Ловушка «режима энергосбережения» • Школа родительства «Большая Медведица»

Что помогает подпитывать «внутреннюю батарейку» и противостоять стрессовым ситуациям

Давайте представим ситуацию. Один супруг сидит дома, вносит квартплату, покупает продукты, платит за детскую школу, садик, кружки. 

Второй супруг зарабатывает деньги. 

В одном случае зарабатывающий супруг приносит по 15000 рублей 5 и 20 числа каждого месяца. 

Во втором случае работа у супруга проектная: когда он принесет и какую сумму ― заранее неизвестно. 

Возможно, будет коротенький проект, и он принесет через две недели небольшую сумму, а может быть мегапроект ―  заплатят через полгода, но много.

Не исключено, что проекта не предвидится, и на какое-то время придется «ужаться». 

Вопрос: в какой семье фоново будет больше тревоги, напряжения, стресса?

Разобрать эту задачку нам поможет клинический психолог, детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова.

Наталия Романова-Африкантова
Наталия Романова-Африкантова

Мозг в режиме «вдруг война, а я не спавший»

Во втором случае, супруг, сидящий дома, постоянно находится в режиме ожидания. Даже если работающий член семьи приносит в сумме за год денег гораздо больше, чем в первом случае.

У ожидающего супруга все время активирован режим невозможности потратить лишние деньги. Он не знает, когда и в каком объеме будут следующие.

Ситуация крайне выматывающая — всегда есть риск оказаться на нуле или даже в минусе.

Аналогичная ситуация возникает, когда мы ― и особенно дети ―  живем по определенному режиму дня или в режиме непредсказуемого течения дня. 

Что это означает?

Для любого качественного действия нам требуется достаточный запас энергии. 

 Для того чтобы наш мозг был готов тратить «внутреннюю батарейку», для того чтобы он не экономил каждый заряд: «Вдруг война, а я не спавший!» ― у него должен быть четкий режим поступления энергии, который включает в себя: 

  • сон, 
  • режим питания, 
  • физическую нагрузку,
  • время, проводимое на свежем воздухе. 

Если этот режим хаотичен и в нем много неизвестных (сон под вопросом, питание под вопросом, физическая нагрузка под вопросом, прогулки под вопросом), то мозг автоматически запускает «режим энергосбережения».

Тот самый режим, который мы включаем на телефоне, чтобы продлить «жизнь» его батарейке до ближайшей возможности зарядки.

Давайте вспомним, что при этом происходит.

В «режиме энергосбережения» мы стараемся не совершать лишних действий с телефоном и сохраняем заряд, чтобы оставаться на связи. 

Если нам придется осуществить на телефоне какое-то внеплановое энергозатратное действие, то мы рискуем его «посадить». 

Что же получается?

«Режим энергосбережения» нас может очень выручить, когда нам нужно сохранить силы до ближайшей возможности их пополнить.

Но в ситуации, когда у нашего мозга нет ориентиров по ближайшей «подзарядке», «режим энергосбережения» перестает быть поддерживающим и становится стрессовым.

Для полноценной активности, для продуктивной работы или учебы нам необходим «режим полного заряда» на постоянной основе: когда наш мозг получает запас энергии своевременно и по умолчанию.

Благодаря тому самому режиму дня с неизменными составляющими:

  • режим сна,
  • режим питания,
  • режим активности,
  • режим прогулок.

________________

О том, что еще важно учесть для качественной работы «внутренней батарейки» ребенка в течение учебного года, мы обсудили с Наталией Романовой-Африкантовой на онлайн-лекции

«Началка. Как стартовать в 1-4 классах, чтобы учебный год получился легким и успешным»

Какие темы мы проработали:

Если ваш ребенок ― будущий первоклассник

  • Как спокойно подготовиться к началу первого учебного года: что действительно важно сделать ДО школы, а с чем можно не торопиться.
  • Стоит ли праздновать 1 сентября и почему.
  • Как реагировать на первые оценки и трудности.
  • Как выстроить отношения в первой(м) четверти / триместре / семестре, чтобы запала хватило на целый год.

Если ваш ребенок идет во 2-4 классы

  • Как вспомнить пройденное, если времени уже не остается, а сомнения в готовности школьника есть.
  • Что делать с непрочитанными книгами из списка литературы.
  • О чем разговаривать с детьми, чтобы они хотели учиться после каникул.
  • Разрешать ли детям прогуливать школу, если они не хотят туда идти.

Приобретайте лекцию «Началка. Как стартовать в 1-4 классах, чтобы учебный год получился легким и успешным»