Начнем с самого простого проявления страха – это смущение. Например, ребенок, который стесняется попросить воды или стесняется пойти сам купить себе конфетку, или стесняется поздороваться с учительницей, или стесняется рассказать стихотворение при других людях. Это такой небольшой страх, который иногда немного мешает жить, а иногда, напротив, организует поведение ребенка.

Волнение – это когда уже страха становится чуть больше, когда мы начинаем переживать, когда мы тревожимся, что сейчас происходит, что будет дальше. И появляется уже более развернутое чувство. Иногда волнение, конечно, нам мешает: мы не можем подобрать правильные слова, не можем донести ту информацию, которую нам хочется до кого-то донести, не можем из-за волнения с какими-то задачами справиться.

Но, по большому счету, волнение часто играет хорошую роль, потому что иногда без волнения не получается ответственно к каким-то делам отнестись. Волнение мобилизует: ребенок лучше подготовится, проверит, напомнит себе стихотворение, еще раз с кем-то поговорит, посмотрит на маму, которая сидит рядом. Вот эта внутренняя собранность, внутренняя организованность часто связана с волнением.

Беспокойство – это то, что мешает жить. Тревога – еще больше мешает. Страх – еще больше. Паника вообще останавливает жизнь в тот момент, когда человек ее испытывает. Фобия и тревожное расстройство – это уже те проблемы, которые полностью изменяют жизнь ребенка, семьи, любого взрослого.

Больше всего нам важно понимать разницу между тревогой и страхом.

Страх – это комплекс реакций, который имеет связь с тем, что происходит прямо сейчас. Вот прямо сейчас на меня летит мяч. Прямо сейчас на меня бежит собака. Прямо сейчас жук начинает вползать в машину. Прямо сейчас подходит девочка, о которой я очень волнуюсь, что она может сказать. Вот в этот момент человек испытывает страх. Это происходит в настоящем моменте.

Тревога связана с будущим. Тревога рождает огромное количество потенциальных страхов. Что значит «связана с будущим»? Это означает, что ребенок не находится еще в ситуации, которая его пугает, но он уже волнуется. Никакие монстры еще не появились из-за угла, но он тревожится, что они могут появиться и может что-то случиться.

Потом, если вдруг завтра предстоят какие-то события, и надо идти в школу, надо идти в детский сад, нужно будет писать контрольную по математике и так далее, и так далее, то по большому счету это вот переживание: как это будет? – и есть тревога.

Одна из самых распространенных тревог, которые мы встречаем у детей, о которой мы будем потом отдельно говорить, – это тревога, связанная со значимым взрослым, часто – с мамой. Тревога о том, что будет с моей мамой, вернется ли она с работы, не случится ли с ней что-то страшное. Фактически, ничего еще не происходит, нет никаких пугающих событий, но внутри ребенка эти пугающие события уже происходят.

Эта тревога может быть очень сильной. Она может полностью ребенка дезорганизовывать. У маленьких детей, как правило, очень хорошая связь с мамой, и мама может эту тревогу достаточно сильно снизить. Но как только речь идет о детях 7, 8, 9, 10 лет и, тем более, когда речь идет о подростках, эту тревогу снизить маме сложно. Эту тревогу должен снижать сам ребенок. И здесь и появляется наша беспомощность. Мы говорим: «Со мной ничего еще не произошло, ничего не будет», – но ребенка это не убеждает.

Многие дети, которые страдают от повышенной тревоги, очень часто у меня на консультациях говорят, что самое ужасное и самое страшное – это когда: «Та! Просто не думай об этом. Пожалуйста, даже не переживай на эту тему. Да это ерунда». Это то, что детей оставляет с этой тревогой один на один. Это как будто бы вы оказались на планете, где куча вещей, которые вас пугают, но вы на ней один, и никто не может туда попасть: ни ваша мама, ни кто-то еще.

 

Екатерина Жуйкова,
клинический психолог

 

Фрагмент из онлайн-цикла #ДомСПривидениями

🌷 Первая лекция из цикла доступна в записи БЕСПЛАТНО, после регистрации: