«Параграф прочитал, а рассказать не может» • Школа родительства «Большая Медведица»

«Прочитал ― и забыл?»

Чтение часто становится камнем преткновения в учебе ребенка. И здесь могут быть разные варианты.

Вариант 1. Когда у ребенка объективно есть функциональные трудности в освоении чтения. 

Тогда, как снежный ком, растут трудности с другими предметами: с математикой ― потому что ребенок не может прочитать условия задачи; с окружающим ― потому что понять, о чем параграф, невероятно сложно, и т.д. 

Вариант 2. Когда серьезных функциональных проблем нет, но у ребенка не хватает инструментов и навыков для эффективного чтения.

Например, ребенок, не умеет запоминать прочитанное, извлекать из прочитанного нужную информацию, и из-за этого возникают трудности с такими предметами, как биология, география, история. 

Все предметы, в которых может быть задание: прочти параграф, выучи информацию, извлеки информацию из параграфа — все эти предметы сразу вызываю огромную неприязнь:

― Ну, прочел я ваш параграф. Что дальше? Я ничего не понял. Если понял, то не запомнил, если запомнил, то не структурировал, а если структурировал, то не могу воспроизвести.

И в первом, и во втором случаях у ребенка появляются трудности в обучении, снижаются мотивация и успеваемость.

В этой статье мы подробнее остановимся на втором варианте. И для этого приглашаем вас пройти по следам третьего практикума из курса «Учиться легко» от детского нейропсихолога Наталии Романовой-Африкантовой.

_____________________________________ 

Как развивать умение запоминать прочитанное,
извлекать и структурировать информацию

Это та самая история, когда нужно прочитать параграф в учебнике и что-то после этого рассказать. 

У многих детей здесь возникают сложности: «Вроде бы, понимаю прочитанное, а рассказать не могу».

То есть у ребенка есть понимание прочитанного, и художественный текст он бы пересказал. А с навыком восприятия текста учебника (тем более, учебники далеко не всегда написаны легко для восприятия) все сложно. 

В результате у ребенка появляется стойкая нелюбовь к биологии, истории, географии, обществознанию. 

Как мы можем помочь ребенку?

Дать ему нужный навык. 

Возвращаясь к аналогии с блинами, которую часто использует автор курса: 

нужно научить ребенка печь блины, 

если мы хотим, чтобы он пек блины.

То есть ребенка нужно научить читать нехудожественные тексты. В школе, к сожалению, часто не учат ребенка работе с текстом, с информацией.

Как мы можем действовать?

  • В первую очередь предлагаем ребенку делать самые разные пометки в текстах, определять, что он читает.

Можно взять самоисчезающие маркеры (пропадают через несколько дней) или узкие разноцветные самоклеящиеся полоски.

Предлагаем ребенку прямо в тексте выделять разными цветами информацию: определения ― одним цветом;  персоналии ― вторым; пункты, которые раскрывают тему, ― третьим. 

  • Тренируемся представлять информацию с помощью плана-списка.

Берем вновь стикер, только уже не в виде узкой полоски, а в виде небольшого листа. 

Прочитал параграф, прочитал абзац — сформулируй основную мысль или пункт плана (ищем подход, какое название ребенок лучше воспринимает).

Если параграф содержит большое количество новых терминов и определений, выписываем список определений. Хорошо сделать словарик терминов и вести его. 

Так мы учим детей прорываться через «неудобные», скучные тексты, видеть смысл. 

Сначала для ребенка все это ― филькина грамота, непонятно.

Но, если научить его с этим работать, то потом без всяких дополнительных костылей в виде бумажек, отметок и т.д. он сможет работать эффективно с текстом.

  • Составляем таблицы-памятки или интеллект-карты. 

Лайфхак от Наталии Романовой-Африкантовой:) 

Для тренировки навыка обработки нехудожественной информации эксперт использует в работе с детьми…  книги Людмилы Петрановской «Что делать, если… »

По сути, это ― интересные учебники с важными темами: «Что делать, если ты потерялся», «Что делать, если с тобой не хотят дружить» и др.

Наталия предлагает ребенку:

«Представь, что тебе нужно сделать памятку для ребят из твоего класса. Ты узнал в этой книжке информацию о том, что делать, если ты потерялся. Давай сделаем памятку, которую можно будет раздавать детям. Как мы разместим на ней информацию? »

Мы не переписываем книгу, а структурируем его в виде короткой памятки или интеллект-карты.


Для всех покупателей курса «Учиться легко»
мы готовим подарок:
Гайд по созданию интеллект-карт с ребенком для легкой учебы.
31 января подарок появится в личных кабинетах участников курса.


Приобрести курс cо скидкой 60%
+ получить гайд в подарок


Базу в виде подчеркивания, закладывания, отмечания, интеллект-карт, таблиц-памяток уже в 3-4 классах, по опыту Наталии, дети обычно воспринимают достаточно легко. 

Если ребенок старше, мы пробуем те же способы. Ребенок выберет то, что ему больше подходит. Например, по практике автора, более взрослые дети чаще используют интеллект-карты.

Умение запоминать прочитанное, извлекать и структурировать информацию― это навыки, которым можно научиться точно так же, как всему остальному. 

А значит, процесс учебы в школе можно сделать более понятным, эффективным и легким. 


Коротко о других темах третьего практикума из курса «Учиться легко»

  • Из каких «кирпичиков» состоит умение читать: какие функции должны быть развиты у ребенка, чтобы сформировался навык чтения.
  • Игры настольные и уличные, музыка и упражнения для развития навыка чтения. Почему прыжки и хлопки помогают некоторым детям запоминать стихи.
  • Как НЕ НАДО учиться читать: карточки со словами, подключение всех каналов восприятия (тактильность, слух, …) для изучения букв, дополнительные знаковые системы (лодочки, капельки,..).
  • Чем вредит раннее обучение чтению и в каких ситуациях действительно стоит использовать альтернативные методы.
  • Как ненавязчиво тренировать у ребенка понимание прочитанного.
  • Как не убить любовь ребенка к чтению и что делать, если он уже не любит читать.
  • Дислексия и другие трудности чтения, которые требуют профессиональной коррекции.


До 31 января включительно 
запись курса «Учиться легко»
можно приобрести со скидкой 60%


Хочу курс + в подарок гайд по интеллект-картам


Курс состоит из 4 практикумов.

Помимо темы чтения, вы разберете:

📌 почему ребенок может быть неуспешен в школе, даже если он умный и старательный;

📌что делать, если ребенок «невнимательный»;

📌 как рождается красивый почерк и почему могут возникать сложности с обучением письму.

Присоединяйтесь!

минус 60% по 31 января включительно