Ведущий глаз, ведущее ухо… А при чем здесь успешность в школе?
Как понять, что ребенок точно готов к школе?
Детский нейропсихолог, клинический психолог, дважды мама Наталия Романова-Африкантова уверена, что оценки только педагогической (академической) готовности недостаточно.
Важно использовать междисциплинарный подход, т. е. проводить диагностику сразу в нескольких областях/дисциплинах, чтобы свести к минимуму риски возникновения трудностей в школе.

В первом эфире онлайн-практикума «К школе готов!» Наталия подробно разобрала компоненты школьной готовности ребенка и рассказала:
как самостоятельно родители могут провести диагностику такой готовности и в каких случаях стоит сразу обратиться к специалисту.
По традиции приглашаем вас пройти по следам состоявшегося практикума и провести короткий тест с «подзорной трубой» и часами.
«Посмотри в подзорную трубу. Послушай, как тикают часы»
Один из важных компонентов школьной готовности ― латеральная организация.
Звучит сложно:) На практике же диагностика включает в себя в первую очередь определение ведущего глаза, ведущего уха, ведущей руки.
Почему это важно?
Потому что в общем случае, если у ребенка ведущая рука, глаз и ухо одноименные, это не добавляет никаких сложностей к школьному обучению.
А если, например, у ребенка правая ведущая рука и левый ведущий глаз, то это дает дополнительную нагрузку на межполушарные связи и влияет на скорость обработки информации и на темп деятельности.
У детей с ведущим левым глазом часто бывают сложности с окуломоторным контролем и с вектором.
Ведущий левый глаз автоматически сканирует пространство справа налево. В русском же языке мы читаем слева направо. Ребенок пытается читать слово с конца, ему приходится все время перепрыгивать, удерживать контроль. Это тяжело.
Как следствие могут возникнуть разные сложности в освоении чтения. Из практики Наталии: таким детям иногда даже ставится диагноз «дислексия», а на деле оказывается, что у ребенка ― ведущий левый глаз и не сформирован правильный вектор, правильное сканирование пространства слева направо.
Как самостоятельно определить ведущий глаз у ребенка?
Скручиваем простой лист бумаги в трубку и предлагаем ребенку посмотреть в «подзорную трубу».
Если ребёнок смотрит правым глазом, а левый прикрывает, значит, у него ведущий правый глаз. Если ребёнок смотрит левым глазом, а правый зажмуривает, то у него, соответственно, левый глаз ― ведущий.
А как определить ведущее ухо?
Теперь берем часы, кладем на стол и просим ребёнка поднести ухо. Не взять часы (потому что здесь может сработать ведущая рука), а поднести ухо и послушать, тикают они или нет.
Желательно сделать такие пробы несколько раз, чтобы убедиться, что выбор не был случайным и не был продиктован каким-то другим фактором (например, подойти к часам было удобно с определенной стороны, и именно это определило выбор, какое ухо приложить).
А что с ведущей рукой?
Если ребенку уже скоро в школу, а вы не уверены, правша он или левша, ― это однозначный повод для нейропсихологической диагностики у специалиста.
Есть мнение, что амбидекстры — это гении.
«И такое тоже случается, ― соглашается Наталия Романова-Африкантова. ― Но в большинстве случаев это нам говорит не о гениальности, а об определенных дефицитах, которые мешают мозгу выбрать ведущую руку».
Если ведущая рука у ребенка ― левая, то Наталия также рекомендует провести дополнительную диагностику со специалистом. Важно определить причины и особенности левшества, потому что часто оно бывает компенсаторным.
Исследования показывают, что среди левшей, особенно компенсаторных, выше риски дефицитов зрительно-пространственного восприятия. Поэтому стоит обратиться к специалисту, чтобы при необходимости помочь ребенку подготовиться к школе.
_______________________
Конечная цель комплексной, междисциплинарной диагностики готовности ребенка в школе ― снизить риски трудностей обучения.
Чем раньше и качественнее мы проверим зрелость различных компонентов, тем больше у нас будет возможностей, чтобы что-то скорректировать, «подстелить соломку».
В этой статье ― крошечная часть первого эфира практикума «К школе готов!», который длился почти 2 часа. Даже десяти писем будет мало, чтобы все рассказать:)
Вот некоторые темы, которые мы успели обсудить и которые могут быть актуальными для вас→
- 10 признаков неблагополучия младшего школьника (спойлер: академическая успеваемость ― не всегда показатель успешности в обучении)
- Когда проводить диагностику готовности к школе: 3 ключевых периода
- Книги, которые могут использовать родители и специалисты для диагностики
- Почему важно обязательно проверить зрение ребенка перед школой, какие параметры важны и почему диагноз «дислексия» иногда не подтверждается, т. к. трудности связаны со зрением
- Что такое «мотивационная готовность» и почему важно играть с детьми в школу
- Социально-коммуникативное развитие. На что обратить внимание родителям
- Проба на самооценку. Зачем и какой результат желательно получить
- Три простых теста на внимание и память
- Как связаны устная речь и списывание с ошибками
- Диагностика физической готовности ребенка. Можно ли доверять тесту с касанием рукой противоположного уха и зачем становиться на четвереньки
- Определение силы нервной системы. Кому показаны перерывы каждые 10-15 минут, а кому важно закончить начатое без перерывов
Если первый эфир практикума «К школе готов!» посвящен диагностике, то второй отвечает на вопрос, как подготовить ребенка к школе, как развивать необходимые компоненты для успешного обучения.
Практикум будет полезен:
- для родителей «завтрашних» первоклассников ― вы сможете лучше подготовиться, учесть возможные сложности и скорректировать при необходимости свои действия сейчас при выборе кружков, занятий и т. д.;
- для родителей, чьи дети родились осенью или зимой ― информация поможет принять более взвешенное решение о том, в каком году идти в первый класс;
- для родителей детей 5-6 лет ― у вас будет более целостное представление о готовности ребенка к школе, которое поможет выстроить грамотную стратегию по подготовке к обучению в будущем.
Узнать все подробности
и записаться на практикум
↓↓↓
Для тех, кому важна всесторонняя подготовка к первому классу
Успешность ребенка в обучении зависит во многом от школьной готовности самого ребенка, готовности родителя, образовательных целей и правильной адаптации первоклассника.
Все эти темы Наталия Романова-Африкантова разбирает в тематических практикумах:
Практикум «К школе готов!» о диагностике готовности ребенка и родителя (можно приобрести запись).
Практикум «Выбор школы», о котором мы рассказали выше.
Практикум «Первый раз в первый класс» о том, как поддержать ребенка в первом классе.
Вы можете приобретать практикумы по отдельности на наиболее актуальную тему. Или воспользоваться спецценой на пакет сразу из трех практикумов (доступ к трансляциям + записи на 6 месяцев). . |
Хочу сразу все три практикума
о будущих первоклассниках
*****
Хочу только практикум о диагностике и подготовке к школе
