Откуда берутся взрослые прокрастинаторы? Из детства! • Школа родительства «Большая Медведица»

Как связаны домашка из детства и привычка взрослого оттягивать дела до момента «надо было сделать еще вчера» 

Есть ли у вас привычка откладывать дела на потом?

У большинства из нас в команде Школы родительства «Большая Медведица» такая привычка… есть. 

Почти все из нас пробовали что-то с ней делать и мало в этом преуспели.

________________

Разберемся вопрос с прокрастинацией с помощью клинического психолога и детского нейропсихолога Наталией Романовой-Африкантовой.

Наталия Романова-Африкантова
Наталия Романова-Африкантова

________________

Все дело в домашке?

Давайте представим типичную ситуацию, предлагает Наталия Романова-Африкантова

Ребенок идет первый раз в первый класс. К 1 сентября «хороший родитель» должен выбрать самый ортопедически правильный рюкзак, красивый букет и сделать те самые фотографии, без которых любой детский альбом был бы неполон.

2 сентября тот же самый родитель садится рядом с ребенком и начинает учить с ним уроки. Он ведь еще первоклассник еще. Тут подсказать, там проконтролировать — сами понимаете. Здесь ленится и балбесничает — можно и с условной «скалкой» над душой постоять.

В какой-то момент ребенок «хорошего родителя» начинает «делать уроки сам». Ту самую условную «скалку» в свои руки заполучает учитель. Именно он теперь контролирует и оценивает результаты домашней работы. 

Родитель может контролировать оценки, которые выставляет учитель, который контролирует выполнение домашнего задания. Эдакая «скалка» второго уровня. 

Потом ребенок, как и положено ребенку «хорошего родителя», поступает в ВУЗ. Там домашняя работа так строго уже не проверяется. Что-то сделал, что-то не очень — главное, чтобы перед экзаменом успел в последнюю ночь что-то выучить, а что-то на шпаргалку переписать. 

И опять, казалось бы, ничего страшного — все мы сами так ночами готовились, и трудами многих поколений студентов эти ночные бдения получили окраску романтическую, а ничуть не отрицательную. Если ночами не учил — считай, не видал ты романтики студенческой. 

Потом — вручение диплома, и приходит такой бывший студент на работу. И работает, между прочим, хорошо. Потому что есть начальник, есть дедлайн и есть та самая «скалка», которая по цепочке родитель-учитель-сессия теперь добралась в руки отдела начисления премий. 

Но без «скалки», по собственному желанию, сделать что-то этому выросшему ребенку очень сложно. Он давно хотел похудеть, пойти в спортзал, сделать генеральную уборку по фэншую/флайледи/Мари Кондо, выучить еще один иностранный и научиться танцевать латину, но либо не делает ничего, либо ходит на разные курсы самоорганизации и тайм-менеджмента. Узнаёт, как заставить себя худеть/ходить/убирать/учить.

Что же происходит?

Он с детства, со второго сентября первого класса, подсажен родителем на «иглу» внешней мотивации. Ему нужна «скалка». Он так привык. 

«Скалка» как символ внешней мотивации стала для него необходимым атрибутом плодотворной работы. Без нее и строгого дедлайна ему неуютно и непродуктивно. 

И в самом лучшем случае он, взрослый вроде бы и зрелый человек, начинает искать методики и способы работы над собственной мотивацией, учится ставить цели, разбивать их на задачи и рисовать себе свои собственные дедлайны. 

Фактически такой взрослый человек ищет инструменты, которые ему бы очень пригодились еще в детстве. Если бы окружающие могли ему с этим помочь.

Какой выход?

Оставить ребенка один на один с домашним заданием прямо 2 сентября?

Неплохой вариант.

Но ребенку сначала надо дать те самые инструменты поиска мотивации, целеполагания и самоорганизации, которые ему нужны.

  1. Обсудите с ним объем домашнего задания.
  2. Узнайте, когда он хочет им заниматься.
  3. Спросите, какая у него сегодня задача и за какое время он собирается с ней справиться.

Расскажите ему, что слона надо есть по кусочку, а лягушку (самое неприятное) глотать по утрам (в начале выполнения домашки) — поделитесь с ним теми механизмами организации самого себя, которые пригодятся ему потом, после сдачи самой последней сессии. 

Внимание! 

Не надо стоять со скалкой и контролировать, усвоил ли ребенок те истины, которые вы ему рассказали.

Ваша задача – их дать. А он их обязательно возьмет – сейчас или потом, когда сочтет нужным. Эта информация не школьная форма и мала никогда не станет.

________________

Как сделать так, чтобы домашка:  не превращалась в пытку и наказание для всей семьи, выполнялась ребенком самостоятельно и не стала «бомбой» в отношениях родителя и ребенка мы пошагово обсуждали на одной из семи лекций «Энциклопедии родителя счастливого школьника» —

«Домашка без слез, криков и угроз».

На лекции мы разобрали:

— Почему одни дети могут сидеть за уроками без уговоров и напоминаний, а другие не возьмутся за домашку без танцев с бубнами; 

— Можно ли рассчитывать на то, чтобы ребенок с первого и до последнего класса делал всю домашку без посторонней помощи; 

— Как поощрять ребенка, чтобы мотивировать делать задания; 

— Можно и нужно ли наказывать ребенка за невыполненную домашку; 

— Почему, если накричать на ребенка, домашка сразу выполняется, но этот способ не поможет ребенку эффективно учиться и однажды сработает против родителя; 

— Что будет, если не контролировать, делает ли ребенок домашние задания; 

— Как быть, если учителя требуют от родителей контроля за выполнением домашки, а сил и времени на это нет. 

— Как организовать процесс выполнения домашних заданий, чтобы уроки выполнялись ребенком самостоятельно и без долгих сборов; 

— Почему детям сложно начать делать уроки; 

— Почему, начав домашку, дети все время отвлекаются; 

— Как выглядит цикл эффективного выполнения домашки; 

— Почему домашку на продленке делать легче, чем дома; 

— Почему в домашке нужны переменки; 

— Что делать, если домашку задают такую, что ее могут сделать только родители; 

— Почему прогулка важнее домашки;

— Почему сон важнее домашки; 

— Почему отношения с детьми важнее домашки.

Эта лекция входит в состав сборника из 7 онлайн-лекций, посвященных основным тревогам, заботам и вопросам родителей — «Энциклопедия родителя счастливого школьника»

Энциклопедия родителя счастливого школьника