Как наш собственный опыт подводит нас в определении того, что хорошо и что плохо
Представьте, что вы заходите в комнату и видите двоих детей.
Первый ребенок играет в планшете. Хмурится. Тычет пальцем. Радостно и даже торжествующе вскрикивает. Его внимание полностью захвачено происходящим в гаджете.
Второй ребенок сидит с книгой. Читает увлеченно, с улыбкой. Иногда заливается смехом. От книги его не оторвать.
На стороне какого ребенка будет ваша симпатия?
Предлагаем поисследовать свои ощущения вместе с нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой по следам первой лекции онлайн-практикума «Дети в телефоне».

Книга — это тот же гаджет?
Когда мы говорим об использовании гаджетов и говорим об их возможном вреде, чаще всего мы противопоставляем их книгам, отмечает Наталия.
В глазах современного родителя ребенок, который сидит и читает книгу, – чаще всего условно правильный ребенок.
А при виде ребенка, который уткнулся в гаджет, скорее всего, возникнет ассоциация неблагополучия: как будто ребенок занимается чем-то не тем.
А теперь попробуем добавить в нашу «задачку» новые условия.
Первый ребенок играет в планшете в шахматы.
Второй ребенок читает сборник анекдотов про мальчика Вовочку.
На месте кого из них вы бы хотели видеть своего ребенка?
На этом вопросе позиция даже радикально настроенных к гаджетам родителей начинает шататься. Вряд ли кто-то будет против того, чтобы его ребенок на планшете играл в шахматы.
Мне бы хотелось подчеркнуть ключевой момент:
Дело не в самих электронных устройствах, а в том контенте, с которым взаимодействуют дети.
Наша убежденность в том, что книга – хорошо, а планшет – плохо, обычно опирается на ограничивающее убеждение, вызванное собственным опытом.
Согласитесь, у многих из нас опыт получения знаний из бумажных носителей больше опыта получения пользы из гаджетов. Школьный и часть университетсккого — уж точно.
Наши дети живут в другой реальности. Им не нужно носить с собой коробочку с шахматами и искать партнера для игры. И то, и другое им доступно в любой момент в телефоне.
Наши дети живут в другой реальности. Им не нужно носить с собой коробочку с шахматами и искать партнера для игры. И то, и другое им доступно в любой момент в телефоне.
Подмена настоящего
Тут, конечно, самое время возразить, что электронные шахматы — совсем не то, что настоящие, которые можно потрогать. А игра с живым человеком не идет ни в какое сравнение с бездушным тренажером.
И в этом будет своя правда.
Однажды я почувствовала, что мне чего-то в жизни не хватает. Как осознанный человек, я начала разбираться, что же со мной не так. И в какой-то момент поняла, что целиком и полностью с бумажных книг переключилась на электронные.
В моих нейронных сетях получение удовольствия, оказывается, было связано с чтением бумажной книги. На перелистывании настоящих страниц и вдыхании запаха бумаги происходил выброс эндорфинов.
А когда я полностью это выбросила из своей жизни и перешла на чтение в гаджетах, мне стало чего-то не хватать на уровне снижения качества жизни.
Поэтому я хорошо понимаю родителей, которым кажется, что сидеть в планшете никогда не равно сидению с книжкой. Для всех нас, таких родителей, это история на уровне внутреннего ощущения про «вот так правильно», «так хорошо», потому что это связано с получением нами удовольствия от процесса.
На второй лекции онлайн-практикума «Дети в телефоне» мы подробно рассматриваем, как получение гормонов удовольствия связано с использованием планшетов и электронных устройств.
Но сейчас мне хочется еще раз вернуться к мысли, что само по себе зло от гаджетов не исходит. Мы боимся не собственно гладких экранов, а того, что этот гладкий экран транслирует ребенку.
Поэтому если мы сейчас с вами договоримся, что:
- электронные устройства в жизни ребенка могут быть;
- они не несут однозначного вреда,
то дальше мы переходим к вопросу о необходимости унять свою родительскую тревогу.
Каким образом мы справляемся с тревогой?
С тревогой можно справиться, если мы больше знаем и больше контролируем.
Отсюда следует, что основные источники тревоги по поводу гаджетов – это отсутствие информации и отсутствие контроля.
Больше всего мы тревожимся и боимся в ситуациях, когда нам слишком мало известно или когда от нас слишком мало зависит.
Поэтому, если мы вернемся к вопросу взаимодействия детей и гаджетов, то родительская тревога, помимо категорического запрета и полного разрешения, может быть снижена за счет того, что мы:
- устанавливаем правила и знаем, почему именно такие правила мы устанавливаем;
- контролируем выполнение этих правил и знаем, что они соблюдаются.
Таким образом, те самые вопросы незнания и контроля мы можем закрыть, и проблема взаимодействия ребенка с электронными устройствами становится менее болезненной.
Именно поэтому наш онлайн-практикум «Дети в телефоне» основан на том, чтобы:
- в первую очередь определить, какими должны быть эти правила в каждой конкретной семье (с опорой на то, почему именно такими и на чем основываются эти правила);
- во вторую очередь воплотить эти правила в жизнь (ведь просто сказать: «Делайте вот так», — недостаточно; важно разобраться, как этим правилам следовать, чтобы они работали).
В помощь каждому участнику онлайн-курса мы создали рабочую тетрадь
«Дневник опытов и наблюдений для детей и взрослых по осознанной дружбе с гаджетами»
Выполняя простые и короткие задания, следуя нашим подсказкам и памяткам, вы сможете на последней странице тетради составить договор о пользовании электронными устройствами, который будет подходить именно вашей семье.
________________
Какие еще вопросы мы рассматриваем на онлайн-практикуме «Дети в телефоне»:
✓ Почему неправильно полностью исключать гаджеты из жизни ребенка.
✓ Вредят ли гаджеты зрению и деятельности мозга.
✓ Почему родители не должны следить за соблюдением детьми экранного времени.
✓ Как научить ребенка соблюдать режим экранного времени самостоятельно.
✓ Какие признаки говорят о наличии зависимости.
✓ Как справиться с игровой зависимостью/зависимостью от гаджетов.
✓ В каком возрасте ребенку можно разрешить самостоятельно выходить в интернет, переписываться в чатах, регистрироваться в социальных сетях.
✓ Сколько времени могут проводить в онлайне дети по возрастам.
✓ Что ребенку необходимо знать для безопасного пребывания в Сети, разделения личного и публичного пространства, защиты личной информации, фотографий и данных.
✓ Почему нельзя доверять «детским режимам». Что из приложений и видео должно быть запрещено.
✓ Можно ли проверять социальные сети ребенка в тайне от него.
Получится ли оградить ребенка от нецензурной лексики в Сети.
✓ Как научиться распознавать на раннем этапе основные небезопасные ситуации: кибербуллинг, педофилию, интернет-мошенничество, предложения о незаконной работе — и говорить об этих ловушках с детьми.
Онлайн-практикум
«Дети в телефоне»
