Какие навыки дети не успевают освоить в начальной школе, если от них требовать только хорошо учиться
Нам как взрослым с высоты своего опыта часто кажется, что начальная школа (и особенно первый класс) ― это «легкотня».
Никакой алгебры, физики с химией, английских времен, сочинений по Достоевскому и Толстому. Пиши спокойно прописи, учись считать до ста ― что в этом, казалось бы, трудного?
И когда мы сталкиваемся с тем, что все это ― несложное для нас ― не получается у ребенка, то начинаем тревожиться.
Кажется, если трудности возникают в самом начале, то что же будет потом ― с химией, физикой, Достоевским?
По традиции предлагаем всем родителям школьников (и нам тоже) успокоиться:) И для этого поговорим с экспертом ― детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой.
Узнаем, почему в начале первого класса не нужно требовать от ребенка результатов и приравнивать его невнимательность к неуспешности.

Первоклассник может и должен быть невнимательным
Что такое адаптация? Как происходит адаптация ребёнка в первом классе?
В первую очередь наше внимание и наша память работают там, где мы испытываем наибольшие эмоции.
Внимание и память в эволюционном процессе развивались в единстве друг с другом. У нас появлялась память — запоминать, где нам было опасно и больше туда не ходить. Или запоминать, где нам было хорошо и вкусно — обязательно туда вернуться.
Аналогичным образом наше внимание работает там, где у нас возникает эмоция. Потому что: если тут нам опасно и мы испытываем страх, значит нужно на это обратить внимание. Или: если здесь вкусно ― надо не пройти мимо ягод.
Итак, память и внимание тесно связаны с нашей эмоциональной сферой.
Теперь вернемся к детям, которые приходят в школу.
Ребенок в первом классе практически всегда хочет учиться. При этом в школе его ожидает множество эмоций. Положительных и отрицательных.
Радость от того, какой у него красивый рюкзак, какой у него классный пенал с кучей ручек и карандашей, новая красивая одежда.
У ребенка могут быть очень разные эмоции, связанные с учителем. Он может бояться или обожать его.
Эмоции по поводу того, что же будет, когда всех поведут в столовую:
― А если я заблужусь?
― А если я не вернусь?
― Успею ли я переодеться на физкультуру?
При этом есть цифры и буквы, про которые родители, воспитатель и педагоги на подготовке к школе весь прошлый год ребенку рассказывали.
Внимание, вопрос:
― Если отталкиваться от того, как работают память и внимание, есть ли у цифр и букв шанс? Когда вокруг сколько эмоциональных стимулов, есть ли у ребенка шанс удержать свое внимание на том, на чем нужно его удержать,?
Практически нет.
Первоклассник может и должен быть невнимательным и не все запоминать, поскольку его изначальная задача ― справиться с новыми для него эмоциями.
Адаптация ― важная часть включения ребенка в школьный процесс. И мы должны понимать, что в первой четверти бесполезно требовать внимания от первоклассника. Даже если ребенок созрел, даже если он физиологически и психологически готов.
Но что обычно происходит?
Родитель, который переживает за своего ребенка, спустя неделю после начала учебы приходит к учителю и спрашивает:
― Как там мой?
Учитель честно отвечает:
― Ваш невнимательный.
Родителю здесь бы понять, что ошибка в самом вопросе, который не надо задавать учителю спустя всего неделю обучения.
Но вопрос задан, ответ на него получен и нужно как-то реагировать. Нужно что-то делать. У родителя возникла тревога: «Если мой невнимательный ― значит он не справляется?»
Родитель подходит к ребенку и говорит:
― Что ж ты такой невнимательный?
Что в этот момент происходит с ребенком?
― Ага, я еще не разобрался, как там переодеваться на эту вашу физкультуру, и что будет, если я заблужусь по пути в столовую. Но мне дают понять: что-то не так, я с чем-то не справляюсь, у меня что-то не получается, что-то мне не удается, я что-то делают не так.
В итоге у ребенка запускается новая спираль эмоций и тревожности, которая удлиняет процесс адаптации. Что, в свою очередь, вызывает новую «волну» невнимательности.
Через неделю родитель, уже задавший этот вопрос, отреагировавший, предпринявший действия по воспитанию, считает необходимым проверить: стал ли ребенок успешнее в школе, был ли эффект от его действий?
А эффекта нет. Эффект отрицательный.
Часто ребенок входит в эту спираль нервозности просто потому, что ему толком не дают адаптироваться.
И я ни в коем случае не говорю, что всегда виноват родитель.
У нас, к сожалению, очень часто учителя начинают требовать от ребенка результатов уже в первой четверти.
И у ребенка «ломается» понимание того, что и как он должен делать. Пропадает мотивация.
Первое полугодие в школе ― для адаптации.
Для того, чтобы ребенок привык к своему новому статусу, к своим новым функциональным обязанностям, к своему новому ритму, режиму жизни, пониманию того, что и как надо делать.
Ребенок в этот период невнимательный не потому, что он глупый, ленивый, а потому, что он не готов к первому классу. Либо учитель не готов к первому классу. Либо родитель не готов к первому классу (что тоже, как ни странно, случается).
Задача первой четверти для ребенка, по большому счету:
— научиться вовремя приходить; садиться;
— доставать из рюкзака то, что нужно достать;
— не путать, когда это надо обратно убрать;
— слушать учителя.
Родители и учителя довольно часто, к сожалению, не видят важности в этих функциях.
Мне всегда хочется напомнить, что эти навыки, приобретенные в начальной школе, точно такие же важные, как навыки умения читать, писать и считать до ста.
Я практически не видела пятиклассников, которые перешли бы из начальной школы без умения читать, писать и считать до ста.
Но видела многих пятиклассников без умения организовывать свою деятельность, внимательно слушать учителя, ставить себе цели и задачи, адекватно оценивать свои усилия, распределять эти усилия, саморегулироваться в своем темпе.
________________
✔ О детской и родительской готовности к школе,
✔ Навыках, которые необходимо развить в начальных классах для эффективного обучения в средних,
✔ Мягкой адаптации ребенка в первые месяцы, чтобы избежать его попадания в «спираль неуспешности»,
подробно, терапевтично и, по обыкновению, с юмором мы говорили на онлайн-лекции
«Началка. Как стартовать в 1-4 классах, чтобы учебный год получился легким и успешным»
Какие темы мы проработали:
Если ваш ребенок ― будущий первоклассник
- Как спокойно подготовиться к началу первого учебного года: что действительно важно сделать ДО школы, а с чем можно не торопиться.
- Стоит ли праздновать 1 сентября и почему.
- Как реагировать на первые оценки и трудности.
- Как выстроить отношения в первой(м) четверти / триместре / семестре, чтобы запала хватило на целый год.
Если ваш ребенок идет во 2-4 классы
- Как вспомнить пройденное, если времени уже не остается, а сомнения в готовности школьника есть.
- Что делать с непрочитанными книгами из списка литературы.
- О чем разговаривать с детьми, чтобы они хотели учиться после каникул.
- Разрешать ли детям прогуливать школу, если они не хотят туда идти.
Приобретайте лекцию «Началка. Как стартовать в 1-4 классах, чтобы учебный год получился легким и успешным»
