Когда школьник может и должен быть невнимательным • Школа родительства «Большая Медведица»

Какие навыки дети не успевают освоить в начальной школе, если от них требовать только хорошо учиться

Нам как взрослым с высоты своего опыта часто кажется, что начальная школа (и особенно первый класс) ― это «легкотня».

Никакой алгебры, физики с химией, английских времен, сочинений по Достоевскому и Толстому. Пиши спокойно прописи, учись считать до ста ―  что в этом, казалось бы, трудного?

И когда мы сталкиваемся с тем, что все это ―  несложное для нас ― не получается у ребенка, то начинаем тревожиться.

Кажется, если трудности возникают в самом начале, то что же будет потом ― с химией, физикой, Достоевским?

По традиции предлагаем всем родителям школьников (и нам тоже) успокоиться:) И для этого поговорим с экспертом ― детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой.

Узнаем, почему в начале первого класса не нужно требовать от ребенка результатов и приравнивать его невнимательность к неуспешности.

Наталия Романова-Африкантова
Наталия Романова-Африкантова

Первоклассник может и должен быть невнимательным

Что такое адаптация? Как происходит адаптация ребёнка в первом классе?

В первую очередь наше внимание и наша память работают там, где мы испытываем наибольшие эмоции.

Внимание и память в эволюционном процессе развивались в единстве друг с другом. У нас появлялась память — запоминать, где нам было опасно и больше туда не ходить. Или запоминать, где нам было хорошо и вкусно — обязательно туда вернуться.

Аналогичным образом наше внимание работает там, где у нас возникает эмоция. Потому что: если тут нам опасно и мы испытываем страх, значит нужно на это обратить внимание. Или: если здесь вкусно ― надо не пройти мимо ягод.

Итак, память и внимание тесно связаны с нашей эмоциональной сферой.

Теперь вернемся к детям, которые приходят в школу.

Ребенок в первом классе практически всегда хочет учиться. При этом в школе его ожидает множество эмоций. Положительных и отрицательных.

Радость от того, какой у него красивый рюкзак, какой у него классный пенал с кучей ручек и карандашей, новая красивая одежда.

У ребенка могут быть очень разные эмоции, связанные с учителем. Он может бояться или обожать его.

Эмоции по поводу того, что же будет, когда всех поведут в столовую:

― А если я заблужусь?

― А если я не вернусь?

― Успею ли я переодеться на физкультуру?

При этом есть цифры и буквы, про которые родители, воспитатель и педагоги на подготовке к школе весь прошлый год ребенку рассказывали.

Внимание, вопрос:

― Если отталкиваться от того, как работают память и внимание, есть ли у цифр и букв шанс? Когда вокруг сколько эмоциональных стимулов, есть ли у ребенка шанс удержать свое внимание на том, на чем нужно его удержать,?

Практически нет.

Первоклассник может и должен быть невнимательным и не все запоминать, поскольку его изначальная задача ― справиться с новыми для него эмоциями.

Адаптация ― важная часть включения ребенка в школьный процесс. И мы должны понимать, что в первой четверти бесполезно требовать внимания от первоклассника. Даже если ребенок созрел, даже если он физиологически и психологически готов.

Но что обычно происходит?

Родитель, который переживает за своего ребенка, спустя неделю после начала учебы приходит к учителю и спрашивает:

― Как там мой?

Учитель честно отвечает:

― Ваш невнимательный.

Родителю здесь бы понять, что ошибка в самом вопросе, который не надо задавать учителю спустя всего неделю обучения.

Но вопрос задан, ответ на него получен и нужно как-то реагировать. Нужно что-то делать. У родителя возникла тревога: «Если мой невнимательный ― значит он не справляется?»

Родитель подходит к ребенку и говорит:

― Что ж ты такой невнимательный?

Что в этот момент происходит с ребенком?

― Ага, я еще не разобрался, как там переодеваться на эту вашу физкультуру, и что будет, если я заблужусь по пути в столовую. Но мне дают понять: что-то не так, я с чем-то не справляюсь, у меня что-то не получается, что-то мне не удается, я что-то делают не так.

В итоге у ребенка запускается новая спираль эмоций и тревожности, которая удлиняет процесс адаптации. Что, в свою очередь, вызывает новую «волну» невнимательности.

Через неделю родитель, уже задавший этот вопрос, отреагировавший, предпринявший действия по воспитанию, считает необходимым проверить: стал ли ребенок успешнее в школе, был ли эффект от его действий?

А эффекта нет. Эффект отрицательный.

Часто ребенок входит в эту спираль нервозности просто потому, что ему толком не дают адаптироваться.

И я ни в коем случае не говорю, что всегда виноват родитель.

У нас, к сожалению, очень часто учителя начинают требовать от ребенка результатов уже в первой четверти.

И у ребенка «ломается» понимание того, что и как он должен делать. Пропадает мотивация.

Первое полугодие в школе ― для адаптации.

Для того, чтобы ребенок привык к своему новому статусу, к своим новым функциональным обязанностям, к своему новому ритму, режиму жизни, пониманию того, что и как надо делать.

Ребенок в этот период невнимательный не потому, что он глупый, ленивый, а потому, что он не готов к первому классу. Либо учитель не готов к первому классу. Либо родитель не готов к первому классу (что тоже, как ни странно, случается).

Задача первой четверти для ребенка, по большому счету:

— научиться вовремя приходить; садиться;

— доставать из рюкзака то, что нужно достать;

— не путать, когда это надо обратно убрать;

— слушать учителя.

Родители и учителя довольно часто, к сожалению, не видят важности в этих функциях.

Мне всегда хочется напомнить, что эти навыки, приобретенные в начальной школе, точно такие же важные, как навыки умения читать, писать и считать до ста.

Я практически не видела пятиклассников, которые перешли бы из начальной школы без умения читать, писать и считать до ста.

Но видела многих пятиклассников без умения организовывать свою деятельность, внимательно слушать учителя, ставить себе цели и задачи, адекватно оценивать свои усилия, распределять эти усилия, саморегулироваться в своем темпе.

________________

✔ О детской и родительской готовности к школе,

✔ Навыках, которые необходимо развить в начальных классах для эффективного обучения в средних,

✔ Мягкой адаптации ребенка в первые месяцы, чтобы избежать его попадания в «спираль неуспешности»,

подробно, терапевтично и, по обыкновению, с юмором мы говорили на онлайн-лекции

«Началка. Как стартовать в 1-4 классах, чтобы учебный год получился легким и успешным»

Какие темы мы проработали:

Если ваш ребенок ― будущий первоклассник

  • Как спокойно подготовиться к началу первого учебного года: что действительно важно сделать ДО школы, а с чем можно не торопиться.
  • Стоит ли праздновать 1 сентября и почему.
  • Как реагировать на первые оценки и трудности.
  • Как выстроить отношения в первой(м) четверти / триместре / семестре, чтобы запала хватило на целый год.

Если ваш ребенок идет во 2-4 классы

  • Как вспомнить пройденное, если времени уже не остается, а сомнения в готовности школьника есть.
  • Что делать с непрочитанными книгами из списка литературы.
  • О чем разговаривать с детьми, чтобы они хотели учиться после каникул.
  • Разрешать ли детям прогуливать школу, если они не хотят туда идти.

Приобретайте лекцию «Началка. Как стартовать в 1-4 классах, чтобы учебный год получился легким и успешным»