Какими разными бывают дети и как действовать родителям • Школа родительства «Большая Медведица»

На днях прошла первая лекция из Цикла Людмилы Петрановской и Екатерины Жуйковой «Дети не по ГОСТУ. Почему каждый ребенок не похож на другого и что с этим делать».

«Изюминкой» онлайн-встречи стали детские типы, которые не используются ни психологами, ни врачами. Это разные портреты, собранные на основе обратной связи от родителей, учителей, бабушек и дедушек, ― тех взрослых, которые общаются с ребенком, пытаются организовать его развитие и сталкиваются с трудностями.

⭐️ «Это чей портрет?», или Какими бывают дети

Мы разобрали основные особенности:

✅ неуправляемых (возбудимых) детей;

✅ тревожно-мнительных;

✅ «странных» (с особенными идеями, необычным поведением);

✅ отстающих (медлительных, с трудом обучающихся);

✅ демонстративных;

✅ агрессивных.

Детальному описанию посвящена половина эфирного часа прошедшей лекции и, конечно, для текста одной публикации этого слишком много. Вы можете прослушать подробную информацию о всех 6-ти типах, начиная с 37 минуты записи (ссылка ниже). В этом посте мы коснемся 2-х из 6-ти типов ― тревожно-мнительных и демонстративных детей. А еще постараемся дополнительно сориентировать вас по содержанию встречи, включив в описание тайминг.

✅ Тревожно-мнительные дети

Какие они: Основные черты

Дети, которые могут бояться всего нового. Часто избирательны в еде, видят плохие сны. Не соглашаются идти в новую обстановку или делают это через огромное преодоление. Могут с осторожностью относиться даже к близким людям в определенные периоды жизни.

Если с ребенком поговорить, поспрашивать о происходящем с ним, то, как правило, становится видно, что за тревогой стоят различные фантазии. Окружающий мир не безопасен, нужно проверять лишний раз вещи, которые мы трогаем, потому что на них микробы, и т. п. ― все эти идеи в разном возрасте могут довольно сильно проявляться. Часто озвучиваются нелепые,с нашей точки зрения, требования, основанные на тревоге и мнительности: готовить определенным образом, ставить вещи «только так»…

❤️ Подсказка для родителей: Ключевое в выстраивании отношений

Таким детям, в отличие от, например, возбудимых, противопоказаны наказания. Болезненно воспринимается повышение голоса. Санкции применяем только в крайних случаях и очень четко проговариваем и проясняем, за что и почему.

Это дети, которые особенно нуждаются в хорошем, теплом эмоциональном контакте при одновременном ограждении от дополнительной тревожащей обстановки. Принцип «брось в воду ― поплывет сам» не для них. Нельзя ставить задачи, которые для таких детей могут быть слишком болезненными или нерешаемыми.
____________________

Пример из психологической практики Екатерины Жуйковой:

Желая помочь ребенку, развить самостоятельность, способность справляться со своими страхами, родители отправляют ребенка одного в магазин со словами: «Если ты не купишь продукты, значит, семья есть не будет». Идея, сильнейшая мотивация, которая сработала бы для другого, оказалась абсолютно противопоказанной для мнительного ребенка. В итоге он впал в тяжелейшую тревогу и вообще некоторое время отказывался выходить из дома.
____________________

Если ваш ребенок «трепетун», то нуждается в особом подходе ― с уважением к его внутреннему миру, который может совершенно не пониматься взрослыми. Недопустимо обесценивание этого внутреннего мира: «Какие там микробы!» или «Что там может быть на улице с тобой случиться!».

Конечно, рекомендация «не обесценивать» верна для любого ребенка (да и взрослого), но в общении с тревожными детьми несоблюдение принципа ценности внутреннего мира чревато, потому что слишком разрушительно для таких детей.

Что в перспективе, если не учитывать особенность ребенка?

С возрастом ребенок просто замыкается в себе, и все эти тревоги появляются, растут, меняются уже без контакта со взрослыми. Мы понятия не имеем, какие у ребенка фантазии и насколько сильно влияют на него.

✅ Демонстративные дети

Какие они: Основные черты

Раньше детей демонстративного типа было немного. Специалисты и родители даже не говорили об этом в каком-то особом ключе. Но ситуация изменилась.

Девочек среди таких детей больше, чем мальчиков. Это дети, которым нужно особое внимание. Вся их деятельность существует только в контакте с теми, кто на них смотрит. Все, что делается ребенком, делается под взглядом окружающих. Таким детям крайне важно, чтобы на них как-либо реагировали: если не реагируют позитивно, то хотя бы негативно.

Они стремятся определять ход совместной с другими детьми игры. Нужно, чтобы их голос был громче других голосов, чтобы на них смотрело большее количество глаз, чем на других детей.

Часто предпочитают яркую, выделяющую их одежду. Могут требовать пойти в сад с тремя парами крылышек или с двумя парами усиков и т.д.

Естественно, подобные моменты бывают у разных детей, но демонстративный ребенок характеризуются тем, что его жизнедеятельность фактически полностью связана с вниманием окружающих. В итоге очень быстро жизнь семьи подстраивается под то, чтобы это внимание ребенку давать, потому что без внимания никакого движения не происходит.

❤️ Подсказка для родителей: Ключевое в выстраивании отношений

Ребенок очень быстро перестает видеть других людей как личностей, как тех, на кого стоит обращать внимание. Это могут быть и родители, и другие дети. Поэтому самое важное, что мы делаем, — чтобы они сами могли смотреть на других, замечать их, обращать внимание на потребности окружающих.

Если вашему ребенку свойственна демонстративность, обязательно обращайте его внимание на реакцию других людей: «Как на твою игру отреагировал Вася, Петя и т.д.» , «У кого еще были такие розовенькие крылышки, с кем ты могла бы вместе быть в паре?»…

Что в перспективе, если не учитывать особенность ребенка?

Если никак не работать с этой особенностью или выбирать только одну стратегию поддержки (подробнее о четырех базовых стратегиях мы говорили на лекции), то нарушается развитие эмпатии — способности понимать, что происходит с другим человеком, сопереживать. Человек сконцентрирован на себе. Без понимания, без стремления к пониманию, нет контакта и по-настоящему близких отношений.

❗️ Нет плохого и хорошего типа

Важно: Когда мы соотносим ребенка с каким-либо типом, это не значит, что, например, тревожный или демонстративный ребенок всегда такой. Он такой ― часто, он такой ― в какие-то моменты, особенно стрессовые. Потому что, чем более стрессовая ситуация, тем более ребенок будет проявлять свою особенность.

Любая особенность не должна быть единственным, что определяет ребенка.

Общая картина такова: у каждого из нас какие-то черты более выражены, а какие-то западают. Это связанные вещи.

Попробуйте смотреть на особенности детей как на сложную интересную подвижную конструкцию. Если какие-то ее части начинает сильно перекашивать, то она теряет эту устойчивость и гибкость. И как только ребенок попадает в стрессовую ситуацию, ситуацию новых для него задач и вызовов, вся конструкция начинает двигаться и тогда уже может запуститься дисфункция.

В последующие 5 лекций мы будем подробно говорить обо всех этих типах ― уже на разных уровнях: как функционируют эмоции, волевая сфера, как развивается интеллект. Однако содержание первой лекции не ограничивается только типами. Вот обещанный путеводитель →

✅ Основные тематические блоки первой лекции, с таймингом

6:30 ― 36:00 (минуты в видеозаписи)
Какие виды «нормы» бывают. Зачем родителям об этом задумываться и как относиться к отклонениям от «среднего значения».

37:00 ― 1:06
Портреты детей. 6 типов. Разбор основных особенностей и акценты на действиях родителей (то, о чем как раз это письмо), а также в качестве примера, как нужно реагировать на тревожность ребенка, ― случай из детства Людмилы Петрановской.

1:07 ― 1:14 
Что и в какой степени влияет на особенности ребенка: 4 фактора. В чем ошибочность и опасность представления, что так много зависит от отношений ребенка с родителями.

1:15 ― 1:35 
Как мы реагируем на особенности ребенка. Плюсы и минусы разных стратегий:

1. Затащить ребенка в рамки нормы;

2. Создать для ребенка особые условия, особый социальный круг;

3. Переформулировать особенности в достоинства, превратить дисфункцию в особый талант;

4. Игнорировать, не замечать особенности.

©️ Школа осознанного родительства «Большая Медведица» www.bmshkola.ru

Зарегистрироваться и посмотреть запись лекции №1 (в бесплатном доступе до 23:59 мск 15 декабря, далее только в составе Цикла):
https://bmshkola.ru/project/1lec_gost/