Поколение «дай-купи». Почему изобилие вокруг ребенка не нужно ограничивать | Олег Леонкин • Школа родительства «Большая Медведица»

Сегодняшняя «развивающая среда» сильно отличается от нашего детства. Пространство перенасыщено: вещами, сигналами, впечатлениями. И это, по понятным причинам, тревожит родителей.

О том, как воспитывать детей в век изобилия и клипового мышления, как помочь ребенку подготовиться ко взрослой жизни, мы говорили на бесплатной онлайн-встрече на тему «Много, мало, достаточно?» с Олегом Леонкиным ― детским реабилитологом, кинезотерапевтом, специалистом по сенсорной интеграции и отцом 5х детей.  

Приглашаем вас пройти по следам прошедшего эфира и проанализировать, насколько все же нужно ограничивать «изобилие», в т.ч. и игрушек.

Много игрушек / вещей / впечатлений ― это же вредно?

Мир уже изменился и не будет таким, как в нашем детстве. Пространство вокруг нас, где всегда всего много,  ― это данность. Значит, нам стоит сфокусироваться не на том, как изменить данность, а на том, как адаптировать ребенка, подготовить ко взрослой жизни с учетом быстро меняющейся, «избыточной» реальности.

В качестве примера обратимся к игрушкам.

С точки зрения психофизиологии, правильно, конечно же, иметь один предмет, на котором мы сконцентрированы. Так ребенку проще. Но, если рассмотреть тот же вопрос в контексте адаптации ребенка, ответ будет другим.

Как защитить ребенка от изобилия? 

Никак. Это утопия. Ставя себе подобную задачу, мы попадаем в капкан. Потому что «защищать» придется не только и не столько дома, сколько за его пределами.

Выходом становится или побег в глухую тайгу, или понимание, что сегодняшние условия ― это просто условия, к которым мы можем ребенку помогать приспосабливаться.

Нам нужно помещать ребенка в «большое количество» и обучать выбирать доминанту. То есть ребенок из «много всего» выбирает то, что ему сейчас интересно, да еще и удерживает на этом внимание.

Как же все-таки определиться, где грань между «много» и «мало»?

Надо очень четко понимать физиологию, с которой мы постоянно сталкиваемся. Если вокруг Вас четыре человека и Вы отслеживаете их всех, то получается «много». Потому что удержать во внимании четверых и еще к ним как-то относиться и на них реагировать — это история достаточно тяжелая.

Если вокруг 150 человек, то становится значительно проще. Срабатывает тот же принцип, что и в метро. Невозможно отследить всех в подземке, поэтому включаются внутренние охранные системы ― мы просто игнорируем «избыточность» происходящего. И включаемся лишь на что-то конкретное ― то, что нас заинтересовало.

Это работает у нас, и ровно то же самое будет работать у ребенка.

Поэтому, чтобы перегрузить ребенка, вокруг него должно быть 4-5 предметов, на которых он будет постоянно фокусироваться и срываться. Если вы хотите научить ребенка игнорировать, вокруг должно быть много всего и всех.

Получается, чем больше всего (тех же игрушек) вокруг ребенка, тем легче ему выбрать доминанту. Потому что из этого условного хаоса доминирующим станет то, что эмоционально включит

Это нормальная физиология. Когда перебор с информацией вокруг ― мы просто отключаемся. Пространство так диктует.

Пытаясь создать «стерильную» ситуацию вокруг ребенка, мы тем самым стремимся искусственно ограничить данность. Но во взрослой жизни ребенок окажется неприспособленным к избытку.

А дальше у нас есть маркеры, которые мы считываем с детей: утомился — не утомился, перевозбудился — не перевозбудился. И эти маркеры мы считываем только в том случае, если хотя бы раз случилась перегрузка.

Вот так эмпирическим путем понимаем: для конкретного данного ребенка «много» — это столько, «мало» — это столько. И «много» не только в количественном выражении, но еще и во временном.

Наши дети будут вынуждены находиться постоянно в безумном потоке информации. И наша задача ― научить их не уставать. Сделать так, чтобы у них был ресурс. 

И еще раз:

С точки зрения психофизиологии, «избыточность» ― это «неправильно». Но если оглянуться вокруг, то становится очевидно: правильно это или неправильно, а пространство вокруг нас диктует такие условия.

А значит, нужно обучать ребенка в этой ситуации, когда  «много-много всего», находиться.

И не просто быть, а уметь игнорировать лишнее,  концентрироваться, выбирать, общаться с одним человеком, не обращая внимания на других, если это важный разговор.

Все это навыки, которые можно и нужно развивать, и которые отлично тренируются, например, через хобби родителя.  

Нам бы хотелось во всех подробностях рассказать о связи хобби родителя и ключевых навыках ребенка, но тогда публикация растянулась бы еще на десяток экранов.

Поэтому мы приглашаем вас все же выделить 1 час 25 минут и посмотреть запись прошедшей онлайн-встречи с Олегом Леонкиным – это можно сделать абсолютно бесплатно. А здесь кратко перечислим основные темы, которые мы успели обсудить с Олегом:

  • Клиповое мышление. Как использовать в плюс стремление современного ребенка получить «много-много» и «быстро-быстро»
  • Как увлечение родителя становится базой для развития ключевых навыков ребенка ― удержания внимания, способности ошибаться и продолжать начатое. Конкретные рекомендации на примерах хобби, озвученных в чате.
  • Поколение «дай-купи»: как быть, если новая игрушка быстро теряет ценность для ребенка.
  • Какая потребность современного ребенка находится в постоянном дефиците, несмотря на все изобилие. Для чего и как компенсировать недостаток.

Посмотреть запись бесплатной онлайн-встречи можно после регистрации.

_______________________________

Хотите ориентироваться на физиологию, работу мозга и сенсорных систем вашего ребенка? Опираться на его сильные стороны, а также ваши возможности и желания? 

Научиться воспитывать ребенка, не разрушая отношения бессмысленной борьбой, а сохраняя любовь и близость?  

Присоединяйтесь к курсу «Воспитание “На пальцах”. Строим будущее, как конструктор, вместе с ребенком. Даже если у вас 15 минут в день»

Ведущий – Олег Леонкин:
— Детский реабилитолог, кинезотерапевт, специалист по сенсорной интеграции
— 25 лет опыта, из них 18 — с «особенными» детьми
— Отец 5 детей