«Твоя комната ― не место для незнакомцев»
Официальный возраст, с которого социальные сети разрешают в них регистрироваться, разнится: от 13 (Facebook, Instagram, Tik Tok) до 16 (Like) и даже 18 лет (Youtube, Одноклассники).
Однако, во-первых, эти правила легко обойти. А во-вторых, ребенок начинает проситься в социальные сети гораздо раньше ― когда там оказывается определенное количество его ровесников, друзей-одноклассников.
У ребенка возникает истинная потребность примкнуть к обществу, поскольку туда переносится какая-то определенная часть общения, которая ребенку интересна, которая для него важна.
Детский нейропсихолог, автор онлайн-курса «Дети в телефоне» Наталия Романова-Африкантова объясняет, почему НЕ стоит запрещать ребенку соцсети до достижения им «официального возраста», но определяет обязательные условия, которые в настоящем и тем более в будущем сработают на безопасность ребенка в сети.
Об этих условиях и о первичной безопасной настройке аккаунта ребенка в соцсети (насколько это возможно) мы подробно говорим с экспертом в третьем практикуме курса «Дети в телефоне».
Этот курс, а также любые курсы и лекции в записи с 26 по 29 ноября вы сможете приобрести со скидкой от 60%. Пока же приглашаем вас в ранний список с подарками от Медведа Мороза:) |
Переходим к этапу, когда профиль ребенка в соцсети вы вместе с ним создали. Что дальше?
_____________________________________
Первые правила безопасности ребенка в соцсети
1. Объясняем и показываем, что такое «ложные» аккаунты
Мы показываем ребенку на примере его собственного аккаунта, как легко создать аккаунт за другого человека.
«Смотри, я могу сейчас вместо твоей аватарки поставить фотографию Маши Ивановой и написать „Маша Иванова“.
Но это не значит, что это будет твоя одноклассница. Поэтому, когда к тебе кто-то добавляется в друзья, убедись, что это действительно твой знакомый. Например, позвони или спроси лично при встрече: „Действительно ли ты это твой аккаунт с такой аватаркой?“»
Это не защитит от полностью скопированных аккаунтов, но все же создаст некоторый уровень безопасности и поможет ребенку в дальнейшем внимательнее оценивать аккаунты в соцсетях.
2. Формируем первичный контент, который будет предлагаться ребенку
Речь о подписке на интернет-сообщества по интересам.
Это требует предварительной подготовки со стороны родителя, но цель того стоит.
Очень важно выбрать первые интернет-сообщества вместе с ребенком уже на этапе регистрации. Потому что это влияет на будущую ленту, которую соцсеть будет «выдавать» ребенку.
Чем более правильные подписки, чем более правильную ленту вы первично ребенку сформируете ― тем более правильные предложения и более развивающие истории будут в дальнейшем попадаться ему в социальной сети.
Это нужно делать не в момент регистрации, а заранее подумать о том, какие сообщества, какие аккаунты в этой социальной сети вы бы хотели, чтобы ваш ребенок видел.
В процессе регистрации предложите ему: «А теперь давай на кого-нибудь подпишемся».
Найдите заранее определенные группы, покажите ребенку, подпишитесь, полайкайте вместе посты.
С этого момента все то, что дальше ваш ребенок видит в этой социальной сети, будет зависеть от этого первого задела, который вы вместе с ним сделали.
3. Доверяем ключи от квартиры аккаунта
Объясняем ребенку, что логин и пароль от социальной сети — это, как ключ от нашего дома, который нельзя давать никому. Даже если это друг, подруга, кто-то хорошо знакомый.
«Если на улице незнакомый дяденька очень-очень попросит, тебе не придет в голову отдать ему ключ от нашей квартиры.
А твои логин и пароль от социальной сети, от электронной почты ― это ключ от твоего виртуального, электронного дома, который ты не можешь давать никому, кроме мамы и папы (которым ключ от дома ты бы дал)».
Такое сравнение хорошо воспринимается и усваивается детьми доподросткового возраста.
4. Объясняем главное правило личной переписки: «Твоя комната ― не место для незнакомцев»
Поясняем ребенку, что интернет ― это такой же мир с миллиардами людей. В нем есть открытые пространства ― как, например, парки, где все друг друга видят — это сообщества, группы. В них все участники видят одну и ту же информацию.
«Есть твой профиль ― это твоя квартира, твой дом, твоя личная страничка, в которую ты приглашаешь тех, кого ты бы мог пригласить в свой дом.
И есть личная переписка, личные сообщения, которые не видит никто, кроме тебя.
Такая переписка — как твоя комната. И вести эту переписку ты можешь только с тем, кто теоретически мог бы прийти к тебе домой в гости и находиться с тобой в комнате.
Люди, которые тебе не знакомы в жизни, не могут быть допущены до твоего дома.
Твоя комната ― не место для незнакомцев.
Со всеми, с кем ты не знаком, ты должен переписываться только там, где тебя/вас могут прочитать все: в общих комментариях к посту, под видео и т.д.
Если кто-то незнакомый тебе что-то пишет в личное сообщение, это должно тебя насторожить.
Вспомни, как легко создать страничку от имени Маши Ивановой. Даже если нам кажется, что мы с человеком познакомились и как будто сто лет с ним знакомы, — это не так.
Человек, которого ты не видел вживую и который не может тебе в живую подтвердить тот факт, что это действительно он, — таковым в интернете для тебя не является.
Помни об этом правиле, когда кто-то начинает тебе писать в личные сообщения».
Уже эти 4 правила серьезно влияют на безопасность ребенка в интернете и в соцсетях в частности. Но, конечно, это не все, что мы успели обсудить с экспертом.
_____________________________________
«А что еще было в курсе?»
Онлайн-курс «Дети в телефоне» состоит из 3-х практикумов.
Третий практикум, по следам которого мы прошли в этом письме, посвящен кибербезопасности. Мы разбираем с экспертом следующие темы→
- Средний возраст ребенка, когда он впервые видит порнографию ― 9 лет. Как родителям говорить с детьми разного возраста о таком контенте в интернете. Как ребенку реагировать на «непристойные» предложения в сети от ровесников и взрослых.
- Буллинг в сети. Главное правило для ребенка.
- Группы смерти. Как корректно предупредить ребенка, объяснить механизм работы таких групп. На что обращать внимание родителям в общении с ребенком.
- Работа с «закладками». Почему у ребенка должны быть карманные деньги и как заподозрить, что у ребенка появилась опасная работа.
- Мошенничество с онлайн-оплатами и благотворительностью. Как защитить ребенка и семейный бюджет от потерь.
Первый и второй практикумы ― это профессиональные рекомендации по безопасному использованию гаджетов в семье. Из них вы узнаете→
- С какого возраста, какой контент и сколько времени можно смотреть ребенку. Что и почему должно быть под строгим запретом (например, видео с распаковкой игрушек).
- Зависимость от гаджетов: как заподозрить и как «лечить».
- Какие правила использования гаджетов в семье сделают их безопасными и даже полезными для ребенка. Как мягко включить эти правила в текущую жизнь семьи.
_____________________________________
С 26 по 29 ноября на все записи наших курсов и лекций (включая курс «Дети в телефоне») будут действовать скидки:
60% на первую покупку
70% на вторую покупку и последующие.
Чтобы не пропустить начало акции и получить подарки стоимостью 4000 руб. от Медведа Мороза за участие, записывайтесь в ранний список!
А пока есть время до старта акции,
вы можете заранее подготовиться и …
