Каким детям может навредить демократичная школа • Школа родительства «Большая Медведица»

Фото автора olia danilevich: Pexels

Почему свободный формат обучения показан далеко не каждому ребенку

Большинство родителей мечтает о свободной и демократичной школе для своего ребенка. 

Такой школе, где учителя будут добры к детям. Где у ребенка будет право на «не знаю» и подсказку друга, помарки в тетрадке и забытый учебник. 

Школе, которую дети будут не хотеть пропускать. Которая будет для них местом силы и вторым домом. 

Школе, которую можно будет полюбить, а не возненавидеть.

Однако и такие школы могут оказаться не самым удачным выбором для определенного типа детей. 

На что нужно обратить внимание при выборе «мягкой школы», рассказывает детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова.

Крайности в обучении, которых следует избегать

У каждого из нас, взрослых и детей, есть свой нейропсихологический функциональный профиль, поясняет Наталия Романова-Африкантова. Одни функции развиты выше среднего, а другие – ниже среднего.

Кому-то повезло, и те функции, которые развиты «ниже среднего», не лежат в области школьно значимых навыков. У кого-то, наоборот, истинный дефицит попадает в школьно значимые функции.

Есть два крайних подхода к дефицитам в обучении у детей, и оба этих подхода, по-хорошему, нужно избегать.

Первая крайность: все должны быть одинаковые, всех нужно уровнять и всех нужно максимально тянуть до заявленной нормы. 

В таких школах родителям детей с дефицитом внимания начинают говорить: «Вам нужно на комиссию, в коррекционную школу, потому что это ненормально».

Вторая крайность: «Мы принимаем всех такими, какие они есть, какие бы ни были дефициты – это не более, чем особенности. Там, где в одном месте недостает, в другом месте – избыток, и не надо вообще пытаться ничего скорректировать». 

Если про «первую крайность» все понятно без пояснений, то «вторая крайность» не так очевидна. 

Каким детям трудно в демократичных школах 

Родителям детей с дефицитами внимания часто кажется, что их детям нужна очень гуманная школа, в которой не обязательно ровно сидеть, можно ходить по классу во время занятий, и что от этого ребенку будет легче. 

Это не всегда верно, подчеркивает Наталия Романова-Африкантова.

У детей с дефицитом произвольного поведения – если не способствовать тренировке этой произвольности – проблемы могут только усугубляться. 

Для такого ребенка гуманная школа должна быть школой, в которой дисциплина все-таки есть, но при этом ребенка не ругают за несоблюдение этой дисциплины, а помогают научиться ее соблюдать. 

Потому что если у ребенка нет понимания дисциплины в классе, но есть дефицит произвольности, то такому ребенку будет сложно в обучении. 

В свободных школах оказывается трудно и детям со слабым типом нервной системы. Им очень сложно, когда по классу кто-то ходит и нет возможности в тишине сосредоточиться. 

Важно учитывать и то, что обстоятельства могут меняться: например, случился переезд туда, где нет альтернативных школ, или произошла потеря доходов, которая перекрыла возможность ходить в альтернативную школу. 

И дети оказались вынуждены пойти в государственную школу.

Если ребенок со школьно значимыми дефицитами

сначала попадает туда, где ему —>

не дали инструментов, которыми можно компенсировать дефициты,

не показали, как с этим можно работать, 

а вместо этого просто не обращали внимания: «Мы принимаем всех такими, какие они есть»,

 

то в обычной школе такому ребенку будет сложно. 

________

Как же все-таки найти для ребенка подходящую школу?

На лекции «Как выбрать свою школу» мы выясняли:

  • Почему поступление ребенка в школу начинается с готовности родителя, а не ребенка.
  • Как родительские тревоги и страхи мешают выбрать для ребенка ту школу, которая подходит ему, а не родителям.
  • Как определить цели и задачи, которые родители должны ставить перед школой.
  • Как сформулировать для себя, что будет самым важным в школе: в ее атмосфере, учителях и ценностях.
  • Что действительно имеет значение для ребенка в младшем, среднем и старшем звене.
  • Какие существуют варианты школ и форм обучения.
  • Каким детям подходят демократичные школы, а каким ―  могут навредить (да, и так бывает).
  • Как после «мягкой» школы перейти в обычную без потерь для ценностей о самоощущения ребенка.
  • Как преодолеть страх ребенка перед школой.
  • Чем отличается семейное обучение от заочного. Плюсы и минусы. Каким детям подходит такая форма обучения.
  • Что такое анскулинг и чем он отличается от домашнего обучения. Плюсы и минусы. Каким детям подходит такая форма обучения.
  • Как выбрать школу для ребенка тревожного / высокочувствительного / с дефицитом внимания / не умеющего сдерживать эмоции / с особенностями здоровья. 
  • Как разобраться, какая программа обучения отвечает потребностям и способностям конкретного ребенка. 
  • Как относиться к системе оценивания и нужно ли искать школу с безоценочной системой.
  • Как понять, что настало время поменять школу. Как выбрать среднюю, а потом и старшую школу.
  • Участвовать ли в гонке портфолио, олимпиадах и конкурсах. 

Это максимально полезные 140 минут Вашего времени. 

В результате выбор или смена школы будет представляться Вам как понятная и посильная задача, решить которую можно с минимумом усилий и переживаний. 

И с большой вероятностью того, что в выбранной школе ребенку будет комфортно и интересно учиться.  

Вы можете приобрести запись лекции, которая будет доступна в течение года с момента покупки в вашем личном кабинете. Для просмотра потребуется только интернет.

При покупке лекции Вы получаете три подарка

  • онлайн-марафон «Дети и гаджеты. Обнуление» стоимостью 750 руб.;
  • мини-лекцию «Как научить ребенка самостоятельно делать домашку без слез, криков и угроз»;
  • «Тест на готовность родителей к успешной учебе ребенка».

Бесплатная онлайн-лекция для родителей "Как выбрать идеальную школу"