Как связаны домашка из детства и привычка взрослого оттягивать дела до момента «надо было сделать еще вчера»
Есть ли у вас привычка откладывать дела на потом?
У большинства из нас в команде Школы родительства «Большая Медведица» такая привычка… есть.
Почти все из нас пробовали что-то с ней делать и мало в этом преуспели.
________________
Разберемся вопрос с прокрастинацией с помощью клинического психолога и детского нейропсихолога Наталией Романовой-Африкантовой.

________________
Все дело в домашке?
Давайте представим типичную ситуацию, предлагает Наталия Романова-Африкантова.
Ребенок идет первый раз в первый класс. К 1 сентября «хороший родитель» должен выбрать самый ортопедически правильный рюкзак, красивый букет и сделать те самые фотографии, без которых любой детский альбом был бы неполон.
2 сентября тот же самый родитель садится рядом с ребенком и начинает учить с ним уроки. Он ведь еще первоклассник еще. Тут подсказать, там проконтролировать — сами понимаете. Здесь ленится и балбесничает — можно и с условной «скалкой» над душой постоять.
В какой-то момент ребенок «хорошего родителя» начинает «делать уроки сам». Ту самую условную «скалку» в свои руки заполучает учитель. Именно он теперь контролирует и оценивает результаты домашней работы.
Родитель может контролировать оценки, которые выставляет учитель, который контролирует выполнение домашнего задания. Эдакая «скалка» второго уровня.
Потом ребенок, как и положено ребенку «хорошего родителя», поступает в ВУЗ. Там домашняя работа так строго уже не проверяется. Что-то сделал, что-то не очень — главное, чтобы перед экзаменом успел в последнюю ночь что-то выучить, а что-то на шпаргалку переписать.
И опять, казалось бы, ничего страшного — все мы сами так ночами готовились, и трудами многих поколений студентов эти ночные бдения получили окраску романтическую, а ничуть не отрицательную. Если ночами не учил — считай, не видал ты романтики студенческой.
Потом — вручение диплома, и приходит такой бывший студент на работу. И работает, между прочим, хорошо. Потому что есть начальник, есть дедлайн и есть та самая «скалка», которая по цепочке родитель-учитель-сессия теперь добралась в руки отдела начисления премий.
Но без «скалки», по собственному желанию, сделать что-то этому выросшему ребенку очень сложно. Он давно хотел похудеть, пойти в спортзал, сделать генеральную уборку по фэншую/флайледи/Мари Кондо, выучить еще один иностранный и научиться танцевать латину, но либо не делает ничего, либо ходит на разные курсы самоорганизации и тайм-менеджмента. Узнаёт, как заставить себя худеть/ходить/убирать/учить.
Что же происходит?
Он с детства, со второго сентября первого класса, подсажен родителем на «иглу» внешней мотивации. Ему нужна «скалка». Он так привык.
«Скалка» как символ внешней мотивации стала для него необходимым атрибутом плодотворной работы. Без нее и строгого дедлайна ему неуютно и непродуктивно.
И в самом лучшем случае он, взрослый вроде бы и зрелый человек, начинает искать методики и способы работы над собственной мотивацией, учится ставить цели, разбивать их на задачи и рисовать себе свои собственные дедлайны.
Фактически такой взрослый человек ищет инструменты, которые ему бы очень пригодились еще в детстве. Если бы окружающие могли ему с этим помочь.
Какой выход?
Оставить ребенка один на один с домашним заданием прямо 2 сентября?
Неплохой вариант.
Но ребенку сначала надо дать те самые инструменты поиска мотивации, целеполагания и самоорганизации, которые ему нужны.
- Обсудите с ним объем домашнего задания.
- Узнайте, когда он хочет им заниматься.
- Спросите, какая у него сегодня задача и за какое время он собирается с ней справиться.
Расскажите ему, что слона надо есть по кусочку, а лягушку (самое неприятное) глотать по утрам (в начале выполнения домашки) — поделитесь с ним теми механизмами организации самого себя, которые пригодятся ему потом, после сдачи самой последней сессии.
Внимание!
Не надо стоять со скалкой и контролировать, усвоил ли ребенок те истины, которые вы ему рассказали.
Ваша задача – их дать. А он их обязательно возьмет – сейчас или потом, когда сочтет нужным. Эта информация не школьная форма и мала никогда не станет.
________________
Как сделать так, чтобы домашка: не превращалась в пытку и наказание для всей семьи, выполнялась ребенком самостоятельно и не стала «бомбой» в отношениях родителя и ребенка мы пошагово обсуждали на одной из семи лекций «Энциклопедии родителя счастливого школьника» —
«Домашка без слез, криков и угроз».
На лекции мы разобрали:
— Почему одни дети могут сидеть за уроками без уговоров и напоминаний, а другие не возьмутся за домашку без танцев с бубнами;
— Можно ли рассчитывать на то, чтобы ребенок с первого и до последнего класса делал всю домашку без посторонней помощи;
— Как поощрять ребенка, чтобы мотивировать делать задания;
— Можно и нужно ли наказывать ребенка за невыполненную домашку;
— Почему, если накричать на ребенка, домашка сразу выполняется, но этот способ не поможет ребенку эффективно учиться и однажды сработает против родителя;
— Что будет, если не контролировать, делает ли ребенок домашние задания;
— Как быть, если учителя требуют от родителей контроля за выполнением домашки, а сил и времени на это нет.
— Как организовать процесс выполнения домашних заданий, чтобы уроки выполнялись ребенком самостоятельно и без долгих сборов;
— Почему детям сложно начать делать уроки;
— Почему, начав домашку, дети все время отвлекаются;
— Как выглядит цикл эффективного выполнения домашки;
— Почему домашку на продленке делать легче, чем дома;
— Почему в домашке нужны переменки;
— Что делать, если домашку задают такую, что ее могут сделать только родители;
— Почему прогулка важнее домашки;
— Почему сон важнее домашки;
— Почему отношения с детьми важнее домашки.
Эта лекция входит в состав сборника из 7 онлайн-лекций, посвященных основным тревогам, заботам и вопросам родителей — «Энциклопедия родителя счастливого школьника»
