Секрет Карлсона: Важный опыт, которого лишены многие современные дети • Школа родительства «Большая Медведица»

«Дело житейское!»
Вид мышления, который сильно страдает
у большинства детей независимо от
их академической успеваемости

Помните, что Карлсон, который живет на крыше, то и дело заявлял Малышу на какую-то очередную неурядицу в его жизни?

«Пустяки, дело-то житейское!»

И это значило, что что-то сложное прямо сейчас решится как-то так, что за это совсем не нужно будет переживать.

По сути, Карлсон всеми (ну или почти всеми;)) своими поступками демонстрировал совершенно определенный вид интеллекта — житейское практичное мышление. 

Да-да, то самое «дело житейское» — не просто милая фраза с успокоительным эффектом, а проявление критически важного навыка.

О житейском мышлении и необходимости его развития психологи Людмила Петрановская и Екатерина Жуйкова подробно рассказывали на 4 лекции онлайн-цикла «Такие разные дети»

Сегодня мы подробно разберем, на что влияет этот вид мышления и почему современным детям все труднее его «прокачивать».

И начнем с истории о мальчике, который не умел считать.

«Вся эта ерунда в школе»

Один американский педагог-психолог как-то поделился историей о своем ученике из младшей школы. Мальчику невозможно было объяснить ни одно математическое решение, даже самое простое. Ребенок все время отвлекался и ничего не запоминал. 

Как-то раз этот учитель отправился с друзьями играть в кегельбан. Тогда еще не было никаких компьютеров, и в кегельбане размещались вышки, на которые забирались  ребята-счетчики и считали, кто сколько сбил. 

На одной из вышек учитель с удивлением увидел того самого ученика.  Мальчик сидел там и вел счет одновременно для нескольких дорожках. 

Преподаватель подошел к менеджеру и спросил: «А как тот парень работает?» И услышал: «Мы так им довольны, это один из самых лучших наших счетчиков. Он никогда не ошибается, всегда быстро и четко считает».

Когда та же самая математика, те же задачки находились у мальчика в условной папке мозга под названием «Житейское практическое мышление», ребенок безошибочно считал. 

Но когда все то же самое находилось в папке «Эта вся ерунда в школе», у мальчика включался ступор, и он не в состоянии был решить простейший пример. 

Умение жить

«Собственно говоря, житейское практическое мышление — это умение жить», — поясняет психолог Людмила Петрановская.

Способность решать множество самых обычных бытовых — житейских — проблем.

Навык не попадать впросак. 

Понимание своих потребностей и умение строить простейший план для их реализации.  

К сожалению, в последнее время мы все чаще видим детей, которые могут решать алгоритмы, но не в состоянии пожарить себе яичницу или понять, что нужно сделать, если на одежде появилось пятно. 

Такие дети могут показывать хорошие результаты на Олимпиадах, но не смогут прийти по нужному адресу без навигатора и рассчитать карманные деньги так, чтобы решить задачу «купить продуктов на день». 

Почему так происходит?

Задачки из жизни,
которые за детей решают родители

«Как сделать так, чтобы тебе хватило денег и еды» — это задача, которую они никогда не решают. Они не сталкиваются с этим в своей обычной жизни, обращает внимание Людмила Петрановская.

С одной стороны, это ведь неплохо, что детям не приходится заботиться о выживании, но, с другой — фактически житейское практическое мышление определяет качество нашей жизни намного больше, чем абстрактно-логическое.

И вот почему.

С житейским мышлением связан обычный здравый смысл. 

Предсказание последствий поступков как собственных, так и других людей на уровне: «Стоит это делать или не стоит», «Хорошо это или плохо». 

Способность к суждению позволяет нам быть в контакте с реальностью. 

Очень часто бывает, что взрослый человек жонглирует какими-то абстрактными вещами с легкостью фокусника, но когда дело доходит до совершенно обычных вещей, здравого смысла и практической сметы, он становится беспомощным как ребенок. 

«На мой взгляд, отсутствие житейского мышления у детей нарастает, — отмечает Людмила Владимировна. — Особенно это касается тех детей, кто демонстрирует какие-то способности, и семья старается их оградить от быта, не включать их в рутину.

Этих детей сажают в машину и везут в крутой лицей, потом к репетитору, и у них в распоряжении остается мало возможностей быть в контакте с обычной жизнью».

Клинический психолог Екатерина Жуйкова, соавтор онлайн-цикла «Такие разные дети» подчеркивает, что житейское практическое мышление тесно связано с опытом и развивается у детей очень рано. Возникает конкретная ситуация, и сразу устанавливаются связи при этой ситуации. «Есть еда — появился комфорт», «упал — стало больно», «пришла мама — меня обняли». 

Однако за пределами раннего возраста такой житейской практики у детей становится все меньше. Сами возможности развить подобное мышление сужаются: школа, дорога, сон — ежедневная рутина не включает разнообразия ситуаций, в которых житейский опыт может появиться.

Одно из главных заблуждений 

«Взрослым часто кажется, что мышление — это когда ребенок решает задачки, но на самом деле мышление задействовано во всех обычных процессах», — поясняет Людмила Петрановская.

Мышление ребенка развивается каждую минуту, когда он находится в сознании и не спит глубоким сном. В том числе, когда ребенок катается на роликах или ссорится с друзьями;) 

Поэтому думать, что если ребенок с утра до вечера решает математические задачки, то он будет более интеллектуально развит, в сравнении с тем, кто играет в куклы или гоняет мяч, — ошибочно. 

Более развито будет мышление у того ребенка, который пройдет все этапы его формирования. 

_____________________

Цикл онлайн-лекций «Такие разные дети» рассказывает о том, как понимание индивидуальных особенностей ребенка помогает выстроить стратегию его поддержки, воспитания, развития и образования.

Вместе с психологами Людмилой Петрановской и Екатериной Жуйковой мы:

✅ разбираем 5 основных сфер развития любого ребенка: тело, эмоции, интеллект, коммуникацию, мотивацию;

✅ учимся понимать, как из особенностей развития в каждой из этих сфер формируется его уникальный характер;

✅ узнаем, как эффективно взаимодействовать с ребенком с учетом его индивидуальных особенностей;

✅ выявляем сильные стороны ребенка, чтобы помочь ему раскрыть свой потенциал;

✅ знакомимся с 6 уникальными детскими типами (неуправляемые, тревожно-мнительные, странные, отстающие, демонстративные, агрессивные), разработанными нашими экспертами на основании их практического опыта, и получаем советы-подсказки, помогающие найти подход к каждому из них;

✅ выясняем, какие «тревожные» звоночки должны быть поводом для обращения к специалисту.

Узнать о цикле «Такие разные дети»