Школа ― это не вся жизнь. И все же именно с ней чаще всего связаны конфликтные ситуации.
Что поможет родителю «быть на стороне ребенка», когда возникает конфликт в стенах школы и ребенок объективно виноват? Как разрешить конфликт, когда все факты «против»?
На первой лекции Цикла для родителей будущих и настоящих школьников «Школа без стресса» психолог, педагог, мама двоих школьников Анна Быкова на примере разобрала, как может выстроить свое поведение родитель в случае, когда ребенок виноват.
Анна работала учителем и знает из собственного опыта, какие стратегии в разговоре родителя с преподаватем могут лишь ухудшить положение ребенка.
В этой публикации мы поделимся фрагментом лекции. Надеемся, он станет поддержкой в сложных ситуациях.
«Ваш ребенок… вор!»
Первая и самая главная задача ― понять потребность ребенка, которая подтолкнула его к совершению поступка.
Когда ясна мотивация, легче найти общий язык со всеми сторонами конфликта.
Итак, ситуация в школе →
Девочка тайком взяла телефон у своей подруги. Телефон обнаружили в ее сумке. По этому поводу родителей девочки, взявшей телефон, вызывают в школу.
Вполне естественно, что у классного руководителя много негативных эмоций:
― Как же так? Такая хорошая семья, а дочка ― «вор», украла телефон, да еще и у девочки, которую считает лучшей подругой!
Каково при этом родителям?
Мама слышит, что ее дочь только что назвали «вором». Больно… В этой ситуации абсолютно понятно желание мамы так же эмоционально «ответить» на обвинение.
Но, к сожалению, это может лишь усугубить ситуацию: стороны не придут к пониманию, случай будет вынесен на публичное обсуждение, а родителей перестанут приглашать в школу, потому что они ― «конфликтные».
В итоге ребенку станет только хуже, а родители не смогут больше получать информацию со стороны школы.
Как можно отреагировать?
Шаг 1. Мама сначала делает перевод фразы педагога.
Вместо «ваша дочка ― вор» она говорит:
― Моя дочь взяла чужой телефон.
Она не спорит, но использует совсем другую по своей эмоциональной окраске фразу, тем самым снижая степень негатива и напряженности.
Шаг 2. Дальше мама объясняет, почему дочка совершила такой поступок. Какая у нее была в тот момент потребность.
Была ли у нее потребность просто взять чужой телефон? На самом деле ― нет. Как выяснилось, подруге купили новый дорогой телефон. В разговоре с девочкой она произнесла: «У меня телефон лучше, значит, я лучше, чем ты».
Такие слова обидно слышать, тем более от лучшей подруги. И девочка, в силу своего возраста, придумала единственный вариант, чтобы «исправить» ситуацию, ― этот телефон просто… взять. Не для того, чтобы пользоваться, а чтобы ответить таким образом на обиду.
Какая потребность была у девочки в этом случае? Защитить свою самооценку.
Она, конечно же, сделала это неправильным способом, но лучшего придумать не смогла.
Если выйти на потребность, то становится понятно, что она хотела уважения и признания, так же, как и подруга.
Выйдя на потребность, мы можем спокойно объяснить мотивацию ребенка.
Именно это и сделала мама, показав, что поступок на самом деле не про воровство.
Шаг 3. Мама соглашается, что поступок нехороший и неправильный.
Но при этом спокойно аргументирует, почему не нужно навешивать ярлыки на ее ребенка, называть ее «вором» и устраивать какие-то показательные разборы перед классом.
_________________________
Надеемся, что подобных конфликтных ситуаций в школе не будет. Но если вдруг что-то случится, мы, а теперь и Вы, знаете, с чего начинать искать решение.
«Я верю, что мой ребенок найдет свой способ прожить эту жизнь»
Чтобы легче и быстрее распознавать мотивацию ребенка, нам нужно учиться его понимать.
О том, как развить такой «навык», опираясь на знания о видах интеллекта и психотипах, мы также очень подробно говорили на первой лекции Цикла «Школа без стресса».
Формат публикации не позволяет вместить все, о чем бы нам хотелось рассказать.
Поэтому будем кратки и передадим несколько ключевых, на наш взгляд, идей→
Никто так не развивает в нас способность принимать «инаковость» другого, как наши дети… Ребенок ― это не «чистый лист». Иногда нужно просто принимать какие-то его особенности и помогать ему с такими проявлениями жить в обществе.
В традиционной школе под интеллектом обычно понимается способность хорошо учиться и оцениваются лишь 2 из 6 типов интеллекта.
Именно поэтому дети, которые обладают другими ведущими типами интеллекта, чувствуют себя неуспешными. И именно поэтому мы так часто слышим истории о том, как бывшие «троечники» добиваются успеха в жизни.
Когда мы осознаем, что другой человек (и ребенок) действительно мыслит по-другому (и это доказано учеными), становится легче принимать «инаковость».
Это важно себе напоминать, когда хочется изменить ребенка или рождается очень сильная негативная эмоция по отношению к его поступку
И еще одно напоминание, которое, по словам Анны Быковой, помогает ей в общении со своими детьми:
«Моя стратегия может быть неподходящей для моего ребенка, потому что я ― другая. Но я верю, что он найдет свой способ прожить эту жизнь.
И пожелание каждому родителю:
Пусть у вас будет очень много любопытства к собственному ребенку, очень много желания увидеть… какой он на самом деле».
_________________________
В Цикле для родителей будущих и настоящих школьников «Школа без стресса» всего 3 лекции.