Первый раз в первый класс
Финишная неделя августа перед первым классом:
Родители волнуются, перебирают списки покупок ― точно ли все купили и ничего не забыли. Дошкольник в предвкушении интересного ― пойдет «за знаниями и пятерками».
1 сентября:
Первоклассник немного в прострации. Шумно. Торжественно. Цветы. Учебники. Красивый рюкзак. Красивый пенал. Учитель. Класс. Поздравление. «Мне нравится школа! Уже домой?»
10 сентября:
«Ну сколько еще можно сидеть за этими дурацкими партами! Поскорей бы домой!»
20 сентября:
― Марья Ивановна, как там Вася? Справляется?
― На уроках очень невнимательный, все время отвлекается, вертится за партой. А потом ему сложно выполнять задания.
1 декабря:
«Вася, соберись. Сколько уже можно ходить вокруг тетрадей и ныть про “окружайку”. Садись, давай делать».
15 мая:
Вася:
― Дожить бы до каникул. Достала эта школа.
Мама:
― Дожить бы до каникул. Достала эта школа.

_____________________
Эта хронология могла бы стать шуткой, но…
Детский нейропсихолог, клинический психолог Наталия Романова-Африкантова приводит статистику:
В 1-ой четверти первого класса 90% опрошенных детей хотят ходить в школу, и лишь 20% сохраняют это желание к 3-ей четверти. . |
При этом 1 сентября ни один ребенок не говорит: «Я хочу учиться на двойки».
Но нередко мы становимся свидетелями ситуации, когда через некоторое время школьнику становится «все равно», какие у него оценки.
Почему же у ребенка так быстро пропадает желание учиться и ходить в школу?
Причины могут быть разными. Среди них:
- готовность ребенка (о ней Наталия подробно рассказывала на практикуме «К школе готов!»),
- выбор образовательного маршрута и учебной нагрузки (эту тему мы разбирали на практикуме «Выбор школы»),
- трудности со школьной адаптацией,
- готовность родителей, от которой может напрямую зависеть учебная мотивация первоклассника.
Тому, как помочь ребенку успешно пройти адаптационный период в первом классе, посвящен онлайн-практикум «Первый раз в первый класс», который Наталия Романова-Африкантова проведет в школе осознанного родительства «Большая Медведица».
А в этой статье мы затронем одну из составляющих легкой адаптации ребенка ― готовность самого родителя и его влияние на учебную мотивацию первоклассника.
Столкновение с неуспехом
Большинство детей приходят в первый класс с достаточно зрелой учебной мотивацией, т. е. они хотят учиться.
Или, как минимум, хотят получать «пятерки», даже просто потому, что в последнее лето перед школой абсолютно все родственники и соседи дадут ребенку понять, зачем же идти в школу:
«Что, уже в школу идешь, да? Ну, учись хорошо, получай пятерки».
Радостный ребенок идет в школу 1 сентября. Он хочет получать «пятерки», учиться и получать знания, о которых так много пели на выпускном в саду.
А далее возникает первая ситуация неуспеха, что-то в школе не получается (пенал забыл, учителя невнимательно слушал, дорогу в столовую потерял, растерялся на уроке и т. д.)
Тревожная мама первоклассника в ответ на неуспешное «происшествие» реагирует: либо явным образом демонстрируя свою обеспокоенность (ругает/расстраивается/возмущается), либо пытаясь скрыть истинные эмоции.
Второй вариант тоже не очень «рабочий» ― если у нас с ребенком сформирована надежная привязанность, он считает эмоции мамы невербально.
Чем чревата подобная ситуация?
Первоклассник, у которого привязанность к значимому взрослому еще очень сильна, может практически за 1-2-3 подобных эпизода свою мотивацию полностью перевернуть, потому что учебная мотивация не настолько крепкая еще, как связь с мамой.
В итоге учебная мотивация превращается в «учиться, потому что мама так сказала» ― «учиться, чтобы мама не расстроилась» ― «учиться, чтобы мама не рассердилась».
Ребенок фокусируется не на своих ощущениях («доволен ли я своим результатом на уроке?»), а на реакции значимого взрослого («рассердится/не рассердится», «расстроится/не расстроится»).
Ребенок не себя слушает («Хотелось бы мне все же ответить у доски лучше или не хотелось бы?»), а «сканирует» постоянно уровень удовлетворенности своими результатами у значимого взрослого. . |
Это очень хрупкая мотивация, которая в подростковом возрасте распадется как карточный домик, потому что ребенку важно привязанность разорвать и, соответственно, от родительской мотивации уйти.
Родитель ― помощник ребенка
Важно, чтобы родитель помнил: он в школе отучился, свои оценки получил, аттестат получил, теперь время учиться ― ребенка. А родитель ― это помощник. Не учителя, но ребенка, у которого есть свои учебные цели и задачи.

По словам Наталии Романовой-Африкантовой, травмы в школе возникают тогда, когда учитель становится молотом, а родитель ― наковальней. И между ними оказывается ребенок.
Чтобы быть поддержкой, родитель сам должен быть готов к школе. . |
Не сжиматься от того, что ребенок получил «тройку» или замечание (как будто сам родитель на месте ребенка), не чувствовать себя «плохим родителем», если ребенок забыл тетрадку («ведь это я не проследил, не проконтролировал»).
Оценивание успеваемости или поведения ребенка учителем не должно восприниматься как оценка собственного родительства.
Наша родительская задача ― сохранить разумное желание ребенка получать хорошие оценки и понимание, для чего они нужны (точно не для того, «чтобы мама не ругалась» или «чтобы подарили телефон»). . |
Как же поддержать ребенка в первые недели и месяцы школы?
Вот несколько рекомендаций от Наталии:
В первые школьные недели ни учителю, ни ребенку не задавайте вопроса: «Ну как?»Учителя вообще пока не мучайте, а правильные вопросы ребенку звучат так: ― Что было интересного? ― Понравилось? ― Испугался? ― Успел? ― Расстроился? ― Переживал? ― Красивая? И не удивляйтесь тому, что самым интересным была столовая. Еда, знаете ли, мощный эмоциональный стимул:) *** Помогайте ребенку пережить, проговорить и обсудить все его эмоции. Не успехи, не оценки, не неудачи, но только его эмоции по всем этим поводам. *** Сообщайте ему о своей любви. В этот период ребенку как никогда надо быть уверенным в том, что мама и папа его любят. Больше обнимайте, чаще говорите о любви, проводите больше времени вместе хотя бы в выходные. . |
Обо всех тонкостях адаптации ребенка (и родителя:) в первом классе мы говорим с Наталией Романовой-Африкантовой на онлайн-практикуме «Первый раз в первый класс».
Обсудим:
- Как подготовка к 1 сентября помогает успешной адаптации: когда начинать готовиться, что нужно сделать обязательно, а без чего можно обойтись
- Что важно успеть рассказать ребенку до школы
- Как поддерживать ребенка в начале учебного года
- Как адаптация к школе может влиять на поведение дома и как в таком случае реагировать родителю
- Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками
- Ребенок и учитель: что на самом деле важно
- Как понять, что ребенку хорошо в школе
- Если что-то пошло не так (задержка адаптации, дезадаптация): как распознать и что можно делать в такой ситуации
- Адаптация мамы: как справиться со стрессом и тревогой.
Бонус: все участники получат список
«40 важных дел, которые надо сделать летом перед школой».
Присоединяйтесь!
Узнать все подробности
и записаться на практикум
↓↓↓
Для тех, кому важна всесторонняя подготовка к первому классу
Успешность ребенка в обучении зависит во многом от школьной готовности самого ребенка, готовности родителя, образовательных целей и правильной адаптации первоклассника.
Все эти темы Наталия Романова-Африкантова разбирает в тематических практикумах:
Практикум «К школе готов!» о диагностике готовности ребенка и родителя (можно приобрести запись).
Практикум «Выбор школы», о котором мы рассказали выше.
Практикум «Первый раз в первый класс» о том, как поддержать ребенка в первом классе.
Вы можете приобретать практикумы по отдельности на наиболее актуальную тему. Или воспользоваться спецценой на пакет сразу из трех практикумов (доступ к трансляциям + записи на 6 месяцев). . |
Хочу сразу все три практикума
о будущих первоклассниках
*****
Иду только на практикум про адаптацию в школе
