Фото автора olia danilevich: Pexels
Почему свободный формат обучения показан далеко не каждому ребенку
Большинство родителей мечтает о свободной и демократичной школе для своего ребенка.
Такой школе, где учителя будут добры к детям. Где у ребенка будет право на «не знаю» и подсказку друга, помарки в тетрадке и забытый учебник.
Школе, которую дети будут не хотеть пропускать. Которая будет для них местом силы и вторым домом.
Школе, которую можно будет полюбить, а не возненавидеть.
Однако и такие школы могут оказаться не самым удачным выбором для определенного типа детей.
На что нужно обратить внимание при выборе «мягкой школы», рассказывает детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова.
Крайности в обучении, которых следует избегать
У каждого из нас, взрослых и детей, есть свой нейропсихологический функциональный профиль, поясняет Наталия Романова-Африкантова. Одни функции развиты выше среднего, а другие — ниже среднего.
Кому-то повезло, и те функции, которые развиты «ниже среднего», не лежат в области школьно значимых навыков. У кого-то, наоборот, истинный дефицит попадает в школьно значимые функции.
Есть два крайних подхода к дефицитам в обучении у детей, и оба этих подхода, по-хорошему, нужно избегать.
Первая крайность: все должны быть одинаковые, всех нужно уровнять и всех нужно максимально тянуть до заявленной нормы.
В таких школах родителям детей с дефицитом внимания начинают говорить: «Вам нужно на комиссию, в коррекционную школу, потому что это ненормально».
Вторая крайность: «Мы принимаем всех такими, какие они есть, какие бы ни были дефициты – это не более, чем особенности. Там, где в одном месте недостает, в другом месте — избыток, и не надо вообще пытаться ничего скорректировать».
Если про «первую крайность» все понятно без пояснений, то «вторая крайность» не так очевидна.
Каким детям трудно в демократичных школах
Родителям детей с дефицитами внимания часто кажется, что их детям нужна очень гуманная школа, в которой не обязательно ровно сидеть, можно ходить по классу во время занятий, и что от этого ребенку будет легче.
Это не всегда верно, подчеркивает Наталия Романова-Африкантова.
У детей с дефицитом произвольного поведения — если не способствовать тренировке этой произвольности — проблемы могут только усугубляться.
Для такого ребенка гуманная школа должна быть школой, в которой дисциплина все-таки есть, но при этом ребенка не ругают за несоблюдение этой дисциплины, а помогают научиться ее соблюдать.
Потому что если у ребенка нет понимания дисциплины в классе, но есть дефицит произвольности, то такому ребенку будет сложно в обучении.
В свободных школах оказывается трудно и детям со слабым типом нервной системы. Им очень сложно, когда по классу кто-то ходит и нет возможности в тишине сосредоточиться.
Важно учитывать и то, что обстоятельства могут меняться: например, случился переезд туда, где нет альтернативных школ, или произошла потеря доходов, которая перекрыла возможность ходить в альтернативную школу.
И дети оказались вынуждены пойти в государственную школу.
Если ребенок со школьно значимыми дефицитами
сначала попадает туда, где ему —>
не дали инструментов, которыми можно компенсировать дефициты,
не показали, как с этим можно работать,
а вместо этого просто не обращали внимания: «Мы принимаем всех такими, какие они есть»,
то в обычной школе такому ребенку будет сложно.
________
Как же все-таки найти для ребенка подходящую школу?
На лекции «Как выбрать свою школу» мы выясняли:
- Почему поступление ребенка в школу начинается с готовности родителя, а не ребенка.
- Как родительские тревоги и страхи мешают выбрать для ребенка ту школу, которая подходит ему, а не родителям.
- Как определить цели и задачи, которые родители должны ставить перед школой.
- Как сформулировать для себя, что будет самым важным в школе: в ее атмосфере, учителях и ценностях.
- Что действительно имеет значение для ребенка в младшем, среднем и старшем звене.
- Какие существуют варианты школ и форм обучения.
- Каким детям подходят демократичные школы, а каким ― могут навредить (да, и так бывает).
- Как после «мягкой» школы перейти в обычную без потерь для ценностей о самоощущения ребенка.
- Как преодолеть страх ребенка перед школой.
- Чем отличается семейное обучение от заочного. Плюсы и минусы. Каким детям подходит такая форма обучения.
- Что такое анскулинг и чем он отличается от домашнего обучения. Плюсы и минусы. Каким детям подходит такая форма обучения.
- Как выбрать школу для ребенка тревожного / высокочувствительного / с дефицитом внимания / не умеющего сдерживать эмоции / с особенностями здоровья.
- Как разобраться, какая программа обучения отвечает потребностям и способностям конкретного ребенка.
- Как относиться к системе оценивания и нужно ли искать школу с безоценочной системой.
- Как понять, что настало время поменять школу. Как выбрать среднюю, а потом и старшую школу.
- Участвовать ли в гонке портфолио, олимпиадах и конкурсах.
Это максимально полезные 140 минут Вашего времени.
В результате выбор или смена школы будет представляться Вам как понятная и посильная задача, решить которую можно с минимумом усилий и переживаний.
И с большой вероятностью того, что в выбранной школе ребенку будет комфортно и интересно учиться.
Вы можете приобрести запись лекции, которая будет доступна в течение года с момента покупки в вашем личном кабинете. Для просмотра потребуется только интернет.
При покупке лекции Вы получаете три подарка:
- онлайн-марафон «Дети и гаджеты. Обнуление» стоимостью 750 руб.;
- мини-лекцию «Как научить ребенка самостоятельно делать домашку без слез, криков и угроз»;
- «Тест на готовность родителей к успешной учебе ребенка».