Почему сладкое «обнуляет» детскую мотивацию • Школа родительства «Большая Медведица»

Как на мотивацию у детей влияет режим и качество питания

«Сегодня будет мало ответов на вопрос «что делать?» с детской мотивацией, зато я дам много ответов на вопрос «кто виноват?» в ее снижении или отсутствии у ребенка», — так начала первый практикум онлайн-цикла «Хочу. Могу. Делаю» детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова

Спойлер: все дети изначально очень-очень мотивированы, и чаще всего причина их демотивации лежит в плоскости отношений с родителями.

Но, прежде чему углубляться в детско-родительские отношения, мы проговорили все те условно внешние факторы, которые «обнуляют» детскую мотивацию:

  • нехватку микроэлементов в организме ребенка: каких конкретно и почему их дефицит приводит к вялому и пассивному обучению;
  • гаджетозависимость и любую другую зависимость: почему какое-либо «пристрастие» ребенка автоматически препятствует здоровому развитию учебной мотивации;
  • отсутствие физической активности: почему лучше недоделать уроки, чем пожертвовать ежедневной прогулкой на свежем воздухе;
  • дефицит новых впечатлений: как рутина тормозит у ребенка желание узнавать новое и двигаться к намеченной цели;
  • слишком много сладкого в рационе: как качество и режим питания мешают ребенку в процессе обучения.

В сегодняшнем письме мы подробно остановимся на последнем пункте, но сначала вернемся к началу лекции, где Наталия Романова-Африкантова объясняет, как устроена мотивация на нейрофизиологическом уровне. 

Только положительные эмоции

«Нас интересует, в первую очередь, дофамин. Это тот самый нейромедиатор, который отвечает за мотивацию и ее подкрепление. 

Что здесь важно? 

Он вырабатывается при достижении или при предвкушении достижения цели, а также при получении желаемого: секса, пищи, приятных ощущений. 

Здесь мы должны понимать, что в эволюционном процессе все начиналось примерно вот с этого. 

Речь о музыкальных школах или пятерках на ЕГЭ в эволюционном процессе не шла. Это уже потом дофамин стал использоваться в том числе и для того, чтобы давать нам мотивацию получать хорошие оценки и достигать своих целей. 

Сейчас я скажу одну крайне важную вещь, которую буду повторять все четыре встречи, и которую я очень хочу, чтобы все запомнили. 

Дофамин работает через центры положительных эмоций. 

Дофамин НЕ работает, когда ребенка:

наказывают, 
ругают, 
заставляют. 

Когда ребенок испытывает неприятные ощущения от того, что делает, уровень дофамина не повышается, а падает.

Это то, что мы должны совершенно четко понимать: 
любая мотивация работает только за счет положительного подкрепления. 

Как связаны мотивация и питание

Почему для повышения мотивации необходимо ограничивать сладкое / мучное / быстрые углеводы в рационе ребенка?

От быстрых углеводов, от такого всего вкусненького и сладенького, мы получаем выброс дофамина. 

Если мы подобной пищей злоупотребляем, выброс дофамина за ее счет мы получаем регулярно.

В свою очередь, это приводит к снижению чувствительности тех рецепторов, которые реагируют на дофамин. 

Здесь вопрос даже не в количестве, а в частоте. То есть, если ребенок ест сладкое, например, один раз в день – это одна история. А если он ест по одной конфетке, но каждый час, то это уже совсем другая история, которая совершенно точно влияет на запуск нейрофизиологических процессов, влияющих на мотивацию. 

Я ни в коем случае не говорю, что детей нужно лишить сладкого, потому что я не только специалист, но еще и мама двоих детей. 

Но, тем не менее, если проблема возникает, пожалуйста, обратите внимание на то, какое количество сладкого потребляет ребенок. 

По возможности, замените эти частые перекусы фруктами, какими-то овощами, которые можно погрызть (морковь, огурец, сладкий перец), едой с повышенным содержанием тирозина: тыквенные семечки, арахис. 

Если говорить о режиме питания, то лучше, чтобы он был без перекусов. В зависимости от возраста ребенка это могут быть от 3 до 5 приемов пищи. 

Почему? 

Каждый прием пищи вызывает у нас выброс дофамина. Слишком частый выброс дофамина приводит к снижению чувствительности рецепторов». 

____________________

Итак, за 20 минут первой лекции (всего она длится чуть более полутора часов) мы успели узнать:
что мотивация не работает без положительного подкрепления;
что выполнить домашку без прогулки и на перекусах быстрыми углеводами будет сложнее;
что с гаджетами необходимо научиться дружить правильно, чтобы они были опорой, а не помехой в обучении;
а также о том, как связаны многие наши трудности во взрослой жизни с процессами, которые были нарушены еще в детстве.

Некоторые слушатели отмечали в чате, что всему рассказанному на лекции хочется сначала научиться самим, а потом уже передавать эти навыки детям.

Онлайн-практикумы цикла «Хочу. Могу. Делаю. Просто о детской мотивации» доступны в записи.  

Вместе с Натальей Романовой-Африкантовой на втором практикуме мы разбирали:

— как работает мотивация. Хочу/Пробую/Получается/Подкрепление/Хочу 
— как родители разрывают цепочку детской мотивации 
— в чем разница между положительным и отрицательным подкреплением 
— как сохранять мотивацию у детей в спортивной/музыкальной/художественной школе.

Присоединяйтесь! 

Хочу. Могу. Делаю. Романова-Африкантова