Почему умение видеть маленькие достижения важнее медалей, кубков и первых мест
Каждому ребенку для реализации своего потенциала необходим опыт успеха и побед.
Но не только и даже не столько тех достижений, результат которых можно повесить на стену или поставить на шкаф.
Гораздо важнее медалей, кубков и первых мест для ребенка будет умение видеть эффект от совсем небольших шагов в процессе обучения чему бы то ни было, а также навык присваивать себе ежедневные достижения.
________________
Как помогать детям в создании их собственного опыта успехов и побед, мы обсудим в этой статье с экспертом — детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой, автором «Энциклопедии родителя счастливого школьника».

________________
«Мало что мы записываем себе как достижение. А вот неудачи запоминаем «в лицо»
Опыт успехов и побед – это, в принципе, про то, как «ты чему-то научился».
- Узнавать время по механическим часам.
- Прыгать через скакалку.
- Кататься на велосипеде.
- Завязывать шнурки.
- Собирать свой рюкзак.
- Самостоятельно следить за расписанием.
В каждом этом опыте важен самый крохотный шаг.
Например, ребенок учится играть в футбол.
Фиксируйте вместе с ребенком:
«Вот ты помнишь, было время, когда ты не мог ногой по мячу попасть. А вот теперь ты можешь попасть по мячу».
«А теперь ты можешь не просто попасть ногой по мячу, но и в сторону ворот пульнуть!»
Я немного утрирую, конечно, но именно на таких примерах можно заметить, что мы — и дети, и взрослые — слишком часто обесцениваем свои достижения.
Нам кажется, что то, что мы умеем, то, что мы можем, то, что мы освоили и достигли, – это так себе, опыт и опыт. Мало что мы записываем себе именно как достижение, победу, успех.
А вот неудачи запоминаем, что называется, «поименно».
Поэтому очень важно «наращивать мышцу» маленьких достижений с детства. И учиться «засчитывать» в победы небольшие шаги к поставленной цели. Делать их видимыми и значимыми.
Заведите тетрадку и вместе с ребенком фиксируйте его успехи:
+ насколько дальше удалось проплыть;
+ насколько ниже получилось сесть на шпагат;
+ сколько шагов получилось сделать на роликах —
и так далее.
«Вчера ты прочитал полслова, а сегодня целое слово».
«На прошлой неделе ты писал загогулины, и они разбегались по строчке, а теперь, посмотри, почти все загогулины друг за дружкой».
Что происходит, когда вы создаете ребенку такой опыт успешности?
Вы прокачиваете важнейшее звено мотивационной цепочки — положительное подкрепление.
Ребенок учится получать положительное подкрепление на промежуточных этапах — а это значит, что его желание дойти до цели с каждым маленьким шагом будет только крепнуть.
Этот опыт ценности малого будет помогать ребенку не только в учебе, но и в работе, и в отношениях, в том числе — уже со своими детьми
________________
Детской мотивации и умению ребенка достигать цели полностью посвящена одна из семи лекций «Энциклопедии родителя счастливого школьника» — «Почему он ничего не хочет. Как ломается детская «хотелка» и как ее починить».
На лекции мы разобрали:
— какую основную ошибку в мотивации детей допускают родители и почему сами родители замечают эту ошибку только, когда ребенок перестает хотеть что-либо делать;
— какие желания и «хотения» должны быть у детей по возрастам 0-3 лет, 3-7 лет, 7-11 лет, 11-16 лет;
— какие нежелания и «нехотения» должны быть в те же возрастные периоды;
— отсутствие какие навыков в эти возрастные периоды должно насторожить родителей;
— почему важно, чтобы ребенок сам понимал, замерз ли он и нужна ли ему шапка;
— почему в 3-7 лет родители часто пропускают задержку в моторике у детей, что с этим делать и как это связано с «хотелкой»;
— почему в 7-11 лет несоблюдение дисциплины в школе — это тревожный сигнал, а в 11-16 лет, наоборот, беспокоиться нужно, если ребенок соблюдает дисциплину;
— что делать, если ребенок ненавидит куда-то ходить — в школу, музыкалку, спортивную секцию;
— что делать, если подростка интересуют только дружба и влюбленности, а на экзамены и оценки ему плевать.
Эта лекция входит в состав сборника из 7 онлайн-лекций, посвященных основным тревогам, заботам и вопросам родителей — «Энциклопедия»
Выбор школы и кружков, оценки и оценивание, трудности в обучении, потеря учебной мотивации, детское выгорание и многое-многое другое — важное, ценное, волнующие всех нас, пока дети не окончат школу.
Все 7 лекций посвящены тому, чтобы:
- родители меньше беспокоились,
- больше верили в себя и своих детей
- и были друг другу поддержкой.
Потому что именно теплые отношения между родителями и детьми выступают залогом успешной самореализации ребенка в его будущем.
