Если ребенок не сидит на месте больше минуты. Развиваем навык удержания внимания • Школа родительства «Большая Медведица»

Есть дети, которые ежесекундно переключаются с одного занятия на другое, не сидят на месте, не могут ничего делать без контроля взрослых, начинают что-то, как через две минуты все бросают или уходят. Одна из причин такого поведения – недостаточно развитый навык удержания внимания.

В этой статье Олег Леонкин поделился простыми инструментами, как его развить.

Что такое удержание внимания?

Если очень упростить, то это навык заниматься деятельностью определенное время. Во взрослой жизни мы используем его постоянно. Пишите ли вы отчет, готовите еду, ведете совещание или переговоры, читаете книгу, — неважно, чем вы заняты. В основе ваша способность сконцентрироваться на этом виде деятельности, а не менять его каждую секунду.

Любая деятельность требует концентрации. У детей мозг еще только формируется. И функция «удержания внимания» не встроена в нас «по умолчанию». Мы ее развиваем.

Чем лучше она развита, тем проще ребенку заниматься одним видом деятельности продолжительное время, тем он спокойнее и самостоятельнее.

И наоборот. Если мозг не привык к этому, то ребенок все время переключается с одной задачи на другую, ему сложно сидеть на месте, не может играть или заниматься без взрослых (которые в этом случае берут на себя функцию контроля и удерживают внимание извне).

Как улучшается навык «удержание внимания»?

Самый эффективный способ – деятельность. Деятельность – это когда мы совершаем активные действия и у нас есть результат. Причем негативный результат – это тоже результат.

Его можно увидеть, потрогать, оценить, измерить.

В вопросе удержания внимания важно разделить два момента. Есть то, ДЛЯ ЧЕГО вы развиваете эту функцию. И то, С ПОМОЩЬЮ чего вы ее развиваете.

Например, вы хотите, чтоб ребенок мог сделать домашнее задание быстрее. Обычно, например, он витает в облаках, за пять часов делает один пример, устраивает истерику на полдня. Или вы хотите, чтоб ребенок 3-5 лет мог больше времени играть сам, не привлекая вас. А обычно без вас никак или максимум две минуты.

Это примеры того, ДЛЯ ЧЕГО мы развиваем у ребенка функцию удержания внимания. Самому ребенку эти виды деятельности могут быть скучны и неинтересны. Это нам скорее надо.

Прокачивать удержание внимание на деятельности, которая ребенку скучна – бессмысленно. Ничего не получится.

Чтобы сама функция развивалась, чтобы навык прокачивался, нам надо найти занятия, которые ребенку интересны. Говоря научным языком, занятия, в которых есть эмоциональное вовлечение.

Какую деятельность выбрать?

Любую, где есть измеримый результат. Шьем платье, режем яйцо, собираем железную дорогу, придумываем историю с героями, собираем пирамидку, сажаем деревья, рисуем картину, играем в жмурки — любая деятельность, которая интересна вашему ребенку.

Очень важное условие – нет правильного выполнения. Здесь самое главное – это время, в течение которого ребенок занимается одним делом.

Как только вы начнете критиковать, высказывать негативные оценки, ребенку эта деятельность может стать неинтересной, и он быстро прекратит.

Так что же, никогда не поправлять? Нет, дело совсем не в этом.

Просто определите, в чем ваша цель в конкретный момент времени. Научить ребенка правильно складывать паззл – тогда можете помочь и даже поправлять. Прокачать функцию удержания внимания – тогда пусть делает, как хочет и как ему нравится. Ваша задача – включить секундомер.

«Научить делать что-то правильно» и «прокачать функцию удержания внимания» — это разные цели. Иногда нельзя добиться обеих сразу.

Готовим к школе в… бассейне

Для примера, реабилитолог Олег Леонкин вел занятия «Подготовка к школе». Они проходили в… бассейне. Как в бассейне можно подготовить детей к сидению за партой?

Первые 5-7 минут дети просто бесились в воде. Олег наблюдал, кто и с кем пришел на занятие. А дальше детки вставали на бортик и прыгали в воду. Но не просто так, а по команде. Сначала на счет «один». Потом на счет «пять». Потом по определенному знаку. И эти команды все время менялись. Время ожидания росло.

А теперь посмотрим, что происходило в этот момент на уровне физиологии. Чтобы прыгнуть вовремя, дети должны удерживать внимание в течение длительного времени на тренере. При этом задействована и зрительная, и слуховая, и тактильная системы.

И все это весело и интересно для детей.

Что именно делать, чтобы улучшить навык удержания внимания

  1. Находим деятельность, которая интересна ребенку
  2. Даем ребенку возможность заняться ей
  3. ГЛАВНОЕ: не критикуем, не оцениваем. Нам в данном случае важен САМ ПРОЦЕСС и то время, которое ребенок им занимается. Здесь нет правильного способа.
  4. Засекаем время. Весь смысл упражнения в том, чтобы от раза к разу время, которое ребенок проводит за этим занятие, увеличивалось.

Меняйте деятельность. Сегодня лепим мишку, завтра салат готовим, послезавтра в догонялки играем, шьем кукле платье, играем в настольные игры, моем пол или посуду, занимаемся спортом или музыкой.

Тех, кто нам доверяет, приглашаем присоединиться к полному курсу Олега Леонкина «Они не специально! Почему дети так себя ведут и как помочь им и себе (в примерах и упражнениях)» по лучшей цене. Начинаем 22 апреля.

На лекциях курса обсудим связь навыка удержания внимания с поведением, общением, ленью и успеваемостью в школе.

А также:

  • Как связан навык удержания внимания с частыми истериками, криками и требованиями?
  • Несамостоятельность, невозможность самому играть, принимать решения и причем тут недостаток слухового или зрительного внимания
  • Если у ребенка есть сложности с речью,общением или взаимодействием в социуме, то как и когда можно помочь с помощью наработки навыка удержания внимания?
  • Что такое «здоровое игнорирование». Почему оно критично важно в современном мире. Как оно влияет на социальное взаимодействие и адекватное проведение.
  • Примеры развития навыков удержания внимания и здорового игнорирования по возрастам: от младенца до школьника в простых приемах для каждого возраста. Приемы легко вписать в семейный быт и сделать это с удовольствием для детей и родителей.

В рамках 4х лекций курса “Они НЕ специально. Почему дети так себя ведут и как помочь им и себе (в примерах и упражнениях)” автор расскажет, как физиология влияет на поведение ребенка.

  • Почему проблемы с реакциями, обучением, поведением могут быть связаны с тонусом тела, работой зрительной, слуховой, вестибулярной систем и другими физиологическими особенностями. Все ― в пределах неврологической нормы. Это обычные дети. Просто надо выяснить, какие особенности вызывают сложности, и помочь ребенку с ними справиться.
  • Как работа сенсорных систем (слух, зрение, тактильные ощущения и т.д.) обеспечивает «нормальное» поведение ребенка
  • Какие игры и упражнения помогают в развитии сенсорных систем. По каждому возрасту

Кто автор и почему ему можно доверять?

Олег Леонкин, уже более 25 лет работает на стыке медицины, педагогики и психологии и соединяет в своей работе инструменты из разных областей науки: физиологии, анатомии, биомеханики, психологии, логопедии, педагогики.

  • Детский реабилитолог, кинезотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу
  • 25 лет опыта, из них 18 — с «особенными» детьми
  • Отец 5 детей

Родители ценят общение и работу с Олегом за его удивительную способность «переводить с детского языка на взрослый».

Присоединяйтесь!