Когда у ребенка пик трудностей в начальной школе • Школа родительства «Большая Медведица»

Знаете, на какой период приходится пик обращений от родителей к детскому нейропсихологу по поводу трудностей обучения недавних первоклассников?

По словам Наталии Романовой-Африкантовой, детского нейропсихолога и клинического психолога, дважды мамы, автора онлайн-интенсива «К школе готов!», больше всего посещений специалистов фиксируется во время осенних каникулах во втором классе.

Почему именно второклассники и после первой учебной четверти чаще сталкиваются с трудностями в обучении?

Потому что на подготовительных курсах детей научили тому, чему учат в первом классе. Но функционально к самостоятельному изучению программы их не подготовили. 

И в первом классе, пока было то же, что на подготовительных курсах, дети проходили программу успешно. 

Как только прошли «старое» и начали новый материал, возникли трудности, проявилась неготовность ребенка к школе, который прошел «подготовку».

Фото уставшей и недовольной девочки за учебниками

Почему успешность ребенка в первом классе не зависит от заранее выученных букв и исписанных прописей?

Наталия Романова-Африкантова для наглядности предлагает представить… бочку.

За готовность ребенка к школе отвечают до десяти разных критериев. Важен уровень каждого из них в отдельности.

Здесь работает принцип бочки. Общий уровень воды, которую вы можете налить в бочку, определяется уровнем самого нижнего отверстия или высотой самой низкой доски.

Фото девочки, которая сидит на бочке

И даже если все доски — замечательные, высокие, целые, из красного дерева, пропитанного маслом сандала, а всего одна доска ― короткая или с маленьким отверстием в ней, то все достоинства бочки моментально «затмеваются». 

Со школьной готовностью возникает похожая ситуация. 

Если умеющий читать и писать ребенок не обладает минимально необходимым уровнем произвольного внимания — он не сможет показать свои умения, потому что отвлечется еще до того, как учитель расскажет, что именно нужно читать и писать.

Если ребенок не созрел эмоционально/социально, то страх от взаимодействия с классом/учителем, боязнь ошибки, неумение управлять своими эмоциями также могут свести к нулю все его академические достижения и педагогические успехи мамы.


Ребенок готов к школе тогда и только тогда, когда ВСЕ компоненты школьной готовности достигли минимально необходимого уровня.

В качестве примера рассмотрим подробнее ситуацию с вниманием.

«Мой ребенок может спокойно сам рисовать, не отвлекаясь. Наверное, с вниманием все в порядке»

Внимание бывает разное.

Непроизвольное внимание ― то, которым мы не управляем. Мы просто автоматически переключаемся на наиболее яркий, наиболее интересный, эмоционально окрашенный для нас стимул. 

Обычно этот вид внимания преобладает у детей раннего возраста… и у влюбленных в раннем периоде:) 

Произвольное внимание ― управляемое. Оно созревает к определенному возрасту и является необходимым условием школьного обучения.


Способность удерживать свое внимание, его контролировать и поддерживать — одно из базовых условий, которое может нам говорить о школьной готовности ребенка.

Часто встречается такая картина→

В школе ребенок не может спокойно сидеть за партой, все время отвлекается, пропускает задания учителя. Но при этом дома подолгу, не отвлекаясь, собирает конструктор / рисует и т. д. 

Такая ситуация возможна как раз потому, что внимание бывает разным.

Ребенку интересно собирать конструктор, ему не нужно заставлять себя делать это.

А во время школьных занятий проявляется дефицит произвольного ― управляемого ― внимания. 

Да, у меня есть цель, и я управляю вниманием. Направляю его туда, куда мне сейчас нужно. 

Если вдруг отвлекаюсь, то я возвращаюсь ― и продолжаю удерживать это внимание на учителе, учебнике, тетрадке, задаче. Даже если мне это не очень интересно.

«Если произвольного внимания нет, то школьные трудности неизбежны», ― уверена Наталия Романова-Африкантова.

Часто история с произвольным вниманием начинается с того, что в школу отдают ребенка умного, академически начитанного, образованного, родителями развитого, но незрелого с точки зрения произвольного внимания. И ребенок, который сам ждал успеха (и родители ждали успеха), не справляется.

_______________________

Школьная готовность ― далеко не про навыки чтения или письма. 

Здесь много «компонентов», которые важно учитывать, чтобы обучение в первом и последующих классах не превратилось в мучение, чтобы грамотно поддержать ребенка и создать условия комфортной учебы без срывов, истерик и испорченных отношений.

Поэтому мы пригласили Наталию снова в нашу родительскую Школу.

Наталия Романова-Африкантова провела онлайн-практикум «К школе готов!»

В первый день:

  • мы разберем, что такое психологическая, педагогическая, физиологическая и когнитивная готовность к школе;
  • проведем простую диагностику школьной готовности ребенка;
  • выявим риски и «подводные камни», определим сильные стороны будущего школьника;
  • обсудим, в каком возрасте лучше идти в школу, если ребенок родился осенью или зимой.

Во второй день:

  • обсудим, что хорошего есть на курсах подготовки и чего они точно не дают;
  • «пройдемся» по кружкам, которые могут быть полезны в предшкольный год;
  • посмотрим, стоит ли обучать письму и чтению ребенка до школы;
  • разберем простые упражнения на развитие важных для обучения навыков;
  • наметим шаги по подготовке ребенка к школе.

Практикум будет полезен:

  • для родителей «завтрашних» первоклассников ― вы сможете лучше подготовиться, учесть возможные сложности и скорректировать при необходимости свои действия сейчас при выборе кружков, занятий и т. д.;
  • для родителей, чьи дети родились осенью или зимой ― информация поможет принять более взвешенное решение о том, в каком году идти в первый класс;
  • для родителей детей 5-6 лет ― у вас будет более целостное представление о готовности ребенка к школе, которое поможет выстроить грамотную стратегию по подготовке к обучению в будущем.

Практикум можно посмотреть в записи.

Узнать все подробности и
записаться на практикум

↓↓↓

Для тех, кому важна всесторонняя подготовка к первому классу

Успешность ребенка в обучении зависит во многом от школьной готовности самого ребенка, готовности родителя, образовательных целей и правильной адаптации первоклассника.

Все эти темы Наталия Романова-Африкантова разбирает в тематических практикумах: 

Практикум «К школе готов!» о диагностике готовности ребенка и родителя (можно приобрести запись).

Практикум «Выбор школы», о котором мы рассказали выше.

Практикум «Первый раз в первый класс» о том, как поддержать ребенка в первом классе.  


Вы можете приобретать практикумы по отдельности на наиболее актуальную тему. Или воспользоваться спецценой на пакет сразу из трех практикумов (доступ к трансляциям + записи на 6 месяцев).

Хочу сразу все три практикума
о будущих первоклассниках

*****

Иду только на практикум про выбор школы