Ребенку трудно в школе? Проверьте зрение! • Школа родительства «Большая Медведица»

Даже если кажется, что со зрением нет проблем.

Детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова рассказывает, как почерк и сложности с письмом зависят от особенностей зрения у ребенка:

«Для того, чтобы научить ребенка писать, нам нужно понимать, что ребенок, в принципе, видит строчку и воспринимает ее правильно. 

Бывают дети, которые из-за дефицита зрительно-пространственного восприятия могут начать писать на одной строчке, а закончить на другой. 

Помните, как в прописях: узкая строчка – широкая строчка – узкая строчка? У меня были дети, которые начинают писать в первой узкой строчке между двумя линиями, потом сползают, пишут в широкую строчку между двумя линиями и потом до конца еще одной линией письма от края до края страницы спускаются в третью строчку – во вторую узкую. И потом снова пишут маленькие буквы. 

Это про зрительно-пространственное восприятие.

К сожалению, неоднократно наблюдаю в своей работе и родительской жизни крайне низкий уровень офтальмологического обследования при оформлении карты, которую готовят для поступления в школу. 

Дорогие родители, офтальмологи в таких ситуациях проверяют у детей, как правило, исключительно близорукость – миопию. 

У нас, к сожалению, не смотрят аккомодацию, то есть перефокусировку: умение фокусироваться сначала на дальний фокус, потом на ближний фокус, что очень важно, когда ребенок смотрит на учителя, потом в тетрадь, потом на доску. И у нас практически не смотрят дальнозоркость. 

Детей, у которых пропущены дефициты, связанные непосредственно со зрительным аппаратом, огромное количество. 

Поэтому решать трудности с письмом, трудности с чтением, начинаем всегда с хорошего окулиста. 

Из моей личной практики только за этот учебный год, четверо из детей, которым все, включая логопедов, ставили дислексию и дисграфию, никаких проблем, связанных с дислексией и с дисграфией, не имели. А имели исключительно проблемы, которые решаются офтальмологами. 

Аналогично, если ребенку тяжело дается чтение. То есть вроде бы и получается, но очень сильное сопротивление, очень быстро устает, трет глаза, трудно ребенку справиться вот с этим заданием. А после того, как писал или читал, истерит. 

Это опять история про то, что может быть небольшая дальнозоркость. Ребенок может напряжением зрения увидеть, как выглядит задание. Но это напряжение приводит к истерикам, к головным болям, к поведенческим трудностям и так далее. 

Крайне рекомендую вообще всем – даже тем, наверное, у кого нет особых трудностей — обязательно посетить хорошего офтальмолога».

Фрагмент из онлайн-курса «Если в школе трудно». Все, что нужно знать родителям, чтобы дети учились без стресса и не теряли интерес к учебе из-за возникающих трудностей.

Наталия Романова-Африкантова, практический онлайн-курс "Если в школе трудно"