Привычка, которая поможет отследить детское выгорание • Школа родительства «Большая Медведица»

Как связан детский ресурс с учебной мотивацией

Мы — первое поколение мам и пап, которое умеет распознавать родительское выгорание. Причем большинство из нас узнали о нем только тогда, когда уже выгорели. 

А теперь представьте, как могла бы облегчиться наша жизнь, если бы нас учили навыкам саморегуляции и заботы о себе с детства. 

Если бы маленьких нас родители приучали замечать свое состояние и пополнять свою энергию до того, как у нас иссякнут силы. 

Чувствовали бы мы сейчас себя лучше?

Учить детей заботиться о своем ресурсе необходимо, уверена детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова, автор онлайн-курса о детской мотивации «Хочу. Могу. Делаю»

На лекции «Гулять нельзя учиться. Онлайн-шпаргалка для родителей по детской мотивации после каникул» наш эксперт рассказала об обязательном ритуале, который поможет в ежедневном режиме отслеживать детское выгорание.

Романова-Африкантова Наталия. Бесплатная онлайн-лекция «Гулять нельзя учиться. Онлайн-шпаргалка для родителей по детской мотивации после каникул»

Нельзя ехать на автомобиле, если в нем нет бензина

Когда ребенок приходит из школы, не начинайте с того: «А что ты получил? А как ты мог забыть сменку? Она тут целый день в коридоре провалялась», советует Наталия Романова-Африкантова. 

Не начинайте с того, что вы успели посмотреть в электронном дневнике, какую оценку он получил. 

Не начинайте выяснять: «Да как ты вообще мог плохо себя вести», — если вы успели до прихода ребенка побеседовать с учителем о чем-то, что произошло в школе.  

Когда ребенок возвращается из школы, в первую очередь вы должны узнать о том, как он себя чувствует, какое у него настроение и насколько сильно он устал. 

Поймите, пожалуйста: нельзя ехать на автомобиле, если в нем нет бензина. 

Нельзя ничего требовать от себя,
если у вас нет ресурса. 

Нельзя ничего требовать от ребенка,
если у него нет ресурса.

Пытаться без ресурса или на низком ресурсе у любой из сторон выяснять отношения абсолютно бесполезно. Будет только хуже. 

И это то, что мы должны сами обязательно учитывать, и то, чему мы должны научить своих детей. 

Мы должны их научить ощущать, насколько они находятся в ресурсе и насколько можно и нужно от себя сейчас требовать. 

В противном случае мы будем от них требовать, а результата не будет, и, соответственно, не будет положительного подкрепления. А без положительного подкрепления не будет никакого дальнейшего развития мотивации. 

У мотивации нет других источников, кроме внутренних ресурсов и внутренних желаний. Мы очень подробно говорим об этом в цикле «Хочу. Мону. Делаю». 

Любая мотивация начинается с «хочу». 
А любое «хочу» начинается с ресурса.

Поэтому, пожалуйста, когда ваш ребенок пришел из школы, узнайте: 

  • какой у него сейчас ресурс;
  • насколько он устал физически;
  • насколько он голоден;
  • насколько у него хорошее/плохое/грустное настроение. 

Сначала — все это.
И только потом разговоры о школьных результатах. 

Это должно войти в привычку. 

Особенно важно об этом помнить в тех ситуациях, когда мы ожидаем заведомого истощения у ребенка: например, когда идет период адаптации и привыкания к чему-то новому.

 __________________________

О чем еще мы успели поговорить на лекции «Гулять нельзя учиться. Онлайн-шпаргалка для родителей по детской мотивации после каникул»:

  • что делать, если, несмотря на сочувствие и поддержку, и добрый утренний ритуал, ребенок не просыпается или вообще не хочет ходить в школу;
  • каким может быть дневной добрый ритуал поддержки и как он связан с ресурсом ребенка;
  • каким может быть вечерний добрый ритуал поддержки и как он связан с необходимостью уметь расслабляться;
  • пошаговая инструкция о том, как бережно и эффективно помочь ребенку начать новую жизнь в школе с понедельника;
  • сколько нужно отдыхать после школы, а сколько по времени делать уроки;
  • почему важно от игровой мотивации переходить к учебной;
  • где граница между помощью ребенку в выполнении домашнего задания и самостоятельным выполнением;
  • почему одни дети могут сами делать уроки, а другие приступают к домашке только после «танцев с бубнами»;
  • что делать с летними списками чтениями и заданиями на каникулы — делать / не делать, читать / не читать, ругать / не ругать, если ребенок не читал и не делал;
  • как развивать произвольное внимание, с примерами упражнений и игр;
  • как быть, если ребенок, получая неудовлетворительную оценку, не хочет делать работу над ошибками, и не верит в собственные силы.

Лекция доступна в записи.

Романова-Африкантова Наталия. Бесплатная онлайн-лекция «Гулять нельзя учиться. Онлайн-шпаргалка для родителей по детской мотивации после каникул»

 __________________________

Практический онлайн-курс о детской мотивации «Хочу. Могу. Делаю» и практический онлайн-курс о сложностях в обучении «Если в школе трудно».

Тех, кто готов больше практиковаться и глубже изучать тему трудностей, возникающих у ребенка в учебном процессе, мы приглашаем на  практический онлайн-курс «Если в школе трудно. Все, что нужно знать родителям о сложностях при обучении в школе, чтобы помочь детям с ними справиться».

За четыре встречи вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой мы разберем десятки самых острых вопросов, включая такие →

  • Почему не все дети отличники
  • Как вестибулярный аппарат влияет на успешность в школе
  • Как схема тела связана с успехами в математике
  • Почему ребенок может быть не успешен в школе, даже если он умный и старательный
  • Что делать, если внимания не хватает? СДВГ и не только
  • Как понять, почему ребенок невнимательный?
  • А если невнимательный и неактивный?
  • Как помочь ребенку с дефицитом внимания: практические советы по организации учебного процесса и пространства
  • Почему могут возникать трудности в обучении чтению
  • Что делать, если скорость чтения не растет
  • Как помочь ребенку научиться понимать прочитанное
  • Как правильно учить ребенка писать
  • Как сформировать красивый почерк
  • Чем вредит раннее обучение буквам и символам
  • Бывает ли врожденная грамотность и как научить ребенка писать без ошибок
  • Выбор вида обучения и программы для детей в зависимости от темперамента и типа нервной системы

Хочу. Могу. Делаю. Романова-Африкантова