Какую стратегию вы и ваш ребенок используете в жизни?
Представьте, вам говорят, что где-то, куда вы очень хотите попасть, свободно всего одно место.
Вам говорят, что этого места не будет. Вы мысленно уже давно расстались с этой возможностью.
Но вот это место внезапно свободно.
Вы можете попытаться ровно в эту минуту — и непонятно, когда еще подвернется шанс. И подвернется ли, в принципе.
Вы точно знаете про себя, что это место вам подходит.
Но есть проблема.
Здесь и сейчас вы не готовы на 100% к попытке занять это место.
Вам не хватает знаний.
Или опыта.
Вам кажется, что для этой попытки нужно выглядеть «с иголочки», а вы — в пижаме и с «гнездом» на голове.
И вам бы потренироваться — прогнать в голове примерный сценарий. Но по вам и вокруг вас скачут дети.
Дети! В идеале вы бы испытывали удачу без них — ведь они будут шуметь и отвлекать, и дергать.
И у вас недостаточно сил на эту попытку. Ваша «внутренняя батарейка» нуждается в экстренной подзарядке.
…
_____________________________________
Что вы сделаете с этим шансом?
А. Решите, что, если вы не уверены в успехе прохождения этого испытания на 90%, то не судьба.
Значит, это не ваш шанс, ведь вы не сможете конкурировать с кем-то, кто готов лучше вас, а такие скорее всего будут. Зачем пытаться, если в результате вы только расстроитесь? Потерпев неудачу сейчас — вы, скорее всего, не станете пробовать снова.
В. Напомните себе, что 100%-ная подготовка еще ничего не решает. И рискнете.
Так или иначе, многое зависит от настроя и веры в себя. Даже если ничего не выйдет — вы получите опыт. Да, вам будет обидно, и вы наверняка расстроитесь, но вы будете знать больше о том месте, где вы хотите быть. И в следующий раз у вас получится лучше.
________________________________________
А теперь попробуйте представить на этом же месте
своего ребенка
Или предложите ему поразмышлять над этим сценарием.
Допустим, это его возможное место в проекте или команде мечты / лучшей школе / лучшем университете. При условии, что он сам хочет в эту школу и этот университет.
И он говорит:
― Пап/мам, я не смогу. Не готов. Не получится. Сейчас кто-то точно будет лучше меня.
У вас есть несколько минут, чтобы его переубедить.
Как вы думаете, это возможно?
________________________________________
«Могу ли я?»
В предлагаемой ситуации и вы, и ваш ребенок отправляете запрос «могу ли я?» к своей самооценке.
И она, как поисковая система, в считанные мгновения проделывает аналитическую работу→
- Выдает релевантные вашему опыту ссылки.
Вот здесь вы, не выучив билеты, пришли на экзамены и сдали лучше тех, кто готовился неделю; а здесь вы, опаздывая на самолет, рискнули и добежали за полминуты до закрытия регистрации.
Или:
здесь вы хотели принять участие в конкурсе стихов, но показали друзьям, они раскритиковали, и вы ничего не отослали; а здесь вы запаниковали на собеседовании так, что едва могли говорить, с тех пор любое чрезмерное волнение считаете своей помехой.
- «Тестит» мотивацию.
Ваша ли это цель, насколько сильно вы хотите это получить.
- Сверяется с уровнем притязаний.
Считаете ли вы эту цель посильной для себя, и значит ли она для вас успех.
________________________________________
Задачка про перепрыгивание через пропасть
На первой лекции практического онлайн-цикла о детской (и взрослой) самооценке его автор, детский нейропсихолог и клинический психолог Наталия Романова-Африкантова предложила слушателям задачку про перепрыгивание через пропасть.
Как если бы вы стояли перед пропастью и оценивали бы свои шансы ее перепрыгнуть:
- как далеко нужно прыгнуть,
- насколько глубокая пропасть,
- умеете ли вы прыгать в длину или собираетесь прыгать впервые,
- прыгали ли вы раньше на такое расстояние,
- какие шансы не допрыгнуть,
- прыгаете ли вы в одиночку,
- прыгают ли другие вместе с вами,
- большинство тех, кто прыгают, допрыгивают до противоположного края или проваливаются,
- насколько сильно вы хотите оказаться на той стороне…
Именно ваша самооценка в этой задаче о перепрыгивании через пропасть отвечает за выбор основной стратегии поведения.
Первая стратегия — стремление к успеху ― говорит о завышенной самооценке.
Вы видите большую пропасть и будете стремиться ее перепрыгнуть даже с риском свалиться: «Да тут всего три метра!»
Вторая стратегия — избегание неудач.
Она встречается у людей с заниженной самооценкой.
Вы видите пропасть, которую можете даже не перепрыгнуть, а просто перешагнуть, но вы не станете пробовать, потому что сразу оцените свои шансы как нулевые.
Именно так самооценка и влияет на нашу жизнь.
Попробуете вы или не попробуете.
Сделаете или не сделаете.
Прицелится ли ваш ребенок на «вышку» в МГУ или заранее решит, что не поступит и нет смысла готовиться.
При этом критически важно, чтобы самооценка все-таки была приближена к реальности, потому что:
завышенная самооценка
может уронить вас в пропасть,
а заниженная самооценка
будет мешать достичь того,
чего на самом деле вы можете достичь легко.
________________________________________
А что с адекватной самооценкой?
На адекватную самооценку взрослого человека влияют два фактора:
- была ли в доподростковом возрасте сформирована здоровая самооценка;
- насколько ребенок мог рассчитывать на поддержку значимых взрослых (прежде всего, родителей) в подростковом возрасте.
Как сделать так, чтобы самооценка помогала, а не мешала реализации ребенка, мы разбираемся на протяжении всего практического онлайн-курса «Детская самооценка. Как помочь ребенку поверить в себя».
На первой лекции, которая уже доступна к прослушиванию в записи, мы выяснили:
✅ что такое низкая самооценка и чем это грозит;
✅ завышенная самооценка лучше низкой или нет;
✅ бывает ли стабильно адекватная самооценка;
✅ что такое дифференцированная и целостная самооценка;
✅ самооценка дошкольника/младшего школьника/подростка — чем отличается и что на нее влияет в каждом возрасте;
✅ что такое уровень амбиций и как его определить;
✅ уверенность в себе и самооценка — есть ли разница;
✅ что такое самоценность и почему она важна в нашей жизни.
У каждого участника к каждой лекции есть своя тетрадь-помогатор для исследования своей личной ситуации (тесты для ребенка и родителя), закрепления материала и плавных изменений реакций и поведения.
Также на протяжении всего курса работает чат с поддержкой участников от кураторов и автора курса Наталии Романовой-Африкантовой. В нем по горячим следам разбираем задания и вопросы.
Если вы задумывались о своем участии в курсе, но не могли решиться, возможно, сейчас — самое время.
🎁 В подарок вы получаете годовой доступ к записи лекции «Верю в себя! Как помочь ребенку не зависеть от чужого мнения»
Первый поток уже завершен, но вы можете оставить заявку на участие в следующем.
