Как на мотивацию у детей влияет режим и качество питания
«Сегодня будет мало ответов на вопрос «что делать?» с детской мотивацией, зато я дам много ответов на вопрос «кто виноват?» в ее снижении или отсутствии у ребенка», — так начала первый практикум онлайн-цикла «Хочу. Могу. Делаю» детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова.
Спойлер: все дети изначально очень-очень мотивированы, и чаще всего причина их демотивации лежит в плоскости отношений с родителями.
Но, прежде чему углубляться в детско-родительские отношения, мы проговорили все те условно внешние факторы, которые «обнуляют» детскую мотивацию:
- нехватку микроэлементов в организме ребенка: каких конкретно и почему их дефицит приводит к вялому и пассивному обучению;
- гаджетозависимость и любую другую зависимость: почему какое-либо «пристрастие» ребенка автоматически препятствует здоровому развитию учебной мотивации;
- отсутствие физической активности: почему лучше недоделать уроки, чем пожертвовать ежедневной прогулкой на свежем воздухе;
- дефицит новых впечатлений: как рутина тормозит у ребенка желание узнавать новое и двигаться к намеченной цели;
- слишком много сладкого в рационе: как качество и режим питания мешают ребенку в процессе обучения.
В сегодняшнем письме мы подробно остановимся на последнем пункте, но сначала вернемся к началу лекции, где Наталия Романова-Африкантова объясняет, как устроена мотивация на нейрофизиологическом уровне.
Только положительные эмоции
«Нас интересует, в первую очередь, дофамин. Это тот самый нейромедиатор, который отвечает за мотивацию и ее подкрепление.
Что здесь важно?
Он вырабатывается при достижении или при предвкушении достижения цели, а также при получении желаемого: секса, пищи, приятных ощущений.
Здесь мы должны понимать, что в эволюционном процессе все начиналось примерно вот с этого.
Речь о музыкальных школах или пятерках на ЕГЭ в эволюционном процессе не шла. Это уже потом дофамин стал использоваться в том числе и для того, чтобы давать нам мотивацию получать хорошие оценки и достигать своих целей.
Сейчас я скажу одну крайне важную вещь, которую буду повторять все четыре встречи, и которую я очень хочу, чтобы все запомнили.
Дофамин работает через центры положительных эмоций.
Дофамин НЕ работает, когда ребенка:
наказывают,
ругают,
заставляют.
Когда ребенок испытывает неприятные ощущения от того, что делает, уровень дофамина не повышается, а падает.
Это то, что мы должны совершенно четко понимать:
любая мотивация работает только за счет положительного подкрепления.
Как связаны мотивация и питание
Почему для повышения мотивации необходимо ограничивать сладкое / мучное / быстрые углеводы в рационе ребенка?
От быстрых углеводов, от такого всего вкусненького и сладенького, мы получаем выброс дофамина.
Если мы подобной пищей злоупотребляем, выброс дофамина за ее счет мы получаем регулярно.
В свою очередь, это приводит к снижению чувствительности тех рецепторов, которые реагируют на дофамин.
Здесь вопрос даже не в количестве, а в частоте. То есть, если ребенок ест сладкое, например, один раз в день – это одна история. А если он ест по одной конфетке, но каждый час, то это уже совсем другая история, которая совершенно точно влияет на запуск нейрофизиологических процессов, влияющих на мотивацию.
Я ни в коем случае не говорю, что детей нужно лишить сладкого, потому что я не только специалист, но еще и мама двоих детей.
Но, тем не менее, если проблема возникает, пожалуйста, обратите внимание на то, какое количество сладкого потребляет ребенок.
По возможности, замените эти частые перекусы фруктами, какими-то овощами, которые можно погрызть (морковь, огурец, сладкий перец), едой с повышенным содержанием тирозина: тыквенные семечки, арахис.
Если говорить о режиме питания, то лучше, чтобы он был без перекусов. В зависимости от возраста ребенка это могут быть от 3 до 5 приемов пищи.
Почему?
Каждый прием пищи вызывает у нас выброс дофамина. Слишком частый выброс дофамина приводит к снижению чувствительности рецепторов».
____________________
Итак, за 20 минут первой лекции (всего она длится чуть более полутора часов) мы успели узнать:
что мотивация не работает без положительного подкрепления;
что выполнить домашку без прогулки и на перекусах быстрыми углеводами будет сложнее;
что с гаджетами необходимо научиться дружить правильно, чтобы они были опорой, а не помехой в обучении;
а также о том, как связаны многие наши трудности во взрослой жизни с процессами, которые были нарушены еще в детстве.
Некоторые слушатели отмечали в чате, что всему рассказанному на лекции хочется сначала научиться самим, а потом уже передавать эти навыки детям.
Онлайн-практикумы цикла «Хочу. Могу. Делаю. Просто о детской мотивации» доступны в записи.
Вместе с Натальей Романовой-Африкантовой на втором практикуме мы разбирали:
— как работает мотивация. Хочу/Пробую/Получается/Подкрепление/Хочу
— как родители разрывают цепочку детской мотивации
— в чем разница между положительным и отрицательным подкреплением
— как сохранять мотивацию у детей в спортивной/музыкальной/художественной школе.
Присоединяйтесь!
