Когда повисеть вниз головой полезнее прописей • Школа родительства «Большая Медведица»

Про изложения, сочинения, прописи
и «стояние на голове»

Письмо ― это не навык рисования букв. И он не тренируется прописями. 

Письмо — это всегда навык освоения письменной речи.

Когда ребенок научится писать диктанты, списывать, писать изложения, сочинения, формулировать свои мысли, только тогда мы можем считать, что навык письма у ребенка сформирован.

К сожалению, очень часто письмо рассматривают исключительно как почерк. Но письмо не ограничивается красивым почерком и красивым выведением букв. 

Бывает, что ребёнок очень красиво и аккуратно пишет в прописях, но в случае изложения, сочинения или диктантов ребёнок не может красиво писать. Потому что одновременно следить за графомоторными навыками (выведением букв) и за тем, что ты пишешь и как ты это пишешь, ребёнок не может. 

И тогда мы начинаем говорить про дисграфию и другие нарушения навыков письма. И понимаем наконец-то, что письмо — это не только почерк. 

С такого определения детский нейропсихолог, клинический психолог Наталия Романова-Африкантова начала четвертый практикум, посвященный письму, в рамках курса «Учиться легко».

О том, от чего зависит навык письменной речи и почему порой важнее повисеть вниз головой, чем полчаса писать в прописях ― в сегодняшней статье.

_____________________________________ 

От чего зависит навык письма

Фундамент для письменной речи формируется постепенно, по кирпичикам.

Это значит, что, если вдруг у ребёнка на этапе тех же прописей что-то не получается, абсолютно бесполезно давать ему ещё 10 раз эту же пропись, заставлять каждый день писать по полчаса, если не получается в разумных пределах на 1-2 страницы. 

Нужно откатить на шаг или на 2 назад и дойти до того уровня, на котором случилась трудность. 

Если что-то не построено, если что-то не получилось и не получается упорно, то история «дать детям 150 листов прописей и ещё прописей, и других прописей, и сверху накрыть прописями» всё равно НЕ сработает.

И, возвращаясь к теме произвольности внимания и контролю: одна строчка, которая написана ребенком на пределе концентрации, под контролем сознания, гораздо полезнее, чем 50 страниц, написанных замученным ребёнком, который на автомате даже не понимает уже, какую букву пишет.

Итак, фундамент письма состоит из множества кирпичиков ― навыков, каждый из которых выполняет важную роль. Если фундамент непрочный ― каких-то навыков нет или они недостаточно развиты ― будут трудности с письменной речью.

Из презентации к практикуму № 4 курса «Учиться легко»

В курсе «Учиться легко» мы буквально разбираем фундамент по кирпичикам: рассматриваем навыки и функции, которые должны быть развиты, чтобы навык письма сформировался. 

Это дает целостное представление о связях в организме ребенка, помогает заметить вовремя, что где-то требуется помощь, что-то изменить в учебном процессе.

В этой статье подробнее остановимся на нескольких моментах.

_____________________________________ 

Когда ребенку трудно на изложениях и сочинениях

Часто в ходе беседы с ребенком выясняется, что ему сложно составить простой бытовой рассказ (например, как он добирался из одной части города в другую), сформулировать развернутые ответы на вопросы. 

Умение слышать, понимать и обращать свои мысли в слова, т.е. навыки развития устной речи ― это один из кирпичиков в фундаменте письма.

Неслучайно в диагностике школьной готовности есть упражнение, когда ребенка просят составить короткий рассказ по картинке или разложить несколько картинок в последовательность и устно описать события на них.

Очень важно понимать:

трудности в составлении рассказа, в выражении собственных мыслей устно обязательно отразятся на письменной речи.

Дефицит в устной речи (кроме ситуаций, связанных непосредственно с дефицитными иннервациями речевого аппарата) приведет к дефициту в письменной речи. 

Поэтому, если есть сложности с устной речью, с ними стоит работать заранее, чтобы в школе не столкнуться уже с трудностями в письме.

_____________________________________ 

Все связано. Вестибулярная система и письмо

Каждый навык в фундаменте письменной речи формируется благодаря развитию определенных функций, систем.

Рассмотрим вестибулярную систему. Как она влияет на письмо?

  • Отвечает за возможность автоматически поддерживать рабочую позу, не тратить на это драгоценную «батарейку» (нейродинамика), от которой зависит в принципе любая активность ребенка и способность включаться в процесс.
  • Дает возможность автоматически поддерживать баланс ― когда нет необходимости, как неваляшка, всё время качаться в разные стороны.

А такое бывает в случаях гипочувствительности рецепторов в лабиринтах среднего уха:

ребенок находится в устойчивом положении (например, сидит за столом), но не чувствует, где находится тело, не можем определить свое положение в пространстве. И потому вынужден постоянно двигаться, качаться на месте.

То есть, когда ребёнок просто не может принять спокойную позу, а бесконечно его вестибулярная система требует подтверждения положения тела в пространстве, то ребёнок начинает скакать.

  • Влияет на общий мышечный тонус, то есть на качество нашей «батарейки» ― насколько быстро она заряжается/разряжается.
  • Влияет на мышцы, отвечающие за движение глаз. 

Речь об окуломоторном контроле ― той самой возможности удерживать взгляд на строчке при письме и чтении

  • Из этого следует, что от вестибулярной системы зависят также работоспособность, устойчивость внимания, развитие пространственных представлений.
  • А это в свою очередь влияет на эмоциональную и стрессоустойчивость.

Дети с дефицитами вестибулярной системы эмоционально проявляют себя гораздо более бурно, чем их сверстники, у которых этих дефицитов не наблюдается.

_____________________________________ 

Что можно делать для развития вестибулярной системы?

Первый принцип упражнений ― смена положения головы относительно линии горизонта. 

Поэтому очень важно, чтобы у детей была возможность висеть вверх ногами, кувыркаться, всячески представлять себя «обезьянками»:)

Если ребёнок обожает стоять на голове буквально, то это замечательно!

Второй принцип ― смена направления и скорости движения. 

Это все истории про «Тише едешь — дальше будешь» и различные «догонялки».

Не нужно считать, что сидение за партой с прописями полезнее по какой-то причине. Мы должны воспринимать эти игры, упражнения как самую что ни на есть тренировку учебных навыков.


До 31 января включительно 
запись курса «Учиться легко»
можно приобрести со скидкой 60%

А еще мы готовим подарок:
Гайд по созданию интеллект-карт с ребенком для легкой учебы.
31 января подарок появится в личных кабинетах участников курса.

Хочу курс + в подарок гайд по интеллект-картам


_____________________________________ 

Коротко о других темах третьего практикума из курса «Учиться легко»

  • Нейродинамика, или «батарейка» ребенка: как от уровня тонуса зависит письмо и чем поддерживать нужный «заряд».
  • Текст «сползает со строчки», ребенок быстро утомляется при письме: какой параметр обязательно нужно проверить у офтальмолога.
  • Почему раньше, еще у поколения родителей сегодняшних школьников, у детей было меньше сложностей с письмом.
  • Сила нажима (или букв почти не видно, или практически рвется лист), направление и точность движения при письме: какая система отвечает за навык, инструменты и игры в помощь.
  • За что отвечает зрительно-пространственное восприятие. Почему ребенок может прекрасно писать в прописях и не справиться с написанием слова «шишка» вне прописей. Игры и упражнения для тренировки навыка.
  • Почему нельзя раньше времени учить писать.
  • Неправильный захват карандаша/ручки: нужно ли переучивать.
  • Зачем развивать межполушарное взаимодействие. Игры, которые вызвали «взрыв мозга» в чате во время живого эфира:) Так ли полезны межполушарные доски.
  • Дисграфия. Определение и виды.
  • Почему занятия каллиграфией не равняются красивому почерку в обычных тетрадях.


До 31 января включительно 
запись курса «Учиться легко»
можно приобрести со скидкой 60%


Хочу курс + в подарок гайд по интеллект-картам


Курс состоит из 4 лекций.

Помимо темы письма, вы разберете:

📌 что необходимо, чтобы ребенок подружился с чтением;

📌 что делать, если ребенок «невнимательный»;

📌 почему ребенок может быть неуспешен в школе, даже если он умный и старательный.

Присоединяйтесь!

минус 60% по 31 января включительно