Рождение второго ребенка – стресс для старшего • Школа родительства «Большая Медведица»

Я знала, что рождение второго ребенка – это стресс для старшего. Но что это будет полным аутом, даже не представляла.

Моя довольно спокойная дочь превратилась в постоянный источник ора, истерик и криков. Мы пробовали говорить, обнимать, утешать, отвлекать. Нет, ни черта не работало!

– Ты злишься? Котик, расскажи, что не так? Тебя обнять?
– АААААА, – ор на весь дом, переходящий в ультразвук и слезы градом. Вот и весь ответ.

Понятно, не работает. Будем искать другие варианты.

Нельзя запретить ей чувствовать. Но можно запретить выражать эти чувства. Ребенок будет выглядеть тихим и спокойным. Нет криков – нет проблем?

Есть специальный термин – диссимуляция. Это состояние, когда ребенку плохо, но он делает вид, что хорошо.

Некоторые дети рано учатся отключаться от своих негативных эмоций, заталкивать их поглубже, подавлять их разными способами. Потому что взрослый рядом «разрушается» от них, начинает орать в ответ.

Но внутри ребенка будет копиться негатив, злость, агрессия. Они все равно найдут выход. В виде ненависти к брату, ненависти ко мне, желании причинить боль. Есть много кривых способов дать выход таким эмоциям. Но лучше искать прямой.

Я бы хотела сказать, что додумалась до всего сама. Но это не так. Это все Петрановская с ее курсом «Головоломка: как подружиться со своими эмоциями и научить этому ребенка».

Собственно, нашей с Евой задачей стало научиться проживать и выражать этот шквал эмоций безопасно для себя и окружающих.

Сначала мы пытались говорить. Ноль реакции

– Ты обиделась? Тебе грустно?
АААААА и все вещи с дивана летят в центр комнаты.

Окей, не получается назвать эмоции, может, получится понять, помогает ли это швыряние?

– Тебе хочется все кидать?
АААААА, кивает головой.
– А когда ты кидаешь, тебе становится полегче?
– Агааааа ААААААААА
– Хорошо, давай тогда будем здесь кидать. Вот все, что на диване, на стуле и в этой тумбочке.
– Даваааааааай

Так мы нашли первый верный шаг. Мы специально клали на диван побольше вещей. В ящик тумбочки положили кучу черновиков. Когда Ева начинала орать, я шла в зал (именно там все было подготовлено для крушения). Ева тут же отправлялась за мной.

И тут начиналось представление с швырянием и бросанием вещей, выкидыванием листов из тумбочки. Ей надо было время (на минуточку реально от 30 минут до 3 часов), чтоб выпустить весь пар. Как я не свихнулась от этого, отдельная история ?

Через месяц мы обходились 20-60 минутами в день.

К концу четвертого месяца хватало десяти минут на ор и крушение, и мы начинали обниматься и разговаривать.

Правда следующим этапом стали разговоры на тему «Давай выбросим братика».

Может, со стороны это выглядит как полный трындец, но на самом деле это прогресс. От крика и швыряния к диалогу. Пусть и такому ?

Кто в детстве не хотел расправиться с младшими ?.

Теперь мы учились называть эмоции. Учились искать решения.

Мой эмоциональный интеллект до рождения детей был примерно на уровне таракана. И там бы остался, мне нормально жилось. А первому мужу, наверно, не очень.

Способность распознавать эмоции, проживать их, не заталкивая внутрь, не игнорируя, не складывая в чулан под замок, есть далеко не у всех взрослых. У меня точно не было. Я учусь этому, как училась когда-то печатать на компе или водить машину.

Сейчас, бывает, Давидка накосячит, я ему что-то строго скажу, а Ева подойдет и поучит меня: «Мама, ты же знаешь, он не нарочно. Теперь обязательно скажи ему, что ты его любишь! И предложи обняться!»

Пупусики мои!!!❤ Все не зря. Кажется, с их эмоциональным интеллектом все неплохо ?. Значит, я тоже не безнадежна.

А как у вас старшие реагировали на появление младших?

Светлана Меллер

?