Какие они: Основные черты
- Дети, которые могут бояться всего нового.
- Часто избирательны в еде, видят плохие сны.
- Не соглашаются идти в новую обстановку или делают это через огромное преодоление.
- Могут с осторожностью относиться даже к близким людям в определенные периоды жизни.
Если с ребенком поговорить, поспрашивать о происходящем с ним, то, как правило, становится видно, что за тревогой стоят различные фантазии.
Окружающий мир не безопасен, нужно проверять лишний раз вещи, которые мы трогаем, потому что на них микробы, и т. п. ― все эти идеи в разном возрасте могут довольно сильно проявляться.

Часто озвучиваются нелепые,с нашей точки зрения, требования, основанные на тревоге и мнительности: готовить определенным образом, ставить вещи «только так»…
Подсказка для родителей: Ключевое в выстраивании отношений
Таким детям, в отличие от, например, возбудимых, противопоказаны наказания. Болезненно воспринимается повышение голоса.
Санкции применяем только в крайних случаях и очень четко проговариваем и проясняем, за что и почему.
Это дети, которые особенно нуждаются в хорошем, теплом эмоциональном контакте при одновременном ограждении от дополнительной тревожащей обстановки.
Принцип «брось в воду ― поплывет сам» не для них. Нельзя ставить задачи, которые для таких детей могут быть слишком болезненными или нерешаемыми.
____________________
Пример из психологической практики Екатерины Жуйковой
Желая помочь ребенку, развить самостоятельность, способность справляться со своими страхами, родители отправляют ребенка одного в магазин со словами: «Если ты не купишь продукты, значит, семья есть не будет».
Идея, сильнейшая мотивация, которая сработала бы для другого, оказалась абсолютно противопоказанной для мнительного ребенка. В итоге он впал в тяжелейшую тревогу и вообще некоторое время отказывался выходить из дома.
____________________
Если ваш ребенок «трепетун», то нуждается в особом подходе ― с уважением к его внутреннему миру, который может совершенно не пониматься взрослыми.
Недопустимо обесценивание этого внутреннего мира: «Какие там микробы!» или «Что там может быть на улице с тобой случиться!».
Конечно, рекомендация «не обесценивать» верна для любого ребенка (да и взрослого), но в общении с тревожными детьми несоблюдение принципа ценности внутреннего мира чревато, потому что слишком разрушительно для таких детей.
Что в перспективе, если не учитывать особенность ребенка?
С возрастом ребенок просто замыкается в себе, и все эти тревоги появляются, растут, меняются уже без контакта со взрослыми. Мы понятия не имеем, какие у ребенка фантазии и насколько сильно влияют на него.
По мотивам онлайн-цикла «Такие разные дети: ключи к пониманию своего ребенка» с Людмилой Петрановской и Екатериной Жуйковой