Как связан детский ресурс с учебной мотивацией
Мы — первое поколение мам и пап, которое умеет распознавать родительское выгорание. Причем большинство из нас узнали о нем только тогда, когда уже выгорели.
А теперь представьте, как могла бы облегчиться наша жизнь, если бы нас учили навыкам саморегуляции и заботы о себе с детства.
Если бы маленьких нас родители приучали замечать свое состояние и пополнять свою энергию до того, как у нас иссякнут силы.
Чувствовали бы мы сейчас себя лучше?
Учить детей заботиться о своем ресурсе необходимо, уверена детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова, автор онлайн-курса о детской мотивации «Хочу. Могу. Делаю».
На лекции «Гулять нельзя учиться. Онлайн-шпаргалка для родителей по детской мотивации после каникул» наш эксперт рассказала об обязательном ритуале, который поможет в ежедневном режиме отслеживать детское выгорание.
Нельзя ехать на автомобиле, если в нем нет бензина
Когда ребенок приходит из школы, не начинайте с того: «А что ты получил? А как ты мог забыть сменку? Она тут целый день в коридоре провалялась», советует Наталия Романова-Африкантова.
Не начинайте с того, что вы успели посмотреть в электронном дневнике, какую оценку он получил.
Не начинайте выяснять: «Да как ты вообще мог плохо себя вести», — если вы успели до прихода ребенка побеседовать с учителем о чем-то, что произошло в школе.
Когда ребенок возвращается из школы, в первую очередь вы должны узнать о том, как он себя чувствует, какое у него настроение и насколько сильно он устал.
Поймите, пожалуйста: нельзя ехать на автомобиле, если в нем нет бензина.
Нельзя ничего требовать от себя,
если у вас нет ресурса.
Нельзя ничего требовать от ребенка,
если у него нет ресурса.
Пытаться без ресурса или на низком ресурсе у любой из сторон выяснять отношения абсолютно бесполезно. Будет только хуже.
И это то, что мы должны сами обязательно учитывать, и то, чему мы должны научить своих детей.
Мы должны их научить ощущать, насколько они находятся в ресурсе и насколько можно и нужно от себя сейчас требовать.
В противном случае мы будем от них требовать, а результата не будет, и, соответственно, не будет положительного подкрепления. А без положительного подкрепления не будет никакого дальнейшего развития мотивации.
У мотивации нет других источников, кроме внутренних ресурсов и внутренних желаний. Мы очень подробно говорим об этом в цикле «Хочу. Мону. Делаю».
Любая мотивация начинается с «хочу».
А любое «хочу» начинается с ресурса.
Поэтому, пожалуйста, когда ваш ребенок пришел из школы, узнайте:
- какой у него сейчас ресурс;
- насколько он устал физически;
- насколько он голоден;
- насколько у него хорошее/плохое/грустное настроение.
Сначала — все это.
И только потом разговоры о школьных результатах.
Это должно войти в привычку.
Особенно важно об этом помнить в тех ситуациях, когда мы ожидаем заведомого истощения у ребенка: например, когда идет период адаптации и привыкания к чему-то новому.
__________________________
О чем еще мы успели поговорить на лекции «Гулять нельзя учиться. Онлайн-шпаргалка для родителей по детской мотивации после каникул»:
- что делать, если, несмотря на сочувствие и поддержку, и добрый утренний ритуал, ребенок не просыпается или вообще не хочет ходить в школу;
- каким может быть дневной добрый ритуал поддержки и как он связан с ресурсом ребенка;
- каким может быть вечерний добрый ритуал поддержки и как он связан с необходимостью уметь расслабляться;
- пошаговая инструкция о том, как бережно и эффективно помочь ребенку начать новую жизнь в школе с понедельника;
- сколько нужно отдыхать после школы, а сколько по времени делать уроки;
- почему важно от игровой мотивации переходить к учебной;
- где граница между помощью ребенку в выполнении домашнего задания и самостоятельным выполнением;
- почему одни дети могут сами делать уроки, а другие приступают к домашке только после «танцев с бубнами»;
- что делать с летними списками чтениями и заданиями на каникулы — делать / не делать, читать / не читать, ругать / не ругать, если ребенок не читал и не делал;
- как развивать произвольное внимание, с примерами упражнений и игр;
- как быть, если ребенок, получая неудовлетворительную оценку, не хочет делать работу над ошибками, и не верит в собственные силы.
Лекция доступна в записи.
__________________________
Практический онлайн-курс о детской мотивации «Хочу. Могу. Делаю» и практический онлайн-курс о сложностях в обучении «Если в школе трудно».
Тех, кто готов больше практиковаться и глубже изучать тему трудностей, возникающих у ребенка в учебном процессе, мы приглашаем на практический онлайн-курс «Если в школе трудно. Все, что нужно знать родителям о сложностях при обучении в школе, чтобы помочь детям с ними справиться».
За четыре встречи вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой мы разберем десятки самых острых вопросов, включая такие →
- Почему не все дети отличники
- Как вестибулярный аппарат влияет на успешность в школе
- Как схема тела связана с успехами в математике
- Почему ребенок может быть не успешен в школе, даже если он умный и старательный
- Что делать, если внимания не хватает? СДВГ и не только
- Как понять, почему ребенок невнимательный?
- А если невнимательный и неактивный?
- Как помочь ребенку с дефицитом внимания: практические советы по организации учебного процесса и пространства
- Почему могут возникать трудности в обучении чтению
- Что делать, если скорость чтения не растет
- Как помочь ребенку научиться понимать прочитанное
- Как правильно учить ребенка писать
- Как сформировать красивый почерк
- Чем вредит раннее обучение буквам и символам
- Бывает ли врожденная грамотность и как научить ребенка писать без ошибок
- Выбор вида обучения и программы для детей в зависимости от темперамента и типа нервной системы