Почему важно, чтобы ребенок самостоятельно справлялся со своими страхами. • Школа родительства «Большая Медведица»

Только ребенок знает, чего боится его страх

На второй лекции Цикла о детских страхах и способах справиться с ними «Чего боятся дети?» вместе с клиническим психологом Екатериной Жуйковой мы говорили о самых распространенных и при этом самых управляемых страхах ― ночных.

Почему важно, чтобы ребенок самостоятельно справлялся со своими страхами?

В этом суть развития.

Внутренний страх ребенка не может победить кто-то внешний. Если мы приходим и спасаем, страх может исчезнуть, но он вернется. Возможно, в другой форме, но вернется.

Екатерина Жуйкова рекомендует поговорить с ребенком в таком ключе:


― Эти страхи развились в твоем воображении. Значит, они тебе подчиняются. Ты в них эксперт, знаток. Ты знаешь и видишь их. Мы будем твоей поддерживающей командой. Но только ты знаешь, как их победить.

Фраза: «Это твой страх. Поэтому ты с ним лучше всех можешь справиться. Это твоя битва. Ты здесь главнокомандующий, а я помогу всем, чем могу» ― волшебным образом помогает настроиться даже очень тревожным детям.

А далее мы помогаем ребенку описать свои ночные страхи. Кому-то достаточно слов. Для кого-то лучше слепить или нарисовать ночных монстров.

Звучит как банальность. Но метод работает. Эта «банальность» позволяет детям увидеть страх как нечто внешнее, с чем можно бороться. И именно с ночными страхами такое отделение дает хорошие и быстрые результаты.

Теперь определяем, с чего начинать же борьбу. Для этого страхи нужно выследить и подробно описать.
Каждый страх разный и боится чего-то своего: кто-то боится света, громких звуков, папиного звонка на телефон и т. д. Поэтому надо их сначала выследить.

Мы можем сказать ребенку:


― Если страхи придут к тебе вечером, постарайся точно узнать, чего они боятся. Обрати внимание, в какой момент вечера они приходят и от чего становятся сильнее. Тебе надо узнать их повадки, слабые и сильные места.

Все усилия мы направляем на то, чтобы побудить ребенка сдвинуться в исследовательскую позицию, фактически стать юным натуралистом, который из кустов наблюдает за неведомыми животными:

― А давай, ты выяснишь это и это, а с утра мне расскажешь, что было.

― Попробуй, а боятся ли они, когда происходит это или то.

― А как они реагируют, когда ты им грозишь пальцем? А когда ты тепленького чайку выпьешь перед сном?

Способы не важны. Важно, чтобы у ребенка было ощущение: «Я их исследую».

На этом этапе исчезает половина страхов. Даже ничего не нужно делать.

Почему?

Позиция наблюдения, исследования — это форма контроля. Как только мы начинаем рассматривать, изучать: «Я сейчас узнаю про тебя, выясню, какой ты» — это сразу снижает тревогу.

Конечно, это не единственный, но очень важный шаг на пути самостоятельной борьбы ребенка с его страхами. И уже его одного бывает достаточно, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Человек, который идет спать с образом себя «я тот, кто всего боится», и с образом себя «я тот, кто уже немножко справляется», — это разные состояния.

Не бойтесь устраивать слежку за монстрами!

Что еще мы обсудили на второй лекции Цикла о детских страхах:

⭐️ Какой этап идет за «слежкой» и какова роль родителя в нем.
⭐️ В чем уникальность ночных страхов, какие свойства делают этот вид страхов абсолютно отличным от других.
⭐️ Какие преимущества в «борьбе» со страхом темноты и монстров дает понимание этих отличий.
⭐️ Как расшифровываются ночные страхи с точки зрения психологии. ⭐️ Почему ночные страхи могут нести пользу.

+

Чек-лист условий для совладания со страхами. Проверяем, во всех ли пунктах мы можем поставить «галочки».

+

«Разрешающие фразы» ― не магия, но чудесным образом работающая с детскими страхами и тревогами техника.

+

Терапевтическая сказка / история.

Почему работает еще один «банальный» психологический способ.
Как сочинить помогающую сказку/ историю для своего ребенка: какие этапы и почему должны быть обязательно в сказке, без какого самого главного условия сказка не сработает, почему в конце сказки не нужно страх «резать, кромсать, бить».

+

Когда нужно обращаться к специалисту: признаки в поведении ребенка, которые должны насторожить.

+

Что делать, если ребенок начинает бояться уж во время вечерних ритуалов, понимая, что готовится ко сну.

+

Если взрослый перенес из детства ночные страхи, то как сейчас с этим справляться.

+

Как адаптировать терапевтическую сказку для детей 10-12 лет. И какие техники вообще лучше работают для детей более старшего возраста и взрослых.

___________________________________

Цикл о детских страхах и способах справиться с ними «Чего боятся дети?»  состоит из 6 лекций.

Каждая лекция посвящена отдельному виду страхов:

1. ночные страхи;

2. страх разлуки с родителем, остаться одному,

3. генерализованная тревога, когда ребенок беспокоен в целом и каждый раз боится чего-то нового;

4. специфические страхи: насекомые, лифты, врачи, уколы и т.д.;

5. социальные страхи: страх насмешек, отвечать у доски, получить плохую оценку, постоять за себя.

В каждой лекции вы найдете пошаговые инструкции для работы с детскими страхами + практические упражнения + терапевтические сказки.

В качестве примера одного из упражнений предлагаем вам попробовать практику из третьей лекции о разлуке с родителем.

Скачать практику