиологическая и когнитивная готовность к школе;
- проведем простую диагностику школьной готовности ребенка;
- выявим риски и «подводные камни», определим сильные стороны будущего школьника;
- обсудим, в каком возрасте лучше идти в школу, если ребенок родился осенью или зимой.
Во второй день:
- обсудим, что хорошего есть на курсах подготовки и чего они точно не дают;
- «пройдемся» по кружкам, которые могут быть полезны в предшкольный год;
- посмотрим, стоит ли обучать письму и чтению ребенка до школы;
- разберем простые упражнения на развитие важных для обучения навыков;
- наметим шаги по подготовке ребенка к школе.
Практикум будет полезен:
- для родителей «завтрашних» первоклассников ― вы сможете лучше подготовиться, учесть возможные сложности и скорректировать при необходимости свои действия сейчас при выборе кружков, занятий и т. д.;
- для родителей, чьи дети родились осенью или зимой ― информация поможет принять более взвешенное решение о том, в каком году идти в первый класс;
- для родителей детей 5-6 лет ― у вас будет более целостное представление о готовности ребенка к школе, которое поможет выстроить грамотную стратегию по подготовке к обучению в будущем.
Практикум можно посмотреть в записи.
Узнать все подробности и
записаться на практикум
↓↓↓
Для тех, кому важна всесторонняя подготовка к первому классу
Успешность ребенка в обучении зависит во многом от школьной готовности самого ребенка, готовности родителя, образовательных целей и правильной адаптации первоклассника.
Все эти темы Наталия Романова-Африкантова разбирает в тематических практикумах:
Практикум «К школе готов!» о диагностике готовности ребенка и родителя (можно приобрести запись).
Практикум «Выбор школы», о котором мы рассказали выше.
Практикум «Первый раз в первый класс» о том, как поддержать ребенка в первом классе.
Вы можете приобретать практикумы по отдельности на наиболее актуальную тему. Или воспользоваться спецценой на пакет сразу из трех практикумов (доступ к трансляциям + записи на 6 месяцев). |
Хочу сразу все три практикума
о будущих первоклассниках
*****
Иду только на практикум «К школе готов!»
