О прокрастинации и борще • Школа родительства «Большая Медведица»

Где мы застреваем на пути к желаемому

«Хочу ― делаю ― получаю» ― идеальная система по внедрению полезных привычек и реализации желаемого. 

Психолог, гипнотерапевт, тренер по дыхательным практикам Елена Артамонова на онлайн-интенсиве «Дыхание жизни. Как начать делать то, что по-настоящему важно» приводит простой и вкусный пример:)

Я захотела борщ. Сварила его / заказала доставку / сходила в кафе, съела. Результат ― получила удовольствие.

Однако на первой или второй «связке» часто происходят «разрывы», которые либо мешают нам действовать («хочу, но не делаю»), либо получать результат («никак не могу завершить начатое»).

Сбои могут происходить по восьми сценариям. Как правило, у каждого из нас есть свои «любимые», к которым мы прибегаем чаще всего.

В этой статье мы пройдем по следам интенсива и рассмотрим подробнее два таких сценария, или, другими словами, механизма прерывания контакта.

Механизм первый. Конфлюэнция (слияние)

Мама и ребенок до года, когда много «мы» ―  «мы пописали», «мы поспали», «мы поели» ― пример хорошего слияния.

Такой механизм обеспечивает ребенку безопасность, а маме ― сонастройку на ребенка, его потребности. 

Для взрослеющего ребенка, если механизм слишком крепкий и мама «не отпускает», это чревато сложностями с сепарацией. Для взрослых людей может характеризоваться созависимыми отношениями, когда «я = партнер». 

Возвращаемся к нашей схеме: «Хочу ― делаю ― получаю».

В сценарии слияния на уровне действий личные характеристики часто приравниваются к цели, т. е. «я = моя цель»: 

если я буду делать и не получу результат, значит, я ― «плохой» / «глупый» / «недостойный» и т. д.

Поэтому «лучше я вообще не буду ничего делать, вдруг не получу результат». 

Как начать выходить из таких сценариев?

Тренироваться воспринимать действия как эксперимент

Вспоминаем ученых. Любые шаги ― это эксперимент. 

Эксперимент может быть неудачным, но он не имеет отношения к вашей личности.

Разделять «я» и свои результаты

Я не равно: 

  • мое окружение, 
  • мои достижения, 
  • мои цели,
  • успехи моего ребенка. 

Вы больше, чем все ваши роли, чем то, что происходит вокруг. Больше ― не значит круче и выше. Речь про целостность и самодостаточность.

Как понять, что используется такой сценарий? 

Если сложно в отношениях с ребенком, если есть ощущение «плохой матери», потому что в школе не складывается, если окружающие жалуются на чрезмерное давление с вашей стороны, то, вероятнее всего, фокус смещен вовне.  

Это сигнал, что нужно дать внимание себе. И тогда давление на окружающих само собой ослабится, а значит, и начнут меняться отношения. 

Учиться ценить свой путь

Мы привыкли считать, что становимся «молодцами», когда получаем результат. Но, начиная путь, мы уже растем и развиваемся, а значит, и сам процесс, сам выход на этап делания заслуживает уважения и признания. 

Получится добиться результата ― отлично! Но «молодец» уже начал свой путь.

Как ценить путь? 

Учиться наслаждаться процессом. Возвращать себя в настоящий момент. Быть в своем пути. 

Мы часто совершаем путь, но головой находимся в результате. И пока не дойдем до финишной точки, не чувствуем удовольствия. А если результат не удалось получить, то «о каком удовольствии речь»?  

Поэтому настолько важно замечать то, что мы делаем.

Да, бывают моменты, когда через процесс просто нужно пройти, потому что «надо». Если сам процесс неизбежен, но он не очень нравится, то мы либо меняем процесс, либо находим то, что нравится в процессе. 

Например, утренние сборы ребенка в сад зимой. Когда темно, как ночью, холодно и хочется только под одеяло. Привнести хорошее в неприятный процесс может совместная с ребенком «ловля звезд» на еще темном небе по дороге в сад.

Важно: 

Полюбить путь, по которому вы идете туда, где НЕ хотите быть, невозможно. Это дрессура. Поэтому вопросы «зачем» и «почему» в отношении цели остаются в поле нашего внимания. 

Механизм второй. Дефлексия

Этот механизм часто выражается в прокрастинации ― ситуации, когда мы хотим что-то сделать важное для себя, но раз за разом откладываем это на «потом» и «попозже», заменяя движение к желаемому другой деятельностью.

На примере борща жизненная ситуация выглядит примерно так:

Я захотела борщ. Позвоню-ка подруге. И дела на завтра запишу. А еще… 

То есть мы делаем много всего. Только не то, что приближает к желаемому.

Заедание («Хочу, но не делаю. Настолько тревожно уже от неделания, что лучше пойду поем»), зависание в гаджетах («Надо столько сделать, а я в соцсетях опять зависла») обычно являются признаками этого же сценария.

Почему возникает такое поведение?

Например, мы не верим, что можем получить желаемое. Либо откладываем действия, которые будут приближать к чему-то новому и неизвестному.

Как начать выходить из подобных сценариев?

Тренироваться на малых вещах и делать то, что вы решили сейчас делать. 

Я решила съесть борщ ― я съем, решила закончить сообщение ― закончу и только потом перейду к другой задаче. 


Такие небольшие решения и действия помогают тренировать фокус, удерживать внимание на принятом решении и завершать начатое. 

Где еще проявляется такой механизм?

В переносе на других своих «неудобных» эмоций, в срывах на близких.

Например, на работе все сложно и все раздражает. Но там нужно сохранять внешнее спокойствие. Поэтому крики и срывы направляются в адрес близких дома.

Что делать?

Учиться отслеживать свое состояние, быть наблюдателем.

Осознавать, кто является истинным адресатом гнева или раздражения.

Доносить в экологичной форме до «источника» то, что не устраивает, или учиться бережно (без срывов на близких и без «накопления» в теле) «выпускать» сильные эмоции.

__________________________________

В статье мы описали два из восьми повторяющихся сценариев, которые часто мешают нам идти к желаемым целям, внедрять полезные привычки, менять то, что не нравится и что мы можем менять. 

Понимание таких механизмов нужно не для того, чтобы ставить себе «диагнозы». Это способ облегчить путь к желаемому, получить результат. 

Когда мы замечаем в своем поведении какой-то из сценариев, то становимся более осознанными. Нам легче видеть закономерности и менять тактику и стратегию, находить «обходные пути».

В качестве одного из домашних заданий Елена предложила участникам интенсива «Дыхание жизни. Как начать делать то, что по-настоящему важно» понаблюдать за собой и определить, какие сценарии им наиболее свойственны, привести примеры из жизни. 

Вы можете выполнить такое небольшое самоисследование для себя, опираясь на это письмо. Уже этот шаг поможет заметить взаимосвязи, которые раньше не осознавались, и начать делать что-то по-другому. 

А еще вы можете присоединиться к участникам интенсива.  

9 и 10 марта прошли прямые эфиры с Еленой Артамоновой. 

В первый день:

  • мы настроились на работу через активизирующую дыхательную практику;
  • разобрали, как связаны дыхание, мышление и состояние;
  • провели диагностику дыхания, 
  • поняли, что происходит, если дыхание нарушено, и как можно себе помочь;
  • узнали о механизмах прерывания контакта (о части из них сегодня как раз речь в письме).  

Также Елена отдельным блоком ответила на вопросы и дала комментарии к различным запросам об умении управлять своим состоянием, уверенности, стрессе, замедлении и, наоборот, о стремлении успевать больше.

Во второй день:

  • мы снова использовали дыхание для сонастройки с собой, но уже медленное и расслабляющее;
  • продолжили знакомство с повторяющимися сценариями, которые мешают получать результаты там, где мы хотим;
  • разобрали в более глобальном масштабе, как менять качество жизни и переходить из состояния «живу не свою жизнь»; 
  • получили ответы Елены на возникающие вопросы о различных жизненных ситуациях.

Сейчас доступны записи первого и второго дней. Но на этом интенсив не закончился:) 

Интенсив ― практический. И главное в нем ― делать.  

Поэтому до 24 марта включительно для всех участников работает поддерживающий телеграм-чат.  

Вы еще успеваете присоединиться к интенсиву: посмотреть записи эфиров, понаблюдать за собой внимательнее, выполнить задания, получить ответы на свои вопросы лично от Елены Артамоновой, начать делать то, что важно для вас.   

По итогу  Елена  разыграет личную консультацию (стоимостью 20 000 рублей) среди самых активных участников.
 


Также всех участников интенсива ждет подарок🎁 ― доступ к участию в глубокой дыхательной сессии онлайн. Это мягкая восстановительная и балансирующая практика, которая помогает «сбросить» накопленное напряжение, высвободить подавленные эмоции и наполниться энергией ― через дыхание.А еще эта практика часто дарит инсайты и новые решения, потому что в процессе гармонизирующего дыхания голос внутреннего критика затихает, страхи теряют силу ― и становятся видимыми пути, которые ранее не замечались.Дыхательная сессия пройдет онлайн. О дате сообщим дополнительно.Общая продолжительность ― 2 часа.Сначала 30 минут готовимся: Елена объясняет процессы, которые будут происходить. Час дышим под музыкальное сопровождение и голос Елены. И еще 30 минут обмениваемся впечатлениями.Запись сессии будет. Но групповая динамика онлайн всегда дает больше поддержки и энергии.

Это не повтор предыдущих программ Елены Артамоновой «Дыши» и «Дыши 2.0»

Это практикум, который помогает осознать глубокую взаимосвязь между нашими мыслями, действиями, эмоциями и телом. И начать ДЕЛАТЬ, менять сценарии, которые не устраивают, чтобы жить жизнью своей мечты.

Итого в программе:

  • 2 дня интенсива в записи,
  • 2 недели в поддерживающем телеграм-чате,
  • глубокая гармонизирующая дыхательная сессия онлайн ― в подарок,
  • розыгрыш личной консультации Елены Артамоновой среди самых активных участников. 

Записи будут доступны 3 месяца. 

Все для того, чтобы дышать полной грудью уже этой весной.

И делать то, что для вас действительно важно. 

Сейчас действует спеццена. Присоединяйтесь! 

Хочу на интенсив + 🎁 получить подарок